Людмила Примак
Экологическое воспитание дошкольников старшего возраста. Конкурс проектных работ воспитываем юного исследователя
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников старшего возраста.
Сегодня невозможно найти человека, не восхищающегося красотой таежного леса, заснеженных гор или моря, уходящего за горизонт. Однако уже в течение нескольких столетий люди варварски относятся к природе. Строительство заводов-гигантов, ядерные испытания, техногенные аварии являются доказательствами несостоятельности доктрин, призванных охранять окружающую среду.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников старшего возраста, Конкурс проектных работ воспитываем юного исследователя» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
По последним статистическим данным одной из крупнейших международных общественных природоохранных организаций «Гринпис», Загрязненным воздухом дышат 56 млн жителей России в 143 городах, почти все реки отравлены неочищенными сточными водами, ежегодно страна теряет около 300 000 га леса (70% из-за пожаров, и даже коммунальный мусор уже через шесть лет негде будет размещать.
В результате деятельности человека с лица Земли уже исчезли 83% всех диких млекопитающих и половина растений. Это угрожает системам питания и здравоохранения.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Возможно, только тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными представлениями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту, на основе этого и сформируется у них любовь к природе, родному краю, Родине.
Любить Родину - значит любить родную природу, умело оберегать её. Каждый день мы бываем с детьми на прогулке, ходим мимо кустарников, деревьев, цветочных клумб, ухоженных добрыми и заботливыми руками, ходим, порой, безучастные ко всему, что нас окружает. А потом удивляемся: почему ребенок сломал березку во дворе, растоптал цветы на клумбе, обломал кустарники. Почему? Потому, что мы не научили их сохранять и охранять посадки, своими руками сажать растения, наблюдать за ростом, ухаживать за ними. В век научно-технической революции очень важно научить детей видеть и понимать красоту окружающей природы, беречь и умножать её богатства. Рассказывая о природе детям, мы открываем перед ними сказочный мир жизни растений и животных, учим любить и внимательно относиться к ним. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал о том, что «. прежде чем открыть книгу, прочитать по слогам первое слово» необходимо прочитать «страницы самой чудесной книги в мире - книги природы». Он считал, что природа мозга ребенка требует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли, среди наглядных образов, и прежде всего - среди природы. «Ребенок мыслит образами», - писал он. Это значит, что, слушая рассказ взрослого об экологическом кризисе, он рисует все происходящее в своем представлении. Чем ярче в его представлении эти картины, тем глубже он осмысливает происходящее, правильность или неправильность происходящего. Экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого мы сами должны уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое наше движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание окружающей природой среды, в которой педагог личным примером демонстрирует детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуем в природоохранной деятельности.
В нашем ДОУ последние несколько лет особое внимание уделяется экологическому воспитанию. «Экологическое воспитание» - как часть области «Познавательное развитие» с подразделом «Экологическое воспитание».
Экологическое воспитание дошкольников в нашем детском саду реализуется на основе программы С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая дополняет раздел «Ознакомление и миром природы» основной образовательной программы. Экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года во всех образовательных областях, через различные формы работы.
По формированию экологических представлений у детей мы применяем такие формы работы, как:
• НООД: Основной и самой главной формой работы по экологическому воспитанию является непосредственная организация образовательной деятельности. Она позволяет формировать представления о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения. Для организации интересной мыслительной экологической деятельности помогают нетрадиционные занятия - путешествия, квесты, викторины, игра. Проводим такие занятия в группе, а если позволяют погодные условия на участке. («Берегите природу!», «Друзья природы», «В гости к лесным жителям» и др.)
• Продуктивная деятельность: тесно связана с познанием окружающего мира. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать представления об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. И эти виды деятельности предоставляют ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов. В процессе продуктивных видов деятельности происходит более точное представление и осмысление нового материала. (Рисование кистью, гуашь «Зимний пейзаж», оттиск скомканной бумагой, гуашь «Снежная баба», «Мы в лесу построим теремок» (лего и модульный конструктор, «Гусеница» (оригами).
• Проектная деятельность даёт возможность накапливать опыт самостоятельно. Обучение приобретает форму исследования, применение уже имеющихся представлений в деятельности, результаты которой по настоящему интересуют ребенка. Проектная деятельность делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, помогает самостоятельно осваивать окружающую действительность. Участвуя в проектах, ребенок развивается, учится находить выход из трудно ситуации и становится увереннее в своих силах. («Жалобная книга природы», «Вода – это жизнь!» детские проекты; детско – родительские проекты «Важные мелочи» (по сбору крышечек, «Полезный лучок», «С любовь к природе». Педагогический проект «Приключения семечки».
• Проведение экологических праздников, досугов: Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. «Осень, осень, в гости просим!», «Мы снова вместе», «Встреча весны», «День земли», «Зеленая аптека»,
«Праздник Нептуна».
• Наблюдения на прогулках: Знакомство детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовываются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья). Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растет?», «Узнай и назови», «Вершки – корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).
• Конкурсы - выставки : Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. В группах заранее вывешивается яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами. Проводятся выставки: «Дары осени», «Это поможет природе», «Лучшая кормушка», «Ёлочкины игрушки», «Игрушки из полиэтиленовых пакетов», «Здравствуй, лето!», «Эко – форум дошколят».
• Акции - социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а иногда, и при участии родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, сообщениям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильно воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей. Дети принимают участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность («Мы за раздельный сбор отходов», «Добрый урожай», «Зеленый патруль» (озеленение территории кустарниками и деревьями); «Покормите птиц зимой», «Вторая жизнь ненужным вещам»).
• Экскурсии: Прогулки экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д. «В гости к лесовичку», «Путешествие по экологической тропе», «Путешествие на цветочную полянку», «Туристический поход по территории ДОУ», «Мы друзья природы». Виртуальная экскурсия «Береги природу».
• Календарь природы: Работа с календарём - это практическое средство формирования логической формы мышления. Календарь природы помогает восстанавливать в памяти детей сезонные изменения, явления живой и неживой природы. Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения. Систематическое ведение календаря стимулирует их к дальнейшим наблюдениям, приучает на основе наблюдений за погодой намечать игры с природным материалом и работу, которую необходимо провести на участке.
• Работа с родителями : Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовались как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (круглый стол, дискуссии). «Задачи экологического воспитания» - анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем; круглый стол «Воспитание доброты к природе»; Консультации: «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», «Совместная деятельность родителей и детей по выращиванию комнатных растений», «Не причиняя вреда природе» (правила поведения в природе, «Ядовитые растения.» (познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений.)
• Игровая деятельность: Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. Они очень помогающие в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы: «Правила поведения в лесу», «На лесной тропинке», «Развивающее лото», «Найди и назови птицу»», «Кто лишний», «Когда это бывает», «Кто где живет», «Помоги найти маму», «Большой–маленький», «Где чей домик?», «Назови, кто я?», «Времена года», «С какого дерева листик», «Оденем куклу на прогулку» и другие. Словесные игры: «Узнайте по описанию», «Съедобное – несъедобное», «Хорошо – плохо», «Что лишнее?», «Узнай по голосу», «Кто как кричит?», «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
• Труд в уголке природы: В каждой группе имеется уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями, необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Ведутся дневники наблюдений Собраны мини-коллекции камешков, ракушек, шишек и семян. Изготовлены макеты природных зон, имеются наборы животных, овощей, фруктов, альбомы для рассматривания, природный материал, дидактические игры и многое другое.
• Организация исследовательской деятельности : Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями стараемся использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их представления о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
• Чтение художественных произведений по теме: для решения задач экологического воспитания большая роль отводится чтению природоведческой литературы. Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. У него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей действительности, к поступкам людей. В художественной литературе о природе сочетаются научное содержание и художественной слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений.
Территория нашего сада позволяет нам разбивать клумбы, ухаживать за огородом и наблюдать за деревьями и кустарниками. Очень радует глаз цветущие растения на клумбах. Они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, пропалывают, опрыскивают. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с не вытоптанными, мы наглядно показываем детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания и рассказываем о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.
У нас в ДОУ имеется опытно – исследовательская станция «Юный агроном» - это чудо – огород с мини – теплицей, который призван развивать экологические ценности природы. На нашем огороде дети совместно с педагогами и родителями выращивают культурные растения, ухаживают за ними. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива, развивает детско – родительские отношения. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.
В наши дни все меньше встречаешь семьи, которые весной отправляются в сад для посадки культурных растений. Сегодня, растениеводческая функция садовых участков стала уступать рекреационной функции, они стали в большей степени местом отдыха горожан с детьми. На садовых участках устанавливаются детские игровые зоны, тротуарные дорожки и другие сооружения, не связанные с огородничеством. Так как наши дети являются городскими жителями, часто они е могут знать о том, как выращиваются овощи и цветы. В этом учебном году мы решили систематизировать работу по экологическому воспитанию оформить большой долгосрочный (8 месяцев) проект по опытно – исследовательской деятельности на станции «Юный агроном». Срок реализации проекта связан с вегетационным периодом растений от посева до сбора урожая.
Цель проекта : создать условия для повышения экологической культуры детей посредством вовлечения их в поисково – исследовательскую и продуктивную деятельность.
Почему мы считаем проект актуальным?
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – это естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Зелёное царство вызовет огромный интерес у ребёнка, если взрослые научат наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке, особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, проследив, его фазы развития от семечки до плода, и осознав ценность всего живого, ребёнок будет ухаживать за ними.
«Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения».
К. Паустовский
Этот большой проект разделен на два подпроекта : 1. «Овощная грядка» - работа на приусадебном участке. 2. «Цветочная клумба» - работа в цветнике.
Проект рассчитан на все возрастные группы.
Традиционно, готовясь к реализации основного этапа, мы на протяжении подготовительного этапа (январь – март) проводили следующие мероприятия:
- мониторинг родителей (анкетирование) и детей;
- подбор методической, научной и художественной литературы; наглядно-дидактических пособий; демонстрационного материала; видеоматериала;
- знакомство педагогов с данным проектом;
- составление расписания работ на опытно – исследовательской станции «Юный агроном» (в первой и второй половине дня в рамках прогулки).
- приобретение садового инвентаря, грунта для посадки. Создание каталога «Семена».
- Изготовление табличек - указателей с названиями растений.
Основной этап работы (апрель – сентябрь) начался с оформления «огорода на подоконнике». Дети совместно с педагогами посеяли в лотки овощную и цветочную рассаду. Ухаживают за всходами (поливают, рыхлят, пересаживают, а затем их пикируют. Все изменения фиксируют в дневниках наблюдений. Когда будут позволять погодные условия, выращенную рассаду мы с детьми высадим в открытый грунт и в теплицу. В теплице мы планируем вырастить цветочную рассаду для озеленения территории детского сада. Педагоги совместно с детьми составляют план планировки огорода, рассматривают таблицу расстояний между растениями и изучают таблицу совместимости растений овощных культур. На протяжении всего летнего периода будем ухаживать и наблюдать за ростом и цветением растений.
И как итог нашей большой работы на станции «Юный агроном» будет сбор выращенного урожая и традиционное участие в ежегодной акции «Добрый урожай» (взаимодействие с Новосибирским зоопарком).
Реализовывая задачи экологического воспитания, мы принимаем активное участие в экологических конкурсах различного уровня. В дошкольном учреждении это конкурсы «Огород на подоконнике», «Лучшая грядка», Эко форум «За раздельный сбор отходов». Участвуем в выставках поделок и рисунков «Мир глазами детей», «Осенний переполох».
На уровне города неоднократно становились победителями конкурса «Экобеби» в номинации «Педагогический проект по экологическому воспитанию» (Дипломы 1степени). Были лауреатами районного конкурса «Лучшая территория детского сада» по озеленению и благоустройству участка детского сада. Наш детский сад активно принимает участие в международном игровом конкурсе «Человек и природа»
Проделанная работа по экологическому воспитанию отражается на успехах детей. У них отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников.
Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам.
У них повысился познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них.
Дети научились самостоятельно наблюдать, ухаживать за растениями и, бережно относиться к ним, проявляют любознательность, обращают внимание на красоту окружающей природы, в играх детей присутствует природное содержание.
Так, шаг за шагом, мы прививаем детям любовь к природе и бережное отношение к ней.
И в дальнейшей перспективе у нас намечена еще одна большая работа по оформлению и реконструкции теренкура со станциями «Зеленая аптека», «Птичья столовая», «Мини – водоем», «Розарий», «Метеостанция», «Тропа здоровья»