Ирина Брост
Экологическое воспитание с использованием проектной деятельности
▼ Скачать +Заказ
Система моей работы по экологическому воспитанию с использованием проектной деятельности включала в себя следующие этапы:
Работа над проектом, включала составление плана действий, который формировался в ходе всего периода и проходит в несколько этапов:
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
Публикация «Экологическое воспитание с использованием проектной деятельности» размещена в разделах
3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
6) организация совместной творческой, поисковой и практической деятельности с педагогами, родителями и детьми;
7) работа над частями проекта, его коррекция;
8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит воспитателю и детям. В практической реализации проекта принимали участие дети, родители, а также все сотрудники детского сада.
Доминирующие методы, используемые мною в работе над проектом классифицировались на игровые, творческие, познавательные и др. Была разработана тематика различных видов проектов (см. приложение №3).
По продолжительности проекты были краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев).
Тема проекта «Остров почемучек» была выбрана не случайно, она тесно связана с использованием методов и приемов ИКТ, с помощью которых можно добиться не только повышения уровня усвоения программного материала, но и изменению определенных качеств ребенка, способствующих развитию коммуникативных и рефлексивных навыков, его любознательности.
Его форма и подробный план действий разрабатывался совместно со специалистами детского сада: психологом, музыкальным руководителем (см. приложение №4). В рамках данного проекта были разработаны мини-проекты по различным экологическим проблемам. Для стимулирования потребности ребенка в самореализации по темам мини-проектов были сделаны компьютерные презентации по темам: «Вода в жизни человека», «Какую пользу приносит лес?», «Чистый воздух - залог здоровья» (см. приложение №5).
На этапе разработки содержания занятий по экологическому воспитанию, животного мира, мира растений такие как: «Земля - наш общий дом», «Почему исчезают животные?», «В лесу» и т. д., игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, большое внимание уделялось и организацию среды в ДОУ, таким образом, чтобы она являлась фоном к эвристической и поисковой деятельности, развивала у дошкольника любознательность (см. приложение №,6,7,8,9,10). Например, работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке поставили яркие книги, энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы. В игровом уголке систематизировали и поставили игры на эмпирическую тему. В групповой комнате организовали «фитобар», а на коробочках с фиточаем наклеили изображение данного растения. «Официанты», подавая чай, рассказывают о его целебных свойствах, побуждая детей узнавать новые рецепты. На стене в групповой комнате и в приемной повесили плакаты экологического содержания, выполненные детьми (см. приложение №11). В приложении прикладываются другие проекты разработанные и проведенные мною совместно с детьми и родителями (см приложение № 12).
Система работы по экологическому воспитанию, подразумевает совместную работу с родителями. Мною разработаны, такие формы работы, как анкетирования, совместные досуги, праздники, стенды, газеты, плакаты, буклеты по экологическому воспитанию. Ежегодно провожу экологический марафон, субботники по благоустройству и высадке растений на территории детского сада, праздник «День земли» (см. приложение №13,14,15,16,17).
Результатом этих проектов стало следующее : вовлечение родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространство детского сада, выявление интересных идей по модернизации дизайна территории детского сада.
В будущем эти проекты из творческих плавно перетекут в практико-ориентированные, и совместно с родителями реализуются идеи, предложенные в семейных проектах.
В результате проведенной работы удалось повысить экологическую грамотность родителей, привлечь к совместной деятельности с детьми по данной проблеме (см. приложение №18).
Так как ведущая деятельность детей в детском саду – игра, я постаралась разработать содержание сюжетно-ролевых игр с учетом экологический задач :
«Путешествие в подводное царство»;
«Путешествие на Луну»;
«Гомеопатическая аптека»;
«Зоологический магазин»;
«Зоопарк» (см. приложение №19).
В рамках экологического проекта «Зеленый детский сад» разработан физкультурный досуг «Экологический десант» с целью интеграции экологических знаний и пропаганды здорового образа жизни (см. приложение №19).
На территории детского сада организовала экологическую тропу, подготовила экскурсоводов детей и организовала путешествия по этой тропе для малышей, гостей и родителей, в соответствии с разработанным перспективным планом (см. приложение №20).
К организации поисковой и творческой деятельности детей подключила родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справился бы. По теме проекта предлагала детям задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками диких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц, презентацию на различные экологические темы и т. д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирали задание, в соответствии с интересами и желанием, а в случае необходимости я предоставляла справочный, практический материал или рекомендации, где его можно найти (приложение №21).
Последний этап проекта — защита. Это всегда самый зрелищный момент. На защиту пригласили гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Объяснила, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта проходила ярко, интересно и была продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
В ходе реализации проекта мною был сделан вывод, что работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа над проектами не только сплотила детей в подгруппах по реализации поставленных задач, но и дала им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Интересна в этом плане игра «Мы журналисты». Детям давались задания сделать репортажи о природе родного города, об экологических проблемах своей улицы и т. д. Общее дело помогло развить такие качества личности как: любознательность, коммуникативность и нравственные качества дошкольников.