ОКСАНА КАРАМАШЕВА
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что, на мой взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры — люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. А ведь в настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений.
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Экологическое воспитание занимает все более широкое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Цель, стоящая перед нашим дошкольным учреждение - это способствовать экологическому просвещению и образованию дошкольников и их родителей, формированию культуры общества, живущего в гармонии с природой.
Исходя от цели, были поставлены следующие задачи:
1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека;
2. Расширить представления родителей и детей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно;
3. Научить ребенка защищать природу, любить ее и охранять;
3. Повысить уровень экологической культуры и информированности педагогов, воспитанников и родителей;
4. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
Таким образом, в нашем детском саду профессиональная деятельность направлена на решение проблемы, поиск эффективных и современных форм, путей и методов, создания условий для организации экологического воспитания дошкольников.
Реализуя данное направление деятельности, мы применяли интегрированный подход к экологическому воспитанию детей.
Он предполагал:
- Создание условий для воспитания гуманного отношения к природе.
- Создание условий для формирования системы экологических знаний и представлений.
- Создание условий для развития эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхищаться ею, желания сохранить ее).
- Создания условий для участия детей в посильной для них трудовой деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Наша деятельность была направлена на:
-организацию предметно – развивающей среды.
-выбор материалов, мероприятий, видов деятельности;
-разработку плана взаимодействия с родителями с целью повышения уровня мотивации на сотрудничество в области экологического воспитания.
Значительное место в экологической работе было отведено творческой деятельности детей и родителей, развитию их креативности.
Так, в рамках работы по экологическому воспитанию, в нашем детском саду проводились различные мероприятия, такие как:
- «Дары тётушки Осени»; ярмарка – конкурс плодов и овощей «Удивительное рядом»; выставка рисунков, фотографий и творческих работ из природного материала «Чем богаты, тем и рады». Воспитанники и их родители принимали активное участие, делились своими удивительными овощами, мастерили поделки из выращенного урожая, зарисовывали в своих картинах богатства «Тётушки Осени». Результатом этих мероприятий, детьми старшей группы было организовано театрализованное представление «Наш зелёный огород нас прокормит целый год»;
- Экологический мини - проект «Природа глазами М. Пришвина». Дети совместно с родителями знакомились с писателем и его творчеством, участвовали в конкурсе рисунков «Мой любимый литературный герой М. Пришвина». Педагоги и воспитанники детского сада посетили районную библиотеку, где продолжили знакомство с М. Пришвиным и его произведениями. Итогом мини – проекта был литературный досуг в форме викторины «Природа и мы» (по произведениям В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина);
- В сентябре, этого года, было проведено мероприятие, посвященное 105 - летию со дня написания книги М. Горького «Воробьишко». Наши воспитанники совместно с родителями готовили «книжки-малышки» по данному произведению.
- В апреле коллектив и воспитанники детского сада «Рябинушка» приняли участие в районном смотре художественной самодеятельности, посвященном Году Экологии и особо охраняемым территориям, где общими усилиями, заняли первое место;
- Так же, в апреле, мною было проведено открытое занятие «Река и речные обитатели», которое было направлено на развитие познавательно-исследовательской деятельности. При помощи продуктивных действий дети искали пути решения экологических проблем. Данное занятие проводилось с учетом регионального компонента, т. е. дети использовали свои знания о речных обитателях нашей реки «Таштып»;
- Каждый год, в группах и на территории нашего детского сада, совместно с детьми проводится посев семян овощей и садовых растений - выращивание рассады для оформления участков на территории детского сада. Дети, используя полеченные знания в организованной деятельности, применяют на практике. Зарисовывают свои наблюдения в «Календаре наблюдений». Перед тем, как произвести посадку пророщенных семян на оформление участков, проводился конкурс «Лучший огород в окне», где дети с гордостью демонстрируют результаты своего труда;
- В октябре, в рамках работы по экологическому воспитанию, был проведен еще один мини – проект, «Живописные места России» - это познавательное мероприятие, направленное на развитие у воспитанников патриотических качеств, любви к природе. Результатом проекта стало представление и защита альбома «Животные и растения Хакасии. Исчезающие виды»;
- КВН по ФГОС, знание Красной книги «Экологическое ассорти». Данное мероприятие проводилось, как итог работы по ФГОС и году экологии, с применением ИКТ и презентации. Игра-викторина проводилась между воспитанниками и родителями. Такой вид деятельности очень интересен и познавателен в развитии умственных способностей детей и чувства сопереживания за свою команду.
Таким образом, хочется отметить, что важнейшим условием успешной реализации интегрированного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.