Лариса Валерьевна Бизина
Экологическое воспитание младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс на тему: «Экологическое воспитание младших школьников»
Главный вопрос жизни – «Ни что я могу получать, а что я могу отдать»
Лорд Баден Пауэл
Цель: формирование ответственного отношения к природе.
Задача: формирование у школьника понимания существующих связей между живыми организмами
- В рамках представления своего опыта я предлагаю вам мастер - класс.
- Я вас попрошу удобнее сесть и послушать рассказ В. Малиновского «Ромашковая поляна».
Публикация «Экологическое воспитание младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Я бывал здесь чуть ли не каждый день. Приезжал обычно вечером после работы, садился на потемневший от времени еловый пенек и смотрел. Просто смотрел на белое чудо, раскинувшееся у моих ног. И от сердца отходили мелкие суетные невзгоды. Жизнь казалась удивительно чистой и прозрачной, как лесной ручей, что журчал за моей спиной в ольховой лощине.
Правда, иногда мне было немного странно, что небольшая, сплошь усыпанная золотисто-белыми крупными ромашками поляна, остается целой и невредимой здесь, неподалеку от города. Но проходил день за днем, а цветы по-прежнему жили своей жизнью. По-прежнему над ними ласково гудели шмели, и, точно отвечая им, в такт слабым порывам ветра, ромашки задумчиво покачивали головами.
Потом я не был на поляне несколько дней. Но наконец-то выбрал вечерок и на велосипеде, как всегда, покатил к своим ромашкам. Знакомый поворот.
Но что это!
Лесную заброшенную дорогу разрезали колеса автомашины. Невольно ускорил шаги. Вот и ромашковая поляна. Ее было не узнать. Прямо посредине в ошметках грязи пролегла автомобильная колея. С краю, напротив елового пенька, чернели головешки потухшего костра. Рядом валялись пустые консервные банки, осколки битых бутылок, обрывки газет. От былого ромашкового чуда остались лишь редкие золотисто-желтые островки. Я прошелся по поляне, на которую еще недавно не смел ступить, посидел на любимом пеньке. Но прежнего чувства спокойствия и умиротворения не наступило. Напротив, в душе поднялась боль и обида.
Как мог, я убрал разбросанный хлам. Банки, стекло, газеты отнес в лес, выбросил в яму. Но горечь и обида не оставляли меня. Мучительно хотелось, чтобы это чувство хотя бы немного испытал тот, кто обезобразил, изуродовал ромашковую поляну. Чтобы до него дошло, что он обезобразил и изуродовал не просто клочок земли, покрытый цветами, а землю, нашу кормилицу, огромную, но хрупкую, судьба которой зависит от каждого из нас.
Беседа.
- Спасибо вам за внимание.
- Скажите, какое возникло у вас впечатление после прослушанного рассказа?
- Поделитесь своими мыслями.
- Как вы думаете, почему такое отношение к природе?
- Возникает ли боль и обида от того, что вы услышали?
- Почему такое отношение к природе опасно для самого человека?
- Как вы думаете от чего или от кого зависит наше будущее на планете?
- Сейчас уже, кажется всем ясно, что разрушать природу дальше не допустимо. Однако эти разрушения продолжаются.
- Какими качествами на ваш взгляд, отличаются люди, уничтожающие нашу планету и всё живое?
- Человек хочет отдыхать на природе, использовать её дары, но ведь всё это трудно природе выдержать.
- Я вас попрошу выбрать листочки такого цвета, который соответствует вашему состоянию или настроению в данный момент.
- Я попрошу вас на листочке написать, что нужно сделать самому человеку, всем нам для того, чтобы наша планета Земля была чистой, здоровой, цветущей.
- Прочитайте, пожалуйста, свои записи.
- Я услышала ваши позитивные мысли, ваши пожелания, действия и сделала вывод. Вы точно не будете обижать, губить, ломать нашу маленькую планету Земля.
- Посмотрите, как вы думаете, на что это похоже? Давайте её оживим, украсим, сделаем её красивее, чтобы она нам улыбнулась. Подарим ей свои листочки, сплетая ей колосок (мой листочек первый).
- Обратите внимание, а ведь ярких цветов на нашей планете больше. Ваше желание помочь, чтобы Земля была красивее, отразилось в этом колоске. И на ваши действия Земля вам улыбнулась.
Поэтому главным в своей работе по экологическому воспитанию я считаю отдать то, чем владею сама, я могу отдать и отдаю, зная, что это принесёт пользу.
Ни в этом ли главный вопрос жизни – «Ни что я могу получать, а что я могу отдать».
Есть одна планета – сад Нам жить в одной семье
В этом космосе холодном. Лететь в одном полёте.
Только здесь леса шумят, Давайте сохраним наш мир
Птиц скликая перелётных. Давайте-ка мы все
Лишь на ней одной увидишь Навек объединимся
Ландыши в траве зелёной, Давайте наши души сохраним
И стрекозы только тут Тогда мы на земле и сами сохранимся.
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету! Я. Аким
Подведение итогов
В завершение учитель предлагает ученикам самим подвести итоги, ответив на вопросы, о чем шел разговор на сегодняшнем занятии.