Минеева Ольга
Экологическое воспитание детей в детском саду
Детский сад стоит в числе первых кто формирует у детей основы экологического образования. Главной фигурой педагогического процесса, куда входит и экологическое воспитание является воспитатель. Именно на воспитателе лежит задача привить детям любовь и бережное отношение к природе. Такое воспитание закладывается у детей с раннего возраста в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.
Публикация «Экологическое воспитание детей в детском саду» размещена в разделах
В Программе «воспитание в детском саду» прослеживаются следующие две задачи:
1) воспитание у детей любви к родной природе, способности чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным, заботиться о них.
2) передача элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них обобщенных и конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.
Экологическое воспитание в детском саду проходит и в повседневной жизни и на занятиях, т. е. во всем педагогическом процессе. Большое значение в реализации задач по экологическому воспитанию дошкольников имеет природное окружение в детском саду. Ими могут быть и живые уголки, и комнаты природы, либо участок на территории детского сада с правильным оформлением растений и цветов, где дети ежедневно могут наблюдать за природными явлениями, живыми существами и непосредственно принимать участие в процессе приобщения к труду (ухаживать за питомцами, поливать цветы и т. д.). Например, на территории нашего детского сада, кроме цветов и растений, есть естественный уголок, на котором растут: яблони, березы, рябина, ели. Во время прогулок дети с интересом рассматривают листья деревьев и хвою, сравнивают их.
Задачи педагогов сводятся к следующему:
1. Создавать условия для формирования элементарных биологических представлений:
• знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т. д.);
• предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме;
• формировать эмоционально-положительное отношение к природе.
2. Обеспечивать условия для развития экологического сознания :
• знакомить с представителями живой и неживой природы;
• рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;
• способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;
• знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;
• способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;
• создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.
Большую и важную роль в экологическом воспитании детей играют родители, и воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.
Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Закономерно, что если родители не берегут природу или плохо обращаются с животными, то и ребенок будет копировать их модель поведения, и крайне сложно объяснить почему это неправильно и так поступать не следует, и требования, предъявляемые в детском саду и дома, которые противоречат друг другу, не вызовут у ребенка никакой другой реакции, кроме растерянности или обиды. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей. Нужно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного списка жизненно важных правил и запретов.
Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это.
Работу с родителями я вижу в информировании родителей (в форме общих и групповых собраний) по организации различных мероприятий с их участием, проведение выставок с работами детей на экологические темы, ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (информация в уголках для родителей, проведение совместных мероприятий, открытые занятия и т. д.).
Любовь к природе детям можно донести и через чтение художественной литературы.
В этом возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественной литературы. Через произведения таких авторов как: А. Л. Барто, С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, В. Бианки и М. Пришвин дети учатся любить природу и животных, сочувствовать и сопереживать им, приобретается такое чувство, как сострадание. Чтобы чтение книг воспринималось детьми с интересом необходимо использовать различные способы художественного чтения: мимика, жесты, интонация. Интерес к книге развивается очень легко. Книга играет важную роль в эстетическом воспитании.
Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе - это совершенно необходимо для его здоровья. Маленькие дети не гуляют одни – с ними, чаще всего, бывают родители, либо родственники. Так или иначе прогулка – это подходящее время, когда взрослый может постепенно знакомить ребенка с тайнами живой и неживой природы, описывать жизнь разнообразных растений и животных.
Давая представление ребенку о мире природы, взрослый намеренно формирует всевозможные стороны его личности, вселяет интерес и стремление узнавать природное окружение, поднимает у ребенка сочувствие к трудной жизни животных, желание им помочь. Ребенку необходимо показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, пейзажи в разное время года и многое-многое другое.
Поэтому, воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту - одна из важных задач детского сада. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители.
Умелая организация работы с детьми по уходу за растениями в уголке природы позволяет решить задачу воспитания у детей доброго и заботливого отношения к миру природы.
Таким образом, в работе по экологическому воспитанию детей нужно использовать различные формы и методы в совокупности, и правильно их комбинировать друг с другом. Подбор методов и необходимость совместного их использования устанавливается возрастными способностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.
Продуктивность решения задач экологического воспитания зависит от систематического и вариативного их использования. Они помогают сформировать у детей точные знания об окружающем мире.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что основой в экологическом воспитании является желание, стремление и умение воспитателя создать интерес у детей и родителей, а также у всего коллектива беречь и охранять окружающий нас мир.