Светлана Ульянова
Экологическое воспитание детей
▼ Скачать + Заказать документы
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. Евтушенко
Ульянова Светлана Олеговна, воспитатель. МБДОУ г. Иркутска детский сад № 20
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там — лес погубили, там — лугов лишились, там — земля очерствела и не хочет рожать хлеб. Важным вопросом является сохранение природных ресурсов земли через образование людей, через экологическое воспитание населения. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя! Сбываются пророчества слова Ф. Энгельса, который ещё в прошлом веке пытался предостеречь: «не будем, однако слишком обольщаться нашими победами над природой» за каждую победу она нам мстит». К чему все это привело, известно.
Публикация «Экологическое воспитание детей» размещена в разделах
Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы — в раннем возрасте; способствовать пониманию целостной картины мира — в школе.
Очевидно и то, что от детской вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше. Дальше эта дорога обрывается пропастью.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли — образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека. В этот период жизни ребенок ещё не вполне утратил первородное «чувство природы», он как бы не полностью оторвался от своего генетического начала. Отсюда его характеризует врожденная потребность в общении, в диалоге с природой ему свойственны восприимчивость, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, сочувствие ко всему живому. Именно в этом возрасте следует закладывать культуру чувственного восприятия ребенком природного мира, научить детей видеть жизнь вокруг себя, помочь понять, что вокруг не окружающая среда, которая является основным ресурсом в деятельности людей и её поэтому необходимо охранять, а множество единственных и неповторимых живых существ, которые прежде всего живут, поэтому и самоценных. Это будет являться надежной основой опыта такого поведения, которое обеспечивает гармонию в едином со-мире маленького человека и матери-Природы.
У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. В любое время года наблюдательный человек, проходя полем или лесом и изучая следы зверя, увидит, как интересно меняется окружающий мир, как тропинка, озеро. Болото становится ареной многих событий и происшествий, а заросшая излучина вмещает целый подводный мир.
Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных – наше богатство. Его надо беречь. Однако за последнее время резко сократились в нашей области уловы рыбы, так как реки загрязняются промышленными отходами. Защиты просят не только рыбы, но и птицы и звери, обитающие в лесах, и сами леса. Топор не щадит водоохранные посадки, прекращающие обмеление рек и озер, рост оврагов, он губит деревья, защищающие транспортные пути, поля от разлива.
Известно, что к использованию естественных богатств следует подходить с особой осторожностью. Немного времени требуется, чтобы срубить самое толстое дерево, а вырастить его надо много десятков лет. Ничего нет легче поймать рыбу во время нереста: она теряет в это время всякую осмотрительность. Но одновременно гибнет и её многочисленное потомство. Разоришь птичье гнездо – и не прилетит в него на другое лето птицы, а без них начнут хиреть окрестные леса и рощи.
О родной природе, о её богатствах нужно воспитывать в детях заботу.
Как редко мы задумываемся над тем, как лес, луг, река, даже пустырь за городскими домами, т. е. все то, что обычно называют природой, помогают нам воспитывать малышей. Именно малышей, потому, что стоит им повзрослеть чуть-чуть; как в дело вступают другие силы. А пока дети малы, Все цветы и травы, жучки-паучки, птицы, кошки, собаки – всё это близко им.
Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, посадки, их суть,-один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребенок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убить лягушек и разорять птичьи гнезда, топтать и рвать цветы. Ему необходимо внушить любовь к муравью и лягушке, колокольчику и дубу – ко всему, что его окружает.
Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Это и будет экологическое воспитание. «Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, - писал Ч. Дарвин,- утрата этих вкусов равносильная утрата счастья и может вредно отразится на умственных способностях, а ещё вероятнее на нравственных качествах».
Литература
1. Т. Богданец «Экологические знания-первые представления о мире»//Дошкольное воспитание,2003,№12.
2. В. Кочергина Наш дом-Земля // Дошкольное воспитание. 2004.№7.
3. Н. В. Коломина Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. -М. : ТЦ Сфера, 2004г.
4. Н. Н. Кондратьева и др. «Мы»-Программа экологического образования детей/. -СПб:Детство-пресс,2003г.
5. С. Н. Николаева Теория и методика экологического образования детей : Учебное пособие для студ. высш. учеб. зав. /С. Н. Николаева – 2-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия». 2005 г.
6. С. Н. Николаева Юный эколог : Программа экологического воспитания дошкольников. – М. : Мозаика – Синтез, 2002г.
7. Л. А. Каменева., Н. Н. Кондратьева., Л. М. Маневцева., Е. Ф. Терентьева. ; под ред. Л. М. Маневцевой., П. Г. Саморуковой МИрк природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников /.-СПб. :Детство-пресс,2003г.
Е. евтушенко: |
Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былинку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. |