Оксана Курбатова
Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Экологическое воспитание — это сложный педагогический процесс. Он формирует систему отношения человека к самому себе с позиции его отношения к природе. Так кто же человек — хозяин природы или ее друг и защитник? Исследователь или завоеватель?
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Мы хотим воспитать в ребенке уважение к близким, к самому себе, к окружающим его людям. «Что посеешь, то и пожнешь», — говорим мы. Все это относится и к экологическому воспитанию. Любить природу, ухаживать за ней нужно приучать с раннего детства. И мы сами должны служить примером для ребенка.
Экологическое воспитание ребенка включает основы экологического мышления :
- воспитание любви и бережного отношения ко всему живому;
- формирование чувства ответственности за сохранение природы;
- предотвращение появления у малышей агрессии по отношению к ней.
Для реализации такой важной педагогической миссии, как экологическое воспитание широко применяются игры.
С помощью игровых приё мов у детей:
- расширяется круг познавательных интересов;
- определяются направления интеллектуального, физического и духовно-нравственного развития;
- раскрываются творческие задатки.
Цели экологических игр :
- обеспечение возможности получения, отработки и закрепления естественно-научных представлений о природе;
- тренировка памяти, наблюдательности;
- развитие речи;
- совершенствование эмоционально-волевой сферы детей через развитие умения сотрудничать;
- воспитание чуткого отношения к растениям и животным.
Задачи экологических игр
- создание стимула для проявления любознательности;
- формирование умения выделять отдельные признаки предметов или явлений, сравнивать и анализировать их;
- развитие логического, математического мышления;
- физическое развитие;
- практика речи;
- воспитание сочувствия живым существам;
- развитие навыка выполнения задания в парах, группах.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ
1. «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?»
Цель. Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.
Ход игры. Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое, если нет – дети молчат.
Растения: вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина, апельсин, лимон, груша, ананас и т. д.
2. «МОЁ ОБЛАКО».
Цель. Развивать воображение, образное восприятие природы.
Ход игры. Дети садятся на одеяла или на корточки, рассматривают небо и плывущие облака. Воспитатель предлагает пофантазировать и рассказать, на что похожи облака, куда они могут плыть.
3. «ЦВЕТЫ».
Цель. Закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и садовые растения.
Ход игры. Дети становятся в круг. Ребёнок называет комнатное растение (фиалка) и передаёт мяч соседу, тот называет другое растение (бегония) и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Во втором круге водящий называет садовые растения, и игра продолжается.
4. «РАССКАЖИ БЕЗ СЛОВ».
Цель. Закреплять представления об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.
Ход игры. Дети образуют круг. Воспитатель предлагает изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями: стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы); идёт холодный дождь (открывают зонтики, поднимают воротники).
5. «ОХОТНИК».
Цель. Упражнять в умении классифицировать и называть животных.
Ход игры. Дети становятся перед чертой, в конце участка – стульчик. Это «лес» («озеро», «пруд»). В «лес» отправляется «охотник» - один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту. Буду охотиться за …». Здесь ребёнок делает шаг вперё д и говорит: «Зайцем», делает второй шаг и называет ещё одно животное и т. д. Нельзя два раза называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошёл до «леса» («озера», «пруда») или прошёл дальше.
6. «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ».
Цель. Обучать детей описывать предмет и узнавать его по описанию.
Ход игры. Воспитатель предлагает игроку описать растение или загадать загадку о нём. Другие дети должны отгадать, что это за растение.
7. «ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦА?»
Цель. Учить детей описывать птиц по их характерным признакам.
Ход игры. Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки, а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами.
8. «УЗНАЙ, ЧЕЙ ЛИСТ».
Цель. Учить детей узнавать и называть растение по листу, находить его в природе.
Ход игры. Сбор листьев, опавших с деревьев и кустарников. Педагог предлагает узнать, с какого дерева или кустарника лист и найти доказательство (сходство) с неопавшими листьями, имеющими разнообразную форму.
9. «ПТИЦЫ».
Цель. Закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.
Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево, например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот называет «ворона» и т. д. Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.
10. «НЕ ЗЕВАЙ!» (птицы зимующие, перелётные).
Цель. Развивать слуховое внимание, быстроту реакции.
Ход игры. Воспитатель даё т всем детям названия птиц и просит внимательно следить: как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши; кто прозевает своё название, выходит из игры.
Во втором варианте игры рекомендуется использовать названия животных.
11. «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК».
Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано руками человека, а что – природой.
Ход игры. «Что сделано человеком? – спрашивает воспитатель и бросает мяч игроку. После нескольких ответов детей он задаё т новый вопрос: «Что создано природой?» Дети отвечают.
12. «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Цель. Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.
Ход игры. Воспитатель (или ребёнок) начинает предложение: «Я надела тёплую шубу, потому что…». Ребёнок, который заканчивает это предложение, составляет начало нового.
13. «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»
Цель. Уточнить и углубить знания детей о временах года.
Ход игры. Воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и т. д.
14. «ХОРОШО – ПЛОХО».
Цель. Закреплять знания о правилах поведения в природе.
Ход игры. Воспитатель показывает детям схематические правила поведения в природе. Дети должны как можно больше рассказать о том, что изображено на картинках, что можно и что нельзя делать и почему.
15. «ДОБРЫЕ СЛОВА».
Цель. Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней.
Ход игры. Педагог говорит: «Есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить всем. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые слова – вредят. Вспомните добрые слова, когда и как их говорят. Придумайте разные добрые слова, с которыми можно обратиться к …кошке, цветку, кукле. товарищу и т. д.
16. «ЧТО САЖАЮТ В ОГОРОДЕ?»
Цель. Учить классифицировать предметы по определённым признакам (по месту произрастания, по способу их применения); развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.
Ход игры. Воспитатель спрашивает о том, что сажают в огороде и просит детей отвечать «да», если то, что он назовёт, растёт в огороде и «нет», если это в огороде не растёт. Кто ошибётся, тот проиграет.
17. «ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ …»
Цель. Учить замечать последствия своих действий по отношению к природе.
Ход игры. Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, в результате чего дети приходят к выводу о необходимости соблюдать меру и беречь природу. Например: «Что будет, если сорвать все цветы? уничтожить бабочек?»
18. «ЧТО РАСТЁТ В ЛЕСУ?»
Цель. Закреплять знания о лесных (садовых) растениях.
Ход игры. Воспитатель выбирает троих детей и просит их назвать, что растёт в лесу. Воспитатель говорит : «Грибы!» Дети должны назвать по очереди виды грибов. Другим детям педагог говорит: «Деревья!» Дети называют деревья. Побеждает ребёнок, больше назвавший растений.
19. «НАКОРМИ ЖИВОТНОЕ».
Цель. Учить делить слова на части, произносить каждую часть слова отдельно.
Ход игры. Дети делятся на две команды. Первая команда называет животное, а вторая перечисляет, чем оно питается, стараясь выделять двусложные слова, а затем трёхсложные.
20. «ОТГАДАЙ НАСЕКОМОЕ».
Цель. Закреплять знания детей о насекомых.
Ход игры. Воспитатель загадывает слово, но говорит только первый слог. Например: начало слова ко… Дети подбирают слова (комар). Кто первым угадал, тот получает фишку. Выигрывает ребёнок, набравший больше фишек.