Любовь Ахметдинова
Проблемы нарушения письма у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе. Вопросы обучения письму младших школьников все больше и больше волнуют учителей и родителей. Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма, действительно, увеличивается с каждым годом и по самым общим подсчетам составляет 25-30%, причем это дети, имеющие непроходящие трудности обучения. Исследования методов Безруких М. М. и Хохлова Т. Е. показали, что многие нарушения письма не заканчиваются в начальной школе, а лишь модифицируются и сохраняются зачастую вплоть до окончания школы. Причин для возникновения этих нарушений предостаточно : и чисто педагогические, и медицинские, и физиологические, а системы коррекции, как таковой, нет. Учитель часто просто «не видит» как и когда начинаются многие нарушения письма, еще чаще – пытается скорректировать не причину, а результат, и, нередко, затратив много сил (своих и ученика, не добивается желаемого результата.
Публикация «Проблемы нарушения письма у младших школьников» размещена в разделах
Проблеме нарушения письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность ее изучения не снижается. Интерес ученых обусловлен многими факторами, и в частности такими, как:
Большая распространенность среди учащихся первых классов нарушений овладения письмом и дальнейшее их перерастание в стойкие дисграфии;
Необходимость организации своевременной профилактики, полноценной диагностики и эффективной коррекции нарушений письма;
Многообразие причин возникновения и сложность механизмов дисграфии, привлекающие к ней внимание специалистов из разных областей науки (логопедов, психологов, нейропсихологов, клиницистов).
Логопедические методики профилактики, диагностики и коррекции нарушений у детей навыка письма и письменной речи остаются почти неизменными на протяжении уже многих десятилетий. Однако до настоящего времени изучение дисграфии в ходе профессиональной подготовки логопедов, как правило, ограничивается традиционным педагогическим подходом, связывающим нарушение письма либо с неполноценным лингвистическим развитием детей, либо с оптико-пространственными нарушениями. Между тем, практика работы логопедов с современным поколением младших школьников, страдающих дисграфией, свидетельствует о необходимости внесения существенных изменений в организацию и содержание логопедической работы. Это продиктовано, в первую очередь, изменениями в развитии детей, произошедшими в последние десятилетия. Многочисленные исследования психологов и нейропсихологов свидетельствуют, о том, что соматический и психический статусы ребенка неправомерно оценивать исходя из норм вчерашнего дня. Развитие современных детей имеет как темповые, так и качественные особенности, и специалистам необходимо учитывать модификации онтогенетического процесса при организации как диагностической, так и коррекционной работы (А. В. Семенович, 2001).
Данные анализа теоретической и методической литературы помогли разработать содержание коррекционной работы.
Были определены направления, по которым следует проводить коррекционную работу. Устранение нарушений письма проводится в тесной связи с коррекцией нарушений устной речи как системы:
устранение недостатков моторной сферы;
развитие психических процессов;
коррекция дефектов звукопроизношения;
развитие и коррекция фонематических процессов;
коррекция лексико-грамматического строя речи;
уточнение и активизация пассивного словаря;
расширение и обогащение активного словаря;
развитие связной речи;
коррекция письменной речи.
Комплексный подход предполагает необходимость всестороннего коррекционно-педагогического воздействия на все стороны психофизического развития детей с дисграфией (на речевые и неречевые процессы). Индивидуальный дифференцированный подход определяется преимущественно выраженностью основного нарушения у каждого ребенка в отдельности: степень сформированности и особенностей слухового и фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, зрительного восприятия и пространственной ориентации, мелкой моторики, речевого внимания и памяти.
Таким образом, использование дифференцированных логопедических приемов, направленных на развитие и формирование как вербальных, так и невербальных компонентов психической деятельности во взаимосвязи с учебно-воспитательным процессом положительно сказывается на коррекции нарушений письма у учащихся.