Валентина Фролова
Оценивание учебных достижений младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Оценивание учебных достижений младших школьников
[Фролова Валентина Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №4
Г. Гусиноозёрск
Оценивание учебных достижений младших школьников
Образовательные стандарты второго поколения ориентированы на достижение планируемых результатов образования, при этом особое значение имеет оценка.
Публикация «Оценивание учебных достижений младших школьников» размещена в разделах
Концепция модернизации российского образования предполагает переход на безотметочную систему обучения на протяжении всей начальной школы.
Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей “отметочной” системы оценивания, способствовал бы повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.
Основные цели безотметочного обучения – сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. Указанной цели можно достичь, если мы подчиним безотметочное обучение решению более важной стратегической задачи модернизации всей российской школы – воспитанию самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально – экономических условиях быстро и эффективно найти своё место в обществе. Модель российского образования продолжает развивать мысль о том, что система оценки должна быть ориентирована на результаты. В новой системе оценивания найдут место новые методы оценивания, которые будут отражать достижения и индивидуальный прогресс ребёнка.
Для детей характерно то, что они хвалят свою работу и критикуют чужую. В связи с этим очень важно в условиях безотметочного обучения сформировать положительное отношение детского коллектива к каждому ученику, так как каждый имеет свой темп развития, свои успехи.
Детей нельзя сравнивать: этот умный, спокойный, лучше других, а этот слабый, отстающий. То, что одному дается легко и просто, для другого может представлять большие трудности. В связи с этим нужно нацелить детей не на обнаружение недостатков одноклассников, а на выявление положительных сторон. При безотметочном обучении очень важно научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления. Можно обсудить с ребенком вслух его собственную работу (он говорит, что у него получилось хорошо, что особенно хорошо, где он допустил ошибку, на что нужно обратить внимание). После завершения письменной работы на уроке каждому ученику предлагается оценивать ее в баллах :
В своей работе стараюсь использовать критериальное оценивание для того, чтобы:
-стимулировать ответственность учащихся за свои результаты;
-помогать учиться на своих ошибках;
-помогать понять, что не получается и в какой степени;
-определять наличие тех или иных умений;
-помогать осознать, что важно и необходимо освоить;
-оценивать продвижение учащихся относительно самих себя;
-мотивировать учащихся на достижение успеха;
-фиксировать неудачи;
При самооценке ученик по заданным критериям сам даёт содержательную и развёрнутую характеристику своих результатов, анализирует их достоинства и недостатки, а также ищет пути их устранения.
«Волшебные линеечки» Г. А. Цукерман широко используются в практике педагогов и являются безобидной и содержательной формой отметки. На своих уроках я использую - "волшебные линеечки", на которых дети отмечают свои результаты, в соответствии с совместно выработанными критериями оценивания :
очень высокий уровень (пометка вверху линеечки)
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень (пометка внизу линеечки)
Такая оценка позволяет любому ребёнку увидеть свои успехи; удерживает учебную функцию отметки; помогает избежать сравнения детей между собой, поскольку у каждого из них оценочная шкала – линеечка только в собственной тетради.
Кроме этого выполнение самооценки на различных этапах урока, оцениваются следующими видами оценочных суждений (на лесенке успеха) :
Знаю Понимаю и Могу научить
Не знаю Понимаю могу применить другого
Безотметочная система обучения в начальной школе - лишь первый шаг в решении задач, поставленных перед обновляющейся школой.
Список литературы
1. Воронцов А. Б. “Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности” М : “Рассказов” 2002г
2. Цукерман Г. А. и др. Оценка без отметки. -Москва-Рига, 1999.-133с.
3. Цукерман Г. А. Школьные трудности благополучных детей. М., 1989.