Папки-передвижки

Экологическое воспитание дошкольников

Наталья Тюрина
Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Все усилия при воспитании окажутся тщетны,

пока вы не научите ваших воспитанников

любить поле, птиц и цветы»

Д. Рескин

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах

Стратегическая цель работы с детьми: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к осознанному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры. Для реализации этой цели необходимо построение целостной системы экологического образования, основанной на научно разработанных принципах создания экологических программ с учетом ФГОС дошкольного образования. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить иумножить ее богатства. Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.

Формы и методы работы с детьми могут быть самыми разнообразными:

• беседы, наблюдения за живым объектом, опытническая деятельность, игры, различные виды деятельности.

Выделяют следующие группы методов экологического воспитания :

• наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ);

• словесные (беседа, рассказ, чтение х/л, объяснение, указание, педагогическая оценка, вопрос и т. д.);

• практические (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т. д.);

• собственно-практические (обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследование);

• игровые (дидактические игры, игровая ситуация,действия с игрушками, имитация действий, прятанье, поиск, подвижная игра,эпизодические игровые приемы, загадки).

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность. Игровая деятельность дошкольников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор дошкольников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы.

Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее

эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональнуюсферу ребёнка.

Познавательная и речевая деятельность – важная составляющаяэкологического воспитания, ведь именно знания позволяют правильно сформировать экологическую картину мира ребёнка.

Художественная и энциклопедическая литература, книги, позволяют знакомить детей с народными сказками, произведениями писателей о природе, достоверными естественнонаучными и экологическими сведениями.

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников

важное место занимает наблюдение. Его сущность заключается в чувственномпознании природных объектов, в познании через различные формы восприятия –зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное и т. д. Чем конкретнее, ярчепредставление, тем легче ребёнку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы чистые непосредственныевстречи с природой, наблюдение за её объектами. Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Необходимо стимулировать детскую любознательность, формировать умение замечать изменения в природе. Свои яркие впечатления отприроды ребенок стремится отобразить в рисунках, аппликациях, творческихрассказах, стихах, загадках.

В работе с детьми по их экологическому воспитанию используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектовстановятся более осознанными и прочными. Важно доступно и интересно, используя принцип научности, донести до детей информацию по наблюдениям вживой и неживой природе. В центре наблюдения и экспериментирования детилюбят играть с природным материалом, который всегда доступен. Воспитаниеправильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живымисуществами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишьв том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием наребят в семье.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманиютого, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, икаждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Дети значительно больше узнают о разнообразных объектах и явленияхприроды, благодаря развивающей экологической среды в детском саду

(уголки в группах (экспериментальные, природные, коллекционные, растительный мир на участке, учебно-наглядные пособия,а так же телевидению, компьютеру и книгам.

Для того что бы ответить на интересующие детей вопросы, связанные с экологией, и заинтересовать их, можнопроводить различные виды деятельности: занятие-путешествие, занятие-сказка,викторина, дидактические игры, природоохранные акции, вторая жизнь предмета, игрушки из бросового материала.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот периодформируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологическойкультуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человекупрекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Список литературы:

1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – СПб. : Детство-пресс,

2010.

2. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. – М. :

Мозаика-синтез, 2006.

3. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа и условия её реализации в детском саду. – М. : Мозаика-синтез, 2002.

4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду // Первое сен-тября. – 2005. – №17. – С. 11–15.

5. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском

саду. – М. : Сфера, 2010.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников .

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников» «Природу нужно беречь, как мы бережём человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Экология – в переводе с греческого языка – дом, жилище, местопребывание. Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Цель :- расширить представление о растительном и животном мире; - воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Презентация: "Экологическое воспитание дошкольников" Предлагаю вашему вниманию отчет по самообразованию: "Экологическое воспитание дошкольников".

Труд в природе и экологическое воспитание дошкольниковТруд в природе и экологическое воспитание дошкольников Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. А.

Экологическое воспитание дошкольников в свете ФГОС Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Экскурсия в «Зимний сад». Экологическое воспитание дошкольниковЭкскурсия в «Зимний сад». Экологическое воспитание дошкольников В нашем детском саду созданы необходимые условия для экологического воспитания дошкольников. Оборудован "Зимний сад", где ребята могут не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 10 июня 2021 в 05:41
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Тюрина (УИ 59093) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД