Ольга Шлейгер
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через создание метеоплощадки в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Счастье - это быть с природой,
видеть ее, говорить с ней.
(Л. Н. Толстой.)
Все мы знаем, что все яркие эмоциональные впечатления остаются в памяти с детства. Но «в наше время наблюдается процесс отчуждения человека (ребенка) от природы, которая проявляется в разных формах. Быстрый рост городов привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомобилей, видят искусственные цветы, «воспитывают» электронных зверушек вместо кошек и собак» [1].
Публикация «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через создание метеоплощадки в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Метеостанции и метеоплощадки в детском саду
- Погода и природные явления
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
По мнению Л. А. Каменевой, А. К. Матвеевой, для того чтобы сформировать экологическое воспитание ребенка, а именно в дошкольном возрасте закладывается этот фундамент, необходимо найти правильный подход и показать, как важно жить в гармонии с природой, в тесной взаимосвязи «Человек – Природа», учитывая индивидуальные особенности ребенка. Наше ДОО уже не первый год уделяет повышенное внимание в формировании экологической направленности ребенка [1].
Современное ДОО ориентируется на активное приобретение детьми старшего дошкольного возраста навыков экологической культуры и повышения экологической грамотности у детей. Поэтому педагогам ДОО необходимо найти новые и оптимальные средства экологического воспитания. Одной из таких форм экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста может стать метеостанция (метеоплощадка).
С целью погружения детей в мир исследований и открытий, умения делать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах, на народных приметах, с детьми старшего дошкольного возраста можно создать метеорологическую станцию. Наблюдения за погодой на метеоплощадке позволяют решить многие воспитательно – педагогические задачи:
развивать экологические знания детей старшего дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности и наблюдений за погодой на метеоплощадке;
развивать умение определять погоду, составлять прогноз, используя специальные приборы, анализировать, делать выводы, расширять кругозор детей;
закладывать этические, нравственные, трудовые основы; раскрывать и развивать индивидуальный и творческий потенциал;
сохранять и укреплять здоровье детей, развивать внимание, сосредоточенность, организованность;
воспитывать осознанное отношение ребенка через общение с объектами природы [1].
В нашем детском саду работа над созданием метеоплощадки началась в летний период, когда мы с ребятами, ухаживая за овощами (морковь, свекла, помидоры, перец) на нашем огороде стали обращать внимание на погоду, будет дождь или нет, поливать огород или нет, смотрели на небо и пытались предугадать погоду. Обратив внимание, что на территории ДОУ было уже отведено место для метеорологической площадки, было решено, что ребятам будет интересно узнать природу, как таинственный мир полный приключений и увлекательных открытий.
Поэтому, работая над своей темой, больший уклон я сделала на прогнозирования погоды. Для этого, согласно календарно – тематическому планированию, мы с ребятами первоначально узнали, как происходит смена времен года, что же такое «погода», что такое «облака», а затем, познакомились с приборами, по которым можно определить погоду: термометры и их виды, компас, гигрометр и др. Для наблюдения за погодой можно использовать традиционные приборы (компас, термометр) и приборы, изготовленные своими руками: метеобудка, ветряной рукав, осадкомер, флюгер, ловец облаков, визуализатор погоды. Мною были разработаны метеообозначения погодных явлений, календарь погоды, который дети заполняют с удовольствием, а также помощь оказали родители - помогли сделать сборник народных примет, которые могут предсказать погоду.
Также, на нашей метеостанции появились цветы - синоптики, по которым ребята определяли возможность осадков на ближайшее время, например, если одуванчик распустился, то дождя не ожидается, а если бутон не раскрылся - жди дождь. Если же говорить об индивидуальном воспитании экологической культуры, то есть дети, которые не любят наблюдать за растениями, они интересуются наблюдениями за птицами, то для них есть также народные приметы.
Первоначально, работая по своей теме, не у всех детей был интерес, но постепенно я заметила, что когда одни работают с визуализатором погоды, то другие подходят и с интересом наблюдают за их действиями, а на следующий раз уже сами становятся участниками. Прошло всего три месяца работы по метеостанции, но у детей уже выработался устойчивый интерес. Выходя на прогулку, ребята самостоятельно дают характеристику погоды, сами определяют вид облаков, обсуждают, какой ветер (сильный, слабый, порывистый, дают оценку по шкале Бофорта, а также могут определить направление ветра по флюгеру, зная, что в 12.00 часов дня стрелка солнечных часов направлена строго на север. Для детей стала традицией, утром заходить на территорию детского сада к метеостанции с родителями, вместе определять температуру воздуха, объясняя взрослым, что нужно смотреть не только градусник, который находится на улице, но и на градусник, который есть в метеобудке. Показатели температуры мы снимаем в будние дни три раза в день, а в выходные дети поочередно берут на себя эту ответственность и вместе с родителями делают это дома.
Общеизвестно, что пространственная среда в ДОО должна быть мобильной. С этой целью у нас создана метеоплощадка так, чтобы, мы могли прогнозировать погоду и в непогоду. Мы можем переместить необходимое оборудование для прогнозирования погоды в группу.
Таким образом, хочется отметить, что за время работы у детей на метеостанции вырабатывается устойчивый интерес к прогнозированию погоды, расширяется словарный запас. Ребята учатся делать выводы по наблюдениям, а также отстаивать свою точку зрения. Надеюсь, что к концу года дети будут радовать своими результатами в самостоятельном прогнозировании погоды. Закончить свою статью, мне хотелось бы словами Я. А. Коменского: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, а из неба и земли, дубов и буков, то есть знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах».
Литература:
1. Как знакомить дошкольников с природой : Пособие для воспитателей дет. сада/Л. А. Каменева, А. К. Матвеева, Л. М. Маневцова и др. Просвещение,1983г.