Мария Сергеева
Упражнения на креативность для дошкольников и младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнение «Кто это?»
Возьмите каждый по листку бумаги и нарисуйте сверху голову – человека, животного, птицы. Загните лист так, чтобы нарисованного не было видно – только кончик шеи. И передайте рисунок соседу. У каждого участника игры оказался новый лист с изображением, которого он не видел. Все рисуют верхнюю часть туловища, снова «прячут» рисунок и передают соседу, чтоб на новом полученном листке дорисовать конечности. А теперь разверните все рисунки и посмотрите, какие на них изображены существа.
Упражнение «Правила хорошего тона»
Публикация «Упражнения на креативность для дошкольников и младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
С древности повелось, что в разных местах нужно вести себя по-разному. В связи с этим существуют правила поведения, которые объясняют, что можно, а что нельзя делать в том или ином месте.
Участникам игры предлагается написать свод правил поведения в неожиданных метах, например: под кроватью, в холодильнике, в избушке Бабы-Яги
Можно предложить по написанным правилам угадать место.
Упражнение «Конец и начало»
Выбирается судья, который даёт задание и оценивает работу. Игроки должны за определённое время придумать рассказ по первой и последней его строчке. Без серединки два предложения выглядят несвязанными друг с другом. Например:
Снег пошёл хлопьями. На кровати лежал молоток.
Костёр разгорался сильнее. Паук поймал муху.
Дятел выглянул из дупла. Балкон покрасили в синий цвет.
Упражнение «Скороговорки»
Очень трудно быстро произносить скороговорки, ещё сложнее самому придумать трудно произносимую фразу. Есть много скороговорок с именем Саша «Шишкой Саша шапку сшиб», «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Маляр Шурик мешал сурик». Участникам игры предлагается составить смешные скороговорки со своими или другими именами. Побеждает тот, кто составит самое труднопроизносимое предложение, или кто составит больше скороговорок и т. д.
Игра «Инструкция»
В игре предлагается составить подробную инструкцию для выполнения нелёгкого задания, например:
как вынуть изюм из кекса;
сделать маникюр кошке;
выиграть в лотерею.
Упражнение «Анонимка»
Это неподписанное письмо, обычно жалоба на кого-либо или что-либо. А представьте, что страсть к анонимкам охватила неодушевлённые предметы. Каждый участник составляет анонимку от лица какой-нибудь вещи, остальные участники должны отгадать, от чьего лица составлена жалоба.
Упражнение «Ягодные сказки»
Цель упражнения состоит в придумывании сказок, которые объясняли бы явления из какой-либо области.
Пример:
Почему вишни растут парами?
Почему ежевика колючая?
Откуда у земляники крапинки?
Упражнение «Завяжи шнурок»
Цель: развитие креативности.
За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их.
Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку. и т. д.
Время проведения и обсуждения результатов – 10 минут.
Упражнение «Придумай»
Ребятам предлагают придумать новое применение предметам:
пустой консервной банке,
дырявому носку,
лопнувшему воздушному шарику,
перегоревшей лампочке,
пустому стержню от ручки.
Упражнение «Иллюстрация»
Пусть ребята попробуют изобразить рисунком загадку, пословицу, поговорку: «Каждому мальчику по темному чуланчику» (перчатка, «Стоит Антошка на одной ножке, всяк пройдет и его сорвет» (гриб, «Один с сошкой, семеро с ложкой«, «Куда иголка, туда и нитка», «Смех без причины – признак дурачины», «Надулся, как мышь на крупу». Впрочем, темой рисунков могут быть и иные образные выражения.
Упражнение «Спрячь ноты»
Судья оглашает задание и засекает время. Нужно составить как можно больше слов, в которых были бы «спрятаны» загаданные судьё й ноты: ля, ре, фа, си, соль, до, ми.
Упражнение «Большой фломастер»
Привяжите к длинной палке фломастер, на другой конец палки повесьте кед или ботинок. Теперь таким длинным фломастером, не кладя его на плечо, пусть юные художники нарисуют быстро веселого человечка или Чебурашку, или что угодно.
Упражнение «В природе этого нет»
Можно нарисовать и необычно раскрасить не существующие в природе животных, птиц, насекомых, рыб, цветы, деревья и т. д., а затем придумать им остроумные названия.
Упражнение «Придумывалка»
Детям дается задание придумать новые названия: утюгу, кошке, ложке, велосипеду, карандашу, кроссовкам, телевизору, собака, сороке, стулу, мячу, ушам, глазам, книге, кастрюле, молотоку, зеркалу, ключу от дверного замка, сережке, магнитофону, компьютеру, лопате, граблям и т. п.
Упражнение «Двумя руками»
Двумя руками надо одновременно изобразить на двух листочках бумаги кошку и собаку. Левой рукой – кошку, правой – собаку.
Упражнение-активатор «Апельсин»
Перекидывая друг другу мячик, давать любые возможные определения апельсину.
Упражнение активизирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает рабочую мотивацию.
Игра «Покажи понятие»
Детям предлагается показать, а другим отгадать: часы, фонтан, чайник, футбол, динозавр, комар, принцесса, солдат, шарик воздушный, мяч и т. п.
Упражнение «Кто кем будет?»
Ребенок отвечает на вопросы: «Кем будет (чем будет).?
яйцо; цыпленок; мальчик; желудь; семечко; икринка; гусеница; мука; железо; кирпич; ткань; ученик; больной; слабый;
Необходимо учитывать возможность нескольких вариантов: яйцо – птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.
Упражнение «Сочинитель»
Цель: развитие речи, словаря детей, мышления и креативности.
Ход проведения: Даны три слова. Например, стол, арбуз, вагон. Необходимо придумать как можно больше предложений, в каждом из которых были бы использованы все три слова. Слова можно изменять любым способом.
Игра «Поиск общих свойств»
Детям предлагаются два слова, мало связанные между собой.
Например: тарелка и лодка, карандаш и уголь, мел и мука, матрешка и конструктор, консервная банка и чашка и т. д.
За 10 минут ребенок должен найти как можно больше общих признаков для этих предметов.
При групповой работе очень важно выслушать все ответы ребят. В игре побеждает тот из детей, кто назвал больше общих признаков. При обсуждении с детьми названных признаков следует обратить внимание на характеристику этих признаков, насколько они существенны или являются несущественными для данных предметов, т. е. – второстепенными. Эта работа необходима для того, чтобы дети научились вскрывать связи между предметами, а также предельно четко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки предметов.
Упражнение «Крупяные поделки» для малышей
Цель: развитие творческих способностей.
Материалы: бумага, трафарет (очень простой). Например, кораблик, рыбка.
Ребенку дают клей. Пусть он намажет клеем внутри трафарета, затем возьмите манку или песок и насыпьте на намазанную поверхность, придавите. Уберите трафарет – получился «закрашенный» рисунок.
Если ребенку не нравится делать в трафарете – пусть он просто намажет клеем листик. Потом засыпьте листок манкой, придавите и стряхните лишнюю крупу. Посмотрите, что получилось.
Упражнение «Развитие креативности»
Найдите сходство между приведенными ниже объектами. Например: «Что общего между слоном и бананом?». Возможные ответы: толстая кожа, живут в жарком климате и т. д. На каждую пару отводится по три минуты.
1. Что общего между шнурками для обуви и поездами?
2. Что общего между горой и шоколадом?
3. Что общего между ходьбой и говорением?
Время проведения и обсуждения результатов – 25-30 минут.
Игра «Зоопарк»
Игра на актерское мастерство. Участвуют 7-8 человек, каждый выбирает себе любое животное: лошадь, свинья, кошка, собака, крокодил и т. д. Затем обсуждается, что особенно хорошо удалось передать, как бы по другому можно это сделать.
Упражнение «Рифмуем имена»
Участникам необходимо сочинить двустишье на свое имя, которое начинается словами: «Меня зовут…»
Пример:
Меня зовут Никита, меня любят москиты!
Меня зовут Нина, я пришла из магазина!
Меня зовут Саша, у меня сгорела каша!
Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте!
Меня зовут Рита, в огороде все полито!
Меня зовут Богдан –я - Богом дан
Меня зовут Ириша - у меня поехала крыша
Меня зовут Нина - красивая картина
Меня зовут Алёна - у меня все дома
Меня зовут Тамара, я царицина пава
Меня зовут Диана я прекрасная дама
Меня зовут Марина у меня красивая машина
Меня зовут Надежда, я люблю красивую одежду
Таких упражнений много. Их можно использовать на знакомство. Вот одно из них.
Мы идем на пикник, что возьмешь с собой. Начинается со слов:
Меня зовут Лена, я возьму с собой полено.
Меня зовут Маша, я возьму с собой кашу.
Меня зовут Ян, я возьму с собой баян.
Меня зовут Евгения - Я возьму с собой варенье;
А меня зовут Иван - я возьму с собой диван;
Меня зовут Екатерина - люблю ягоду-малину
Упражнение «Заглавная буква»
Это упражнение можно выполнять в любом месте, в любое время, с любой буквой!
Начнем с буквы Ж. На протяжении трех минут придумайте как можно больше слов, начинающихся с буквы Ж
Упражнение «Круги»
Правила проведения: Детям предлагают дорисовать 20 кругов таким образом, чтобы получились законченные изображения (солнце, цветок, мяч и т. д.).
Работа выполняется в течение 7-10 минут в зависимости от возраста.
Обработка результатов: подсчитывается общее число рисунков, определяется количество тем рисунков. Их предполагается 9. Это вселенная: солнце, луна, планета. Природа: цветы, деревья, животные. Наука и техника: глобус, очки, машина, колеса и т. д. Человек, изображение частей его тела: головы, ушей, глаз. Быт: еда, одежда, предметы домашнего обихода. Народное творчество, сказочные образы (колобок, снежная баба, Чебурашка и т. д.). Спорт, спортивный инвентарь: кольца, ракетки, диски и т. д. Экономика: монеты… Искусство, любые украшения: бусы, игрушки, медали и др.
Гибкость мышления определяется количеством рисунков, общей суммой баллов.
Оригинальность измеряется суммой баллов за оригинальные рисунки. Система баллов: 1 балл – рисунок встречается у половины детей и чаще; 2 балла – рисунок встречается у меньшей половины группы; 3 балла – рисунок встречается в единственном числе.
Упражнение «НЛО»
Оборудование: бумага и цветные карандаши.
Ход игры: – Ребята, сегодня вы будете рисовать инопланетянина. Для того, чтобы нарисовать его продумайте сначала каким он будет. Включите всю свою фантазию.
Детям отводится около 15-20 минут на рисование. После каждый ребенок рассказывает о своем персонаже, где он живет, чем питается, как взаимодействует с другими, о его качествах.
Это упражнение можно использовать в психодиагностических целях, так как рассказывая о своем герое, ребенок проецирует свои качества и чувства.
Упражненние «Разговор с руками»
Цель: научить контролировать свои действия, развитие воображения.
Возраст: дошкольный.
Форма проведения: индивидуальная.
Правила проведения: Психологу обвести на листе силуэт ладоней ребенка дошкольника. Затем предложить ребенку «оживить» ладошки – нарисовать им глазки, ротик, шляпы, причёски. Можно раскрасить определенным цветом каждый пальчик. После выполнения этой работы можно начать беседу с пальчиками, спросить: «Как вас зовут?» (может ребёнок придумает свои имена пальчикам, «Что вы любите делать?», «Чего вы не любите?», «Какие вы?». При этом необходимо подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислить что, но иногда не слушаются своего хозяина.
Упражнение «Молчащее и говорящее зеркало»
Ведущий предлагает выйти в круг добровольцу, который будет «смотреть в зеркало».
Твоя задача только по отражению в «зеркале», точнее в двух «зеркалах», определить, кто из членов группы подошел к тебе сзади. Эти два «зеркала» будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснить тебе, кто находится за спиной, только с помощью мимики и жестов. Второе зеркало – говорящее. Оно будет объяснять, что за человек, конечно не называя его имени. Выбери из группы тех двоих, кто станет молчащим и говорящим «зеркалом».
После того, как игрок сделал выбор, ведущий дает «зеркалам» более подробную инструкцию:
«Зеркала» встают рядом у стены. Основной игрок – перед ними. Все остальные участники группы располагаются за его спиной и по одному бесшумно подходят к нему сзади. Отражение зеркалами происходит по очереди. Сначала работает молчащее «зеркало». Если основной игрок не может угадать человека стоящего за спиной, то вступает «говорящее зеркало» и произносит одну фразу. Если игрок опять не угадывает, то снова можно по-другому – отражает молчащее «зеркало» и так далее. Задача игрока угадать человека за спиной как можно быстрее.
Для «зеркал» есть определенное условие – не акцентироваться только на изображении чисто внешних особенностей людей и тем более подчеркивать какие-то физические характеристики.
Можно обсудить такие вопросы:
Кому из игроков потребовалось меньше всего зеркальных «отражений», чтобы определить, кто находиться за его спиной?
В чем секрет такой прозорливости?
Кто из участников группы оказался самым талантливым «зеркалом»? Что ему в этом помогло?
Кто из участников удивлен тем, как был отражен «зеркалами»?
Что вы почувствовали, когда увидели свое отражение?
Игра «Развиваем наблюдательность»
Условия игры: в течение 10 минут ребята называют как можно больше предметов, группируя их по форме, цвету, начинающиеся с одной буквы, сделанные из одного материала, относящиеся к одному роду и т. д.
Необходимо составить следующие списки предметов:
1. красного цвета,
2. черного цвета,
3. зеленого цвета,
4. синего цвета,
5. овальных,
6. квадратных,
7. деревянных,
8. металлических,
9. каменных,
10. начинающихся с буквы «к»,
11. относящихся к мебели,
12. относящихся к посуде и т. д.
Упражнение «Завершение рассказа»
Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись.».
Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа.
Время работы - 10 мин.
Рассказ можно оценить по следующим критериям:
законченность рассказа;
яркость и оригинальность образов;
необычность поворота и сюжета;
неожиданность концовки.
Магнитный театр «Зимовье зверей»
Задачи: развитие креативного мышления, социального прогнозирования, связной речи, познавательного интереса, а также коррекция и развитие психомоторной сферы, коммуникативных навыков.
Материалы: магнитная доска, плоскостные изображения героев сказки на магнитах.
Краткое описание содержания игры:
Игра основана на сказке М. Пришвина «Зимовье зверей». Детям предлагается рассказать сказку по ролям, проигрывая события с плоскостными изображениями героев на магнитной доске. По окончании игры ведущий организует обсуждение.
Варианты организации игры:
1. Взрослый рассказывает сказку, а дети одновременно проигрывают ее;
2. Детям предлагается самостоятельно обыграть сказку; роли распределяет ведущий с учетом особенностей личностных качеств участника, ассоциируемых с характером сказочного персонажа, или с учетом психологической проблемы ребенка;
3. Роли распределяются по желанию детей.
Количество участников игры – от 1 до 7 детей.
Игра особенно рекомендуется детям, имеющим нарушение моторной координации.
Упражнение «Разговор по телефону»
Цели: игра направлена на моделирование социальных ситуаций и способов поведения, развитие умения слушать другого, а также развитие пространственного мышления, зрительного восприятия; творческого воображения, эмоциональной адекватности.
Материалы: игровое поле: на верхней части листа ватмана изображены Кот Леопольд, Крокодил Гена, Колобок, Волк (из мультфильма «Ну, погоди!»); на нижней части – Лиса, Заяц, Чебурашка, Мышь. Персонажи держат трубки телефонов, которые соединены между собой по парам (в соответствии с мультфильмом) ломаной линией, образуя своеобразный лабиринт.
Краткое описание содержания игры:
«В двух больших домах живут разные герои мультфильмов. Жильцы одного дома – кот Леопольд, Крокодил Гена, Колобок и Волк позвонили своим друзьям. Найди, кто кому позвонил. О чем они разговаривали?»
Перед игрой рекомендуется прочесть детям стихотворение К. И. Чуковского «Телефон» с последующим обсуждением и/или провести короткую беседу о правилах этикета разговора по телефону. Вспомнить мультфильмы, сказки с участием вышеназванных героев.
Количество участников игры – от 1 до 4 детей.