Юлия Чевычелова
Экологическое воспитание дошкольников как способ становления всесторонне развитой личности
▼ Скачать + Заказать документы
С раннего возраста родители стараются привить своему чаду правила поведения, принятые в обществе: вежливые слова, правила поведения за столом, умение вести себя в общественных местах и т. д.
Важным звеном общепринятых норм является, конечно же, забота об окружающей среде: выбросил карапуз фантик в урну - услышал похвалу от родителей, помогает на даче поливать цветы - умиляются бабушки и дедушки, помощник растет, а рассказы Пришвина, Чарушина, Бианки поведают о красотах природы и о том, какая важная роль отводится человеку для сохранения бескрайних просторов.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников как способ становления всесторонне развитой личности» размещена в разделах
Основной задачей экологического воспитания является раскрытие экологических связей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без знания экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства (своего или других людей) в природные процессы. Современную экологию можно определить, как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы [1]. Без раскрытия этих связей окажется просто невозможное полноценное экологическое воспитание.
Наблюдение для дошкольников – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения
одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.). Наблюдения, прогулки, экскурсии дают обогащенную почву для размышлений, побуждали в детях
пытливость и любознательность. У них возникают бесчисленные «Почему?» и «Зачем?». Очень заинтересовывают детей народные приметы. Детям объясняется, что народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. Сколько радости, когда приметы будут подтверждать собственные наблюдения детей!
Объекты природы рассматриваются с разных сторон: комары – хорошо, комары – плохо; крапива – хорошо, крапива – плохо и т. д. Природные факторы также рассматриваются с двух позиций: добрые в одном случае и злые в другом (солнце, вода).
В раскрытии связей природы (живой - неживой, живой – живой, неживая - человек, живая - человек) помогают игры, которые можно придумать и сами. Например, «4 лишний» (белочка, зайчик, гриб, ёлочка). Как их объединить? Детям очень нравиться придумывать такие игры. Играют в них охотно, с интересом. На занятиях из серии «Растения летом и осенью» появляется возможность раскрыть интересные взаимосвязи между растениями и животными, показать черты приспособленности плодов и семян некоторых растений к распространению. Можно предложить детям такие вопросы: докажи на примерах, что растения и животные тесно связаны между собой; почему для растений очень важно, чтобы распространялись их плоды и семена? Почему плоды дуба и орешника не могут распространяться ветром, а плоды липы, березы, клена могут. Какое значение для леса играют грибы?
На занятиях из серии «Насекомые и птицы нашей области» необходимо отмечать черты приспособленности птиц к условиям нашего региона, обсуждаем такой интересный факт, касающийся перелетных птиц. Почему они улетают еще задолго, до исчезновения корма. Как же они узнают о приближении голодного времени.
На занятиях «Дикие животные» - необходимо продолжать формирование представления о приспособленности животных к условиям жизни, о пищевых целях.
Чтобы дети лучше представляли себе пищевые связи в природе, можно порекомендовать педагогам использовать динамические схемы (модели). На фланелеграфе прикрепляются изображения животных и растений, а между ними стрелки. Работа с динамическими схемами вызывает у детей большой интерес.
Много возможностей для раскрытия экологических связей на занятиях «Птицы зимой». Например, узнав о жизни снегирей, дети обратят внимание на то, что эти птицы прилетают к нам из более холодных мест. Там зима наступила раньше и большая часть корма уже съедена. Дети узнают о том, что с наступлением зимы изменяется пища дятла (летом – насекомые, зимой – семена хвойных). Рассматриваем строение клюва разных птиц и связываем с характером корма, поведение птиц и строение их клюва. Во время беседы о подкормке птиц, важно подчеркнуть, что холод легче переносят птицы если есть корм. При этом закладывается представление о (взаимосвязях) взаимодействии экологических факторов, в данном случае птицы и температура окружающей среды.
На занятиях из серии «Насекомые и птицы весной» показываю, что распространенное деление насекомых на вредных и полезных является неверным. Важно привить детям способность, желание относиться к насекомым бережно и вдумчиво, чтобы ни одно насекомое не погибло от руки человека зря!
Увлекательнее проходят занятия, на которых дети сами выбирают форму выражения одной и той же темы: одни лепят, другие рисуют красками, третьи карандашами. Взаимосвязь занятий с играми обогащает духовную жизнь детей, удовлетворяет их потребности в познании и отражении окружающего.
Интересные и содержательные, построенные на основе цикла времен года, прогулки включают в себя природные объекты территории детского сада. Любование природой, развитие чувства прекрасного, а затем уже развитие желания сохранить эту красоту, приумножить ее, узнать, как можно больше о своей малой родине – вот задачи, стоящие перед педагогами
Безусловно, общение с природой нужно начинать не с запретов и рассказов о негативных последствиях в случае их нарушения. Детям предлагается лишь образец поведения: так можно и нужно делать. И дошкольники начинают понимать, что они могут творить добро не когда-то в будущем, когда "станут большими", а сегодня, сейчас. А яркость впечатлений, эмоциональная окраска встреч с природой развивает способность видеть красоту окружающего мира, наблюдательность, вызывает желание отразить свои впечатления в творчестве. Вот тогда рождаются рукописные книги с рассказами и рисунками детей и родителей: "Что в природе самое красивое", "Книга добрых дел", "Наши домашние любимцы", оформляются выставки.
Работа по экологическому воспитанию дошкольников способствует развитию экологического образования, экологической культуры и просвещения в образовательных учреждениях, формированию у воспитанников культуры природолюбия.
Список литературы:
1 «Большая российская энциклопедия» в 35 т. / гл. ред. Осипов.
Ю. С. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
2 Забавко Р. А. «Актуальные вопросы охраны окружающей природной
среды и природных ресурсов в России: отдельные итоги года экологии в
России» // Вопросы российского и международного права. — 2019 — Т. 9, № 1—2. — С. 309—316.