Роза Иванова
Экологическое воспитание детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Сардана» с. Хатыстыр
МО «Алданский район» РС (Я)
Экологическое воспитание для детей средней группы
Выполнила: воспитатель 1 категории
Иванова Роза Семеновна
2016 год
Сентябрь
Занятие:
Рассматривание березы:
Публикация «Экологическое воспитание детей средней группы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Цель: Уточнить представление детей о деревьях, как о растениях, о составных частях дерева (корень, ствол, ветви, листья).
Беседы:
• «Аан дойду иччитэ – Аан Алахчын»;
• «Куда улетают птицы»;
• «Труд взрослых на огороде»;
• «Почему деревья осенью раздеваются».
«Беги к дереву», «Собери урожай», «Съедобное- несъедобное», «Найди такой же листок», «С какой ветки детки?», «Угадай,что съел».
Чтение художественной литературы:
Е. Чарушин «Дятел», «Волчишко», «Про зайчат»; В. Сутеев «Под грибом», «Первая охота», «Маша и медведь», «Теремок», «Курочка Ряба»;
М. Обутова-Эверстова: «Осень», «Как молодец – осень,лето красное гонит»; П. Тобуруокап «Хатын».
Развлечение: «Золотая осень»
Октябрь
Занятие:
Наблюдение за воробьем и вороной.
Цель: Расширить знания о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, питании. Закрепить умение распознавать птиц по способам передвижения, издаваемым звукам. Воспитывать познавательный интерес к птицам.
Беседы:
• «Почему звери меняют шубки»;
• «О насекомых».
Экологические игры :
• «Что,где растет?»(сад, огород, луг);
• «Что изменилось?»;
• «Раньше-позже»;
• «Ботаническое лото»;
• «Чудесный мешочек»;
• «Рыбки живые и игрушечные»(сравнение внешнего вида).
Чтение художественной литературы:
К. Ушинский: «Петушок с семьей», «Ласточка», «Васька»; С. Омоллоон: «Бирээнньик толонно хайдах ууммутэ», «Инсэлээх улар»-остуоруйа; Б. Хабырыыс: «Маннайгы хаар»; «Муха-цокотуха»; А. Васильев: «Мунха».
Ноябрь
Занятие:
«Как звери в лесу готовятся к зиме»
Цель: Формировать представление о том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
Беседы:
• «Хозяин леса,тайги- Баай Байанай»;
• «Как медведь готовится к зиме»
• «Соболь-золото Якутии».
Чтение художественной литературы:
К. Чуковский: «Краденое солнце»; Н. Сосин: «Балык уу тугэ5эр туспут», «Куурусса тымныыны билгэлиир», «Оо,хаар» - хоhоон; Б. Хабырыыс: «Эhэ хайдах бултууруй?».
Экологические игры :
• «Чей след?»;
• «Булчут тэрилэ»- лото;
• «Птицы и звери Якутии»;
• «Зоологическое лото»
• «Одежда из меха»
• «Меткий стрелок»;
• «Горячо-холодно».
Утренник: «В гостях у Байаная»(проводы охотников на охоту). Выставка работ пап на тему: «Охота». Акция: «берегите лес и все живое».
Декабрь
Занятие:
«Как живут растения зимой»
Цель: Обобщить представления детей о приспособлении растений к разным сезонным изменениям. Обобщить представление детей о необходимости света,тепла,влажной почвы для роста растений.
Беседы:
• «Где зимуют лягушки?»;
• «Где прячутся рыбы зимой?».
Чтение художественной литературы:
Г. Снегирев: «Как звери и птицы к зиме готовятся»; Н. Якутскай «Кетер-суурэр тириитин уларытар дуо?»; «Два Мороза», «Ыт хайдах иччитин булбута», «Таал-Таал эмээхсин».
Экологические игры :
• «Какие птицы не улетают на юг»;
• «В магазине растений»;
• «Так бывает или нет?»
Акция: «Сберегите елочку-зеленую иголочку».
Январь
Занятие:
«Как белка проводит зиму в лесу».
Цель: Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.
Беседы:
• «Почему вода превратилась в лед»;
• «О приспособлении человека к жизни в суровых условиях»;
• «Зачем белке пушистый хвост?».
Чтение художественной литературы:
С. Данилов: «Кыhын», «Дьыл о5уhа»; «Куобах»- саха остуоруйата, «Три медведя»;Б. Боотур: «Барыта таба о5ото»;К. Ушинский: «Туерт ба5а сана»;П. Дмитриев «Дьукээбил уота».
Экологические игры :
• «Сложи картинку» (олень,лось);
• «Какое время года?»;
• «Умей видеть» (следы зверей);
В конце недели организуется второй новогодний праздник на улице.
Февраль
Занятие:
Рассматривание глухаря.
Цель: Познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц,используя модели. Закрепить знания детей об особенностях поведения глухаря (летает, ходит по снегу, клюет ягоды).Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.
Беседы:
• «Какие животные живут в тундре»;
• «Жизнь птиц зимой в наших лесах».
Чтение художественной литературы:
С. Маршак: «Детки в клетке», «Усатый полосатый»; В. Бианки: «Бесплатные столовые»; И. Гоголев: «Кун»; Апросимов: «Татыйыктар то5о кэлбиттэрий?»; И. Егоров «Таю куну а5алла».
Экологические игры :
• «Что за птица?»;
• «Кто в домике живет?»;
• «Кому,что надо?» (охотнику,оленеводу).
Игра-драматизация: «Елка для зверушек»- в группе.
Март
Занятие:
«Олень для эвенка одежда, питание, лекарство, транспортное средство».
Цель: Познакомить детей с образом жизни и бытом оленеводов. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей.
Беседы:
• «Где раньше тает снег:в лесу или в поселке?»;
• «Рождение оленят. Кто о них заботится?»;
• «Золотой Алдан. Почему Алдан называют золотым?».
Чтение художественной литературы:
Е. Чарушин: «Лошадь», «Баран», «Корова», «Коза»; П. Федоров: «Уут хантан уескууруй?Оттон килиэп?»; Г. Данилов: «Туллуктар»; «Куоска уонна тиин»-остуоруйа; Эллэй: «Таба».
Экологические игры :
• «Чей детеныш?»;
• «Чьи хвосты?»;
• «Гонки оленей»;
• «Охотник-пастух».
Спортивный досуг «Гонки оленей»(соревнования).
Акция «Всемирный день воды»-22 марта
Апрель
Занятие:
«Обитатели скотного двора. Лошадь с полюса».
Цель: Уточнить и закрепить знание детей о домашних животных села, об их назначении и пользе для человека. Воспитывать интерес и заботливое отношение к домашним животным.
Беседы:
• «Кто возвращается весной домой?»(о перелетных птицах)
• «Кто просыпается весной»;
• «Реки и озера Якутии».
Экологические игры :
• «Найди дерево по описанию»;
• «Времена года»;
• «Что-где растет?» :
• «Магазин семян».
Чтение художественной литературы:
Г. Х. Андерсен: «Гадкий утенок»; С. Васильев: «Куба», «Кыталык»; М. Попов «Уоттаах чыычаах»; Маликов: «Аптаах куорсун»; Г. Данилов: «Саас иhэр».
Акция «День Земли».
Май
Занятие:
«Ньургуhун-первый цветок весны».
Цель: Учить детей различать и называть первоцветы,сравнивать с одуванчиком,находить признаки сходства и различия. Закреплять умение правильно называть основные части растения. Вызывать радость от красоты растений,воспитывать бережное отношение.
Беседы:
• «Богиня плодородия-иэйэхсит Айыы»;
• «Почему весной бывают наводнения?»;
• «Что изменилось в природе?»;
• «О чем поет кукушка?».
Чтение художественной литературы:
К. Урастыырап: «Кэ5э», «Ньургуhун»; В. Бианки: «Купание медвежат»; С. Васильев: «Кутуйахтаах тайах»; М. Горький: «Барабыай о5ото»; «Заюшкина избушка».
Экологические игры :
• Лото «Красная книга»;
• «Лекарственные растения».
Акция «Сохраним подснежник».
Развлечение «Икэчик»-эвенкийский Новый год.
Июнь:акция «Встанем на защиту сарданы родной».