Давиденко Наталья
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окру-жающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Зем-ля – это наш Зеленый дом». Моря и реки, леса и горы, деревни и города… Как много в этом замечательном доме! И вместе с нами в нем живут расте-ния и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери…
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отме-чал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красо-ту, это качество нужно прививать с раннего детства.
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В своей работе по экологическому воспитанию дошкольников я ис-пользую следующие формы работы:
В каждой группе нашего детского сада оборудован уголок природы, развивающая среда которого соответствует возрастным особенностям де-тей от младшей до подготовительной группы. Благодаря природному уголку в детском саду дети получают базовое представление о мире расте-ний, учатся наблюдать, рассуждать, мыслить логически, заботиться, сопе-реживать.
В этих уголках дети рассматривают комнатные растения, знакомятся с их строением и условиями, необходимыми для их роста и развития. Учатся ухаживать за ними: рыхлят землю в горшках, поливают цветы, протирают листья.
Так же трудом дети занимаются и на прогулке.
Для формирования экологической культуры у детей и родителей, со-здания условий для познавательного развития детей через проектно – ис-следовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности был разработан проект «Огород на окне».
Зимой здесь растет зеленый лук, а весной – цветочная и огородная рассада, за которым ухаживают дошкольники старшей и подготовитель-ной групп и воспитатели. В течение лета дети всех возрастных групп име-ют возможность наблюдать за развитием и ростом этих растений.
Большую роль в экологическом воспитании детей нашего дошколь-ного учреждения играют наблюдения за природой. Это сложная познава-тельная деятельность дошкольника, с помощью которой у ребенка разви-ваются: восприятие, мышление, речь, устойчивое внимание, умение видеть и понимать природные явления и связь между ними. А также вырабатыва-ются навыки сравнения и сопоставления увиденного, воспитывается стрем-ление сохранять и оберегать природный мир, видеть и ценить его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведе-нии. Наблюдения осуществляются во время прогулок, на которых у до-школьников формируются представления о сезонных изменениях в приро-де.
Наиболее эффективный способ реализации за-дач экологического воспитания – организованная образовательная дея-тельность. Об одном из проведенных занятий хочу рассказать сегодня.
Тема ООД «Хлорофитум – наш друг». Образовательная деятель-ность проведена с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: знакомство детей с комнатным растением – хлорофитум.
Образовательные задачи.
- дать представления об особенностях внешнего вида хлорофитума, способах ухода за ним, способах размножения;
- закреплять умения детей определять растения по особенностям внешнего вида;
- формировать умения и навыки посадки комнатного растения в зем-лю;
Развивающие задачи.
- развивать психические процессы (мышление, внимание, речь, па-мять);
- развивать коммуникативные умения и навыки;
Воспитательные :
- вызвать желание оказывать помощь, проявлять заботу.
Образовательная Деятельность проводилась в подготовительной группе и состояла из 3-х взаимосвязанных этапов, в ходе которых дети по-следовательно выполняли предложенные различные задания и действия. Данная структура ОД оправдана, т. к. каждый этап был направлен на ре-шение определённых задач, с применением различных методов и приёмов.
Водная часть была нацелена на организацию детей :
- создание эмоционального настроя, переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней.
Для этого я использовала фотографию погибшего растения, озвучи-вание проблемы. После озвучивания проблемы, дети сами определили способ ее решения, научить Карлсона ухаживать за хлорофитумом.
В ходе основной части, для решения проблемы дети последовательно выполняли предложенные различные задания и действия.
Для ознакомления с комнатным растением – хлорофитум, его внеш-ним видом, родиной и способами размножения, была просмотрена презен-тация.
Для закрепления знаний детей об особенностях внешнего вида хло-рофитума предложила ребятам найти это растение в комнате природы, рассмотреть, определить части и вид растения.
Для закрепления полученных знаний о размножении растений детям было предложено посадить отростки и забрать их в группу. Соблюдая все гигиенические нормы и правила, занимаясь трудом в комнате природы де-ти надели фартуки и перчатки.
Для того, чтобы научить детей одному из видов размножения расте-ний – детками использовала следующие методы и приемы:
собственный пример
беседа о последовательности посадки растения
практические действия – посадка, полив, опрыскивание
уборка своего рабочего места
Для снятия общего переутомления была проведена физкультминутка «Цветы», соответствующая теме ОД.
Изготовление памяток – стало средством для решения поставленной проблемы, мы научили Карлсона ухаживать за хлорофитумом, и изгото-вили памятку, чтобы он всегда помнил, и мы не забыли, как за ним ухажи-вать.
Дети выполнили игровое упражнение «условия ухода за хлорофиту-мом» - были предложены различные картинки с обозначениями условий ухода за комнатными растениями, а нужно было выбрать именно для хло-рофитума. Это не вызвало у детей никаких затруднений.
В заключительной части, я предложила детям помочь цветку Карлсона на фотографии, что помогло детям осознать свою деятельность на протяжении всего занятия.
В ходе ОД я старалась вызвать и сохранить интерес детей к выбран-ной деятельности, использовала доступный наглядный материал и различ-ные задания. На протяжении всего занятия дети были доброжелательны к друг другу. Я обращалась к опыту детей, старалась учитывать индивиду-альные особенности каждого ребенка. Следила за тем что бы мои вопросы и задания были чётко сформулированы, доступны для понимания детей, побуждала детей к проявлению самостоятельности и инициативы.
Я считаю, что поставленные задачи в ходе ОД были решены.
Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематиче-ская работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, рас-крыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное от-ношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.