Елена Ханина
Педагогический опыт по экологическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящие время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Одна из задач экологического воспитания и образования дошкольников- формирование у них элементарных представлений о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом, а также воспитание любви к живой и не живой природе.
Публикация «Педагогический опыт по экологическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
Экологическое воспитание, с моей точки зрения, предполагает решение трё х взаимосвязанных задач: повышение квалификации педагогов, экологическое воспитание детей и пропаганда экологических знаний для родителей.
Экологическое воспитание дошкольников должно проходить непрерывно в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни.
Эти задачи можно решать различными способами. Мы в своей группе разработали цикл мероприятий, посвящённых ознакомлению с окружающим миром детей. Цикл включает: занятия; наблюдения на прогулке; игры развлечения; труд в уголке природы и на участке; чтение художественной литературы; проведение вечеров развлечений.
С целью знакомства детей с природой, воспитания любви к ней, создания у детей практического опыта трудовой деятельности организую работу в уголке природы, где содержатся комнатные растения, за которыми дети ежедневно ухаживают. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.
С целью подготовки детей к усвоению элементарных экологических представлений о птицах и воспитание любви к ним проводим ряд наблюдений за сезонными изменениями в их жизни. Широко привлекали художественную литературу- произведения К. Ушинского, В. Бианки, М. Пришвина. А. Пушкина, Ф. Тютчева, Л. Толстого, и другие. После чтения с детьми проводила беседу, задавала вопросы. Было видно в их глазах сочувствие, сопереживание либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети задавали вопросы, где проявлялась у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?». В этих случаях важно донести до детей смысл произведения.
Рассказы В. Бианки «героями» которых часто бывают птицы помогали закреплять и уточнять знания детей о внешнем виде пернатых, и образе жизни поведении. Проводили беседу о необходимых условиях для жизни птиц в зимние время. Предложили детям изготовить кормушки вместе с родителями. Затем устроили праздник для птиц, развесили кормушки на участке, насыпали угощения: семечки, крошки хлеба. Дети получили возможность наблюдать за поведением птиц в разное время дня, подкармливать их.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в процесс НОД, целевые прогулки, а так же в экспериментальной деятельности воспитанников. Очень эффективны игры с различным природным материалом (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Например: «Детки на ветке», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение», «Найди и назови птицу» и т. д. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Мыши и кот», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик», «Веселый ветерок». Словесные игры: «Узнайте по описанию», «Съедобное – несъедобное», «Хорошо – плохо», «Что лишнее?», «Волшебная палочка», «Узнай по голосу», «Кто как кричит?», «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Доступными средствами формирование интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу. На целевых прогулках проводили наблюдения за деревьями. Рассматривали внимательно листья, определяли форму, цвет. Проводили игры: «Найти такой же», «С какого дерева лист» и др.
Ведущую роль в формировании бережного отношения к природе играю экологические беседы. Провели ряд бесед: «Поможем природе» «беседа о правилах поведения в природе», читали стихи, загадывали загадки, учили пословицы и поговорки.
Своих детей на занятиях подводили к выводу о том, что от состояния окружающий среды зависит состояния здоровья человека. Поэтому оберегать природу- значит заботится о здоровье человека.
Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.
Без участия родителей в нашей работе не возможно заложить фундамент экологической культуры. Настоящая любовь к природе возникает у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример бережного отношения к природе взрослого. Поэтому вечер развлечения «Осень золотая» мы провели вместе с родителями. Дети закрепили приметы осени, рассказывали много стихов, пели песни про осень. Драматизировали осеннюю сказку «Кот Федот и кошка Матрёшка», где Федот с кошкой делали заготовку овощей на зиму. Родители принимали активное участие: отгадывали загадки, предложенные осенью, играли в игру» собери грибы», организовали чаепитие «Осенние кафе». Только так, воздействуя на чувства, используя разнообразные методы и формы работы, главный из которых- не посредственный контакт с природой, можно воспитать гармонически развитую личность, ориентированную на обще человеческие ценности человека любящего свой край, который заботится и бережёт природу.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.