Новикова Людмила Владимировна
Экологическое воспитание старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка. Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Дети чувствуют прекрасное и тянутся к нему. В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать, запоминать и узнавать музыку, радоваться или огорчаться; проникаются содержанием, красотой музыки. Развивается интерес к слушанию музыки. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности, в природе.
Публикация «Экологическое воспитание старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель работы:
• Развитие экологической воспитанности дошкольников на музыкальных занятиях
Задачи :
• Освоение экологических представлений посредством музыки
• Развитие познавательных умений на музыкальных занятиях
• Накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным
Виды музыкальной деятельности
Восприятие музыки :
• Восприятие музыки
• Музыкально-дидактические игры на экологическую тему
Исполнительство:
• Пение
• Музыкально-ритмические движения
• Игра на музыкальных инструментах
Творчество:
• Песенное творчество
• Музыкально-игровое и танцевальное творчество
• Импровизация на детских музыкальных инструментах
Восприятие музыки
Задачи:
Раскрыть изобразительные и выразительные возможности музыки и музыкальных инструментов, объяснить как музыка изображает различные природные явления; как музыка передаёт настроение.
Явление природы (П. Чайковский «Октябрь», концерт «Весна» А. Вивальди, Э. Григ «Ручеёк).
Красоту природы («Росинки» С. М. Майкопара); тревогу, смятение (“Зимнее утро” П. И. Чайковского); могущество (“Море” Н. А. Римского - Корсакова); нежность, беззащитность (“Подснежник”П. И. Чайковского из цикла “Времена года”, “Лебедь” К. Сен-Санс); образы животных, насекомых, птиц (“Карнавал животных” К. Сен - Санс, “Петя и волк” С. Прокофьев, “Полет шмеля” Н. Римский-Корсаков, “Щелкунчик”П. Чайковский, “Песня жаворонка” П. Чайковского);
Исполнительство
Пение:
Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму. Слияние музыки и слова, позволяет выразить свои чувства, вызвать эмоциональный отклик, как сочувствие, понимание. Песня является средством воспитания любви к природе, животным, птицам, бережного отношения.
Музыкальный репертуар:
• “Соловушка” муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой;
• «Мишка и оса» Т. Пшеничной
• «Кукушка» Е. Тиличеевой
• «Лиса по лесу ходила» р. н. п.
• «Зимушка хрустальная» муз. Филиппенко, сл. Бойко
• «Это наша русская зима» Гусевой
• «Метелица» Вихаревой
• «Осень милая шурши» муз. Еремеевой
• «Жил в лесу колючий ёж» муз. Бодраченко, сл. Зорицкой
• “Зимушка-зима”муз. Вахрушевой и т. д.
• «Ранняя весна» Д. Трубачов, В. Трубачов
Музыкально-ритмические движения:
Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, определенные настроения. Под влиянием переживания и определённых эмоций движения приобретают соответствующий характер. Дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов. Выполняя движения под музыку, дети представляют тот или иной образ. Дети, используя характерные движения, передают облик и характер персонажей, своё отношение к ним.
Музыкальный репертуар:
• «Кот и мыши»
• Танец цветов»
• Игра «Хитрый кот» С. Г. Насауленко
• Игра «Заяц и волк» С. Г. Насауленко
• Игра «Васька кот» Г. Лобачова, Н. Френкель
• Хоровод «Гриб волнушка» М. Картушиной, сл. Сатуновского
Творчество
Детское музыкальное творчество – это сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные. Сочиняя и импровизируя дети самовыражаются. Творческие импровизации способствуют закреплению и свободному применению усвоенного, возникновению интереса к музыкальной деятельности.
Музыкальный репертуар:
1. Задание: “Сыграй “дождик” на металлофоне”
2. Выразительно передать характерную особенность персонажа (“Хитрая лиса”, “Трусливый заяц», “Трудолюбивый муравей” и т. д.)
3. Придумай движения хоровода по тексту и т. д.
Праздники
Экологические праздники в детском саду активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют проявлять свои навыки, умения, инициативу, подводят определенный итог педагогической работы. Музыкальные праздники и развлечения с экологической тематикой поддерживают у ребенка интерес к чудесному, прекрасному и таинственному миру природы. Красивые мелодии привлекают ребенка, пробуждают у него воображение, фантазию, ассоциативное мышление, желание творить. Музыкальное воспитание имеет огромные возможности. Ведь в окружающем нас мире всё поет, звучит: звон капели, свист ветра, журчание ручейка,пение птиц. С самых ранних лет мы, воспитываем в детях чувство любви к природе.