Татьяна Иванова
Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников через ознакомление с природой родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края
Все начинается с детства!
Каждый шаг, каждый взгляд и каждое слово
Именно с детства мы учим любить
Прелести мира природы.
Публикация «Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников через ознакомление с природой родного края» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольный возраст – начальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоение природы включается и элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.
Что может быть ближе и роднее, чем природа родного края? Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы?
Родители уделяют все меньше внимания общению с природой. Поэтому именно родители, и педагоги должны с раннего детства учить детей любить природу, уметь любоваться её красотой и видеть в ней все самое прекрасное, внести свой непосильный вклад в дело сохранения и приумножения богатства природы.
Моркинский край живописное место, вокруг леса, богатые растительным и животным миром, прекрасные луга с разнотравьем. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Исходя, из всего этого наша группа взяла в качестве дополнительного образования экологический кружок «Азбука природы». Данная программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю и своему родному марийскому языку. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучали свой край, глубже поняли особенности природы родного края. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы, экскурсии и исследовательскую деятельность. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и описывая его, ребенок учится определять своё отношение к природе, передавать его в образах, рисунках.
Именно из-за любви к своей малой Родине я начала вести свой кружок экологического воспитания дошкольников через ознакомление с природой родного края.
Главной целью моей работы является - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Развитие экологического воспитания на родном языке.
Для достижения этой цели, мною определены следующие задачи:
1. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.
2. Формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через виды деятельности :
• Познавательно-исследовательскую;
• Чтение художественной литературы;
• Коммуникативную;
• Экспериментальную;
• Продуктивную;
• Трудовую;
• Игровую.
3. Развивать связную речь, обогащать словарь детей о природе на марийском языке, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
4. Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой Родины Моркинского края.
5. Воспитывать экологическую грамотность дошкольника.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих программ состоит в том, что работа с дошкольниками осуществляется в одном узком направлении, учитывается региональный компонент. Именно природа родного края дает возможность эффективно работать в данном направлении. Ведь именно наша малая родина является истоком нашего воспитания. Данная программа дает возможность знакомится с природой родного края, учит любить и оберегать ее, а так же называть элементы растительного и животного мира на родном марийском языке. Обучение данной программы воспроизводится путем различных игр. Например, «Нади лишнее». Эта игра дает возможность охватывать всю тематику реализуемой мной программы.
Цель: развивать умение обобщать и вычленять предметы отличные от других по определенным признакам, свойствам, качествам; умение сравнивать, анализировать и делать простейшие выводы.
Ход игры:
Детям раздаются карточки, на каждой карточке по четыре картинки. Три картинки из четырех относятся к национальной культуре, искусству, к природе родного края, а одна к любому другому краю. Ребенок должен назвать эти картинки на марийском языке, определить лишнюю картинку и сказать почему она лишняя, обобщить три картинки общим словом на русском и марийском языках.
Методы и приемы работы
В реализации данной образовательной программы задействованы дети 4-7 лет. Программа рассчитана на три года обучения детей дошкольного возраста. Каждая возрастная ступень имеет свои особенности, которые служат основанием использования методов и приемов работы.
Методы:
• игровой
• словесный
• наглядный
• практический
Приемы:
• проведение дидактической игры
• чтение художественной литературы
• рассматривание иллюстраций
• экспериментальная деятельность детей
• наблюдения в природе
• наблюдения во время прогулки
• сюжетно-ролевая игра
• труд в природе
• беседы
Этапы экологического воспитания :
Возраст (с 4 до 5 лет) – интерес ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающийся попытками их анализировать на родном языке;
- участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявление самостоятельности и творчества;
- общение с представителями животного и растительного мира, вызванное заботой о них;
- выполнение ряда правил поведения в окружающей среде.
Сама данная программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия в этом году проводились с подгруппой детей среднего возраста 1 раз в неделю (во второй половине дня). Продолжительность занятия 20 минут.
Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 4-5 лет.
• Знать и называть некоторые названия флоры и фауны родного края на родном языке.
• Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
• Правильно взаимодействовать с окружающим миром.
• Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. Птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними, делиться своими познаниями о живом и неживом, не рвать, не ломать растения, бережно относится к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т. п.)
На протяжении всего года дети с удовольствием проявляли интерес к природе родного края и частично пытались выразить свои впечатления на родном языке. Изучали растительный и животный мир, их отличительные свойства и признаки. А так же научились их называть на родном языке, участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними, делиться своими познаниями о живом и неживом, не рвать, не ломать растения, бережно относится к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т. п.).
Дети с большим удовольствием слушали произведения, звуки природы, рассматривали иллюстрации по временам года, растения и животный мир. Активно участвовали в экспериментальной деятельности выявления потока ветра, опытнических работах (посада лука) и в поисках экологического клада с различными заданиями.
Наблюдения, которые организовывались в ходе занятий, являются основой и составляющей частью всей работы, т. к. целенаправленные наблюдения за живой и неживой природой в разное время года дают возможность сравнивать наблюдаемые объекты, определить влияние природы на изменение этих объектов. Например, во время прогулки дети увидели стрекозу и активно начали обсуждать его телосложение и высказали свое мнение, словно он похож на вертолет.
У детей сформированы знания о природе они понимают, что в окружающем мире всё взаимосвязано: неживая природа, растения, животные, человек.
Выполнение различных заданий показало, что отношение детей к природе положительные. Они хотят бережно относиться к растениям и животным, могут отказаться от желаемого ради спасения живого существа. Долг взрослых закрепить это желание, сделать его осознанным. Они с удовольствием кормили птиц в зимний период времени и чувствовали ответственность за малых своих друзей.
На очередном занятии мы рассматривали комнатные цветы. И мы остановились на фиалке. Дети стали очень активно рассуждать, что нужно сделать, чтобы цветок расцвё л: надо не забывать поливать, надо поставить его на подоконник, где достаточно света, листочки протирать от пыли, ворошить землю. И решили дети сами посадить фиалку, и сами за ней ухаживать. В плошке сделали отверстия, чтобы лишняя водичка вытекала. На дно плошки положили камешки, затем – землю. Посадили наш отросток фиалки. Дети были очень рады. Каждая деятельность проводимая по данной программе, делала детей ближе к природе своей малой Родины, к народу, обитающему в ней, а так же осваивались элементарные понятия экологической, национальной культуры региона и всего народа Моркинского края.
Таким образом, система работы по экологическому воспитанию дошкольников через ознакомление с природой родного края позволяет :
• дает элементарные представления у детей об окружающем мире через знакомство с живой и неживой природой;
• развивает экспериментальную деятельность;
• предоставляет возможность развить умственную деятельность, раскрывать свои идеи и мысли;
Следует продолжить формирование развивающей среды группы согласно требованиям ФГОС ДО:
- оснащение оборудованием уголка экспериментирования;
- создание тематической библиотеки.