Наталья Тюрина
Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Все усилия при воспитании окажутся тщетны,
пока вы не научите ваших воспитанников
любить поле, птиц и цветы»
Д. Рескин
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Стратегическая цель работы с детьми: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к осознанному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры. Для реализации этой цели необходимо построение целостной системы экологического образования, основанной на научно разработанных принципах создания экологических программ с учетом ФГОС дошкольного образования. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить иумножить ее богатства. Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.
Формы и методы работы с детьми могут быть самыми разнообразными:
• беседы, наблюдения за живым объектом, опытническая деятельность, игры, различные виды деятельности.
Выделяют следующие группы методов экологического воспитания :
• наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ);
• словесные (беседа, рассказ, чтение х/л, объяснение, указание, педагогическая оценка, вопрос и т. д.);
• практические (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т. д.);
• собственно-практические (обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследование);
• игровые (дидактические игры, игровая ситуация,действия с игрушками, имитация действий, прятанье, поиск, подвижная игра,эпизодические игровые приемы, загадки).
На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность. Игровая деятельность дошкольников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор дошкольников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы.
Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее
эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональнуюсферу ребёнка.
Познавательная и речевая деятельность – важная составляющаяэкологического воспитания, ведь именно знания позволяют правильно сформировать экологическую картину мира ребёнка.
Художественная и энциклопедическая литература, книги, позволяют знакомить детей с народными сказками, произведениями писателей о природе, достоверными естественнонаучными и экологическими сведениями.
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников
важное место занимает наблюдение. Его сущность заключается в чувственномпознании природных объектов, в познании через различные формы восприятия –зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное и т. д. Чем конкретнее, ярчепредставление, тем легче ребёнку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы чистые непосредственныевстречи с природой, наблюдение за её объектами. Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Необходимо стимулировать детскую любознательность, формировать умение замечать изменения в природе. Свои яркие впечатления отприроды ребенок стремится отобразить в рисунках, аппликациях, творческихрассказах, стихах, загадках.
В работе с детьми по их экологическому воспитанию используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектовстановятся более осознанными и прочными. Важно доступно и интересно, используя принцип научности, донести до детей информацию по наблюдениям вживой и неживой природе. В центре наблюдения и экспериментирования детилюбят играть с природным материалом, который всегда доступен. Воспитаниеправильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живымисуществами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишьв том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием наребят в семье.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманиютого, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, икаждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Дети значительно больше узнают о разнообразных объектах и явленияхприроды, благодаря развивающей экологической среды в детском саду
(уголки в группах (экспериментальные, природные, коллекционные, растительный мир на участке, учебно-наглядные пособия,а так же телевидению, компьютеру и книгам.
Для того что бы ответить на интересующие детей вопросы, связанные с экологией, и заинтересовать их, можнопроводить различные виды деятельности: занятие-путешествие, занятие-сказка,викторина, дидактические игры, природоохранные акции, вторая жизнь предмета, игрушки из бросового материала.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот периодформируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологическойкультуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человекупрекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Список литературы:
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – СПб. : Детство-пресс,
2010.
2. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. – М. :
Мозаика-синтез, 2006.
3. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа и условия её реализации в детском саду. – М. : Мозаика-синтез, 2002.
4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду // Первое сен-тября. – 2005. – №17. – С. 11–15.
5. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском
саду. – М. : Сфера, 2010.