Ахблек Шуриева
Экологическое воспитание дошкольников посредством исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время всё больше внимания уделяют проблеме экологического воспитания. Причина актуальности - это неправильная деятельность человека в природе с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Третье тысячелетие человечество встречает в условиях глобальной экологической опасности. Человек настолько изменил свою среду существования, что все чаще ставятся вопросы о существовании самого человека. Кем станет сегодняшний ребенок по отношению к окружающему нас миру завтра: творцом или разрушителем?
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников посредством исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2016
Раньше работа по экологическому воспитанию дошкольников проводилась в виде мероприятий экологического содержания и страдала однообразием форм: сообщения, беседы, праздники, ведение дневников наблюдений за природой. Ориентированы они главным образом на преподнесение детям готовых знаний об окружающей среде. Формирование бережного отношения к природе, ответственности за нее у детей, часто оставались на заднем плане. На современном этапе наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести различные экологические акции и исследовательские проекты, которые помогут сформировать экологическую культуру дошкольников. Экологический проект – это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения. Информация, которую получают дети, должна быть научно достоверной и в то же время доступной для их понимания. В реализации проекта «Красная книга Самарской области» дети совместно с родителями дома находили информацию о животных, проводили исследования. А в детском саду с гордостью делились знаниями со сверстниками. Ведь это они узнали вместе с мамой, папой. Придумывали экологические сказки, рассказы, которые в конкурсах разного уровня занимали призовые места. В конце учебного года выпускники подарили детскому саду свою «Красную книгу», где была информация, рисунки, авторские детские экологические сказки. Исследовательские проекты формируют умение детей понять, что в природе каждое живое существо выполняет свою функцию, поддерживая природное равновесие. Особое значение уделяем совместной работе родителей и детей. Исследовательский проект «Сердце дерева в бумаге» помог детям узнать, как делают бумагу, почему же сердце дерева в бумаге. Общими усилиями собрали макулатуру, родители сдали в пункт приема г. Отрадный. В памятке «Сохрани дерево» рассказали, что спасли 2 дерева. Итоговым мероприятием был «Бал в бумажном королевстве». Из разных бумаг родители смастерили 21 костюмов, бальных платьев.
В ходе познавательно-исследовательского проекта «Его величество-электричество», проводились различные опыты, где дети старались самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО. Основной задачей экологического воспитания является создание у дошкольников, прежде всего, установки на здоровый образ жизни, привитие им элементов экологической культуры, формирование экологического сознания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.