Цурикова Юлия Андреевна
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Зачем нужно воспитывать в детях бережное отношение к природе? Неужели нельзя обойтись без всех этих глупостей, ведь человек — вершина эволюции и хозяин планеты, имеет право обустраивать мир по своему желанию. Так ли это?
Экология — не просто модное слово, которое используется где надо и не надо. Планета, на которой мы живем, не так уж велика, а запасной пока не имеется. «Венец природы», Человек, так относился к своему единственному месту жительства, что Земля уже не может самостоятельно восстановить свое планетарное здоровье: экологический кризис становится все более угрожающим. Только экологически осмысленное поведение каждого жителя планеты может помочь в ее спасении от постепенного разрушения. Но для этого необходимо формировать новый, ответственный тип мышления, прививать новым поколениям экологическую культуру. В конце ХХ века появился термин — экология личности, ставший одним из аспектов нравственности. Невозможно воспитать нравственного человека, не привив ему культуры бережного отношения к миру, в котором он живет
Публикация «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Важность экологического воспитания для развития личности ребенка
-Экологическое воспитание детей — это не только готовность беречь природу, но и формирование основ нравственности.
-Получение новых знаний об окружающем мире, происходящих в нем процессов и обитающих рядом с человеком живых организмах способствует развитию интеллекта.
-Способность ощущать красоту природы развивает эстетическое чувство.
-Наблюдения за природными явлениями, растениями, животными развивают внимание, способность концентрироваться, память.
-Уход за растениями и животными помогает воспитать аккуратность и ответственность, отзывчивость и умение сострадать.
В последнее время в социальных сетях нередко появляются сообщения о проявлениях жестокости по отношению к животным и людям. Все это — последствия упущений в воспитании, отсутствие нравственного отношения к природе, не сформировавшейся способности к сопереживанию. Самое подходящее время для начала воспитания экологической культуры — дошкольный возраст. Именно в это время закладываются основы личности и происходит формирование отношения к миру. Как и во всем остальном, главный инструмент воспитания — личный пример взрослых. Родители могут говорить много слов, но если при этом отец не считает зазорным пнуть кошку, мать отвозит в приют надоевшую собаку, и все вместе оставляют на месте пикника горы мусора — слова окажутся бессмысленными. В садике может быть отличный живой уголок. Но занятия в нем не оставят большого следа, если на глазах у детей воспитатель прогонит камнями случайно забредшую на игровую площадку дворнягу. К сожалению, многие родители и педагоги не уделяют достаточного внимания экологии личности своих воспитанников. В итоге может сформироваться человек с деформированными представлениями о нравственности, морали, гуманности и ответственности каждого человека за условия обитания всего человечества.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Все интересное ему хочется схватить, ощутить всеми органами чувств, проверить на прочность. Именно в этом возрасте можно и нужно начинать формировать бережное отношение ко всему живому.
Родителям необходимо учить ребенка наблюдению за природой и животными. Объяснять, что человек, даже если он еще ребенок, сильнее и умнее других живых существ. И поэтому его долг — защищать и заботиться, не обижать и не уничтожать. Ребенок может не понимать, почему плохо отрывать бабочке крылышки, таскать за хвост кота,
распугивать птичек. Задача родителей и воспитателей — тактично объяснить, что такое боль и страх, что их испытывают все живые существа.
Экологическое воспитание – это относительно новое, инновационное направление, подразумевающее формирование у дошкольников сознательно бережного отношения к окружающему миру. Главная цель программы по экологическому воспитанию дошкольников — рационально использовать существующие природные ресурсы, способствовать сохранности исчезающих видов растений и животных, заповедных зон и предотвратить появления глобальных экологических катастроф.
Родители, задумываясь о том, как привить ребенку любовь к природе, к Родине, к труду и общественным делам, должны уделять много времени этим вопросам, а также самостоятельно изучать различные методики образования (например, учебное пособие по экологическому воспитанию дошкольников С. Н. Николаева)
План экологического воспитания дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях должен быть основан на следующих нормативно-правовых документах:
-действующий закон РФ «Об образовании»;
-ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»;
-образовательный стандарт для дошкольных образовательных учреждений (ФГОС ДО)
Познавательное развитие.
Познавательная методика экологического воспитания дошкольников основана на устаревшей программе по знакомству малышей с объектами природы, в рамках которой воспитанники, в соответствии с их возрастной категорией, изучали внешний вид и отличительные признаки определенных животных и растений. Сегодня же экологическое развитие дошкольников подразумевает не только устное описание живых и неживых природных объектов, но и изучение взаимосвязей, существующих в природе (как живые существа и растения зависят друг от друга, как характер человека зависит места проживания, почему нельзя допускать вырубку лесов и т. д.). Подробное познание взаимосвязей природы и явлений формирует в сознании малышей полную картину окружающего мира, а также понимание того, что ничего лишнего в природе не существует.
Задачи инновационного экологического воспитания дошкольников :
-в соответствии с возрастом детей, излагать им достоверную информацию об окружающем мире;
-прививать любовь к труду, уходу за растениями и животными;
-развивать творческие способности и обращать внимание на эстетические формы прекрасного в природе и искусстве (на красивые пейзажи, картины и фотографии известных художников, уделять внимание художественному описанию объектов природы и т. д.);
-пополнять словарный запас, обучать детей правильно и красиво рассказывать о том, что они видят вокруг себя
Экологическое воспитание старших дошкольников на сегодняшний день становится все более актуальным — изменение климата, вырубка лесов, загрязнение водоемов — все это неизбежно ведет к техногенным катастрофам мирового масштаба. Воспитывать в детях любовь к природе сегодня, значит, сохранить природные ресурсы и жизнь всего человечества в будущем.
Способы экологического воспитания.
Воспитание детей старшего дошкольного возраста осуществляется родителями и частными (или муниципальными) дошкольными учреждениями. Особое влияние на развитие личностных качеств и отношение дошкольника к окружающему миру оказывает игровая деятельность, с помощью которой взрослые на своем примере могут показать, как правильно поступить в тех или иных ситуациях (например, родители могут продемонстрировать ребенку то, что нужно выкидывать фантики от конфет в урну, сортировать мусор дома или как красиво обустроить клумбы у дома и т. д.). Существуют следующие формы экологического воспитания дошкольников — практическая (в парке, в лесу, у озера или на ферме) и теоретическая — изучение с помощью книг и игр.
Практическое знакомство с природой.
Дети в старшем дошкольном возрасте очень любопытны, хорошо запоминают что можно делать, а что нельзя, их интересуют многие факторы. Родители (опекуны, братья или сестры, воспитатели могут наглядно познакомить дошкольника с окружающим его миром — рассказывать ему об особенностях живой и неживой природы (например, показывать и называть какие деревья и цветы растут у дома, какими бывают домашние и дикие животные, чем море отличается от реки и т. п)
Хороший способ привить ребенку любовь к природе — подарить ему домашнее животное или посадить с ним растение (дерево). Наблюдая и ухаживая за живым существом или растением, ребенок учится заботиться и оберегать то, что ему дорого. Привлекая внимание ребенка к деталям, подробно описывая растения или повадки животного, собирая разнообразный материал (например, кленовые листья, гербарий, можно выработать у дошкольника интерес к углубленному изучению окружающего мира. Красота естественной природы может вызвать у детей старшего дошкольного возраста очень глубокие впечатления, что в свою очередь ведет к формированию любви к родной природе и Родине в целом. Экологические воспитание детей старшего дошкольного возраста через практику имеет хороший результат только в том случае, если родители также правильно воспитаны и бережно относятся к природе в ДОО.