Елена Хныкина
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предметное окружение ребенка дошкольника входят различные объекты природы, по этому его ознакомление с растениями,животными, явлениями не живой природы неизбежно-это естественный процесс познание окружающего мира и приобретении социального опыта. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых,может иметь различную научную основную.
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В настоящее время происходит смена позиций в ествознании :биологический подход, который господствовал по сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым –экологическим взглядом на мир природы мир предметов, созданных людьми, и на самого человека. Экологическое мировоззрение становится основополагающим во всех сферах в жизнедеятельности людей,оно в значительной степени начинает определять политику государства и развитие производства медицины, мира и культуры.
Экологическое мировоззрение –это продукт образования,его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учение человека. Начало этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладывается первые основы и миропонимания и практического взаимодействия с природной средой.
Экологическое воспитание дошкольников –это ознакомление детей с природой,в основу которого положен экологический подход,а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Экологические знания-это сведения о взаимосвязи конкретных растений, животных и человека (как живого организма)со средой обитания,об их приспособлении к ней. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств,об охране природы. Знания –не самоцель в экологическом воспитании,но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру,который носит эмоционально-действенный характер и выражает в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний,практической готовности созидать вокруг себя,бережно общаться с вещами не только потому,что это чей-то труд, но и потому,что затрачены материалы,взятые из природы.
Отличие дошкольной ступени системы непрерывного экологического образования от других ступеней определяется психофизиологическими характеристиками детей, особенностями их восприятия и освоения окружающего мира. Формирование экологических представлений дошкольников –это самоценная ступень системы непрерывного экологического образования,что соответствует теории А. В. Запорожца об амплификации дошкольного детства как самоценного периода развития личности. Оно способствует не только формированию основ экологического мировоззрения, но и развитию ребенка в целом.
Для того, чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо,чтобы ребенок имел определенные знания о живой и неживой природе, которые он получает в процессе экологического образования и воспитания.
Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого,их частую смену и различие формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель является носителем экологической культуры. Он знакомит со способами общения с природой,формирует умения наблюдать окружающий мир и вещей,
устанавливать элементарные связи и зависимости,учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами,которые находятся рядом,воспитывает потребность в созидании и творчестве.
Психолого-педагогическом педагогические исследования многих авторов доказывают возможности освоения дошкольниками различных взаимосвязей и зависимостей,существующих в природе. Так, исследования С. Н. Николаевой доказали,что формирование экологических представлений может идти на протяжении всего дошкольного возраста, но и в младшем дошкольном возрасте дети могут прослеживать только единичные связи, в то время как и в старшем возрасте –при последовательности работе-понимать связь комплекса признаков. В работах И. А. Хйдуровой и З. П. Плохий отмечается,что при специальной организации наблюдений старшие дошкольники могут прослеживать и понимать цепочки связей внутри сообщества растений Е. Ф. Терентьева также указывает,что старшие дошкольники способны устанавливать более сложные (многозвенные)связи, цепочки связей, некоторые биоценотические взаимоотношения внутри лесного сообщества, луга, водоема, причины отлета птиц, связь комплекса признаков,зависимость жизни растений и животных одновременно от ряда фактором. То есть у них формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы.
Как показывают многочисленные опросы,современные дошкольники обладают довольно большим объемом знаний о природе. Однако,зачастую эти знания формируются стихийно, под влиянием телевизионный передач, рекламы, литературы и мультфильмов. Как отмечал Л. С. Выгосткий,в стихийном опыте дошкольников вначале возникают предпонятийные образования –комплексы, псевдопонятия. Полноценные понятия смогут сформироваться лишь в процессе целенаправленного,организованного обучения, на что и должен быть, в частности, направлен процесс экологического обучения в детском саду.
В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Потому воспитатель, используя самые различные ситуации,продолжает его накапливать и расширять – уточняет с дошкольниками форму,цвет, размеры,запах, характер поверхности и другие особенности, сравнивать явления, подбирать эпитеты,синонимы и т. д.
Именно по отношению к пяти –семи летним детям можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологического воспитания, что обусловлено их псифизиологическими особенностями.
А. В. Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже ограничиваются познанием отдельных конкретных фактором,а стремятся проникнуть в суть вещей,понять связь явлений.
Становится возможным формирование условиях семейного разряда.
У большинства детей в те или иные периоды под влияние определенных ситуаций могут появится нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушение,связанные с приемами пищи,и пр. У некоторых же детей эти нарушения проявляются часто, упорно и проводят к социальной лезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.
Особое внимание эксперты ВОЗ обратили на то,что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой,чем в другие возрастные периоды.
В семье происходит ни с чем сравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка,что предполагает разносторонние познание им окружающей социальной действительности,овладение навыками индивидуальной и коллективной работы,приобщение его к человеческой культуре.
Ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи,ее уклад, стиль. Под этим подразумеваются социальные установки, система ценностей родителей,взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции. Внутрисемейные отношения для ребенка –первый специфический образец общественных отношений. В семьях с прочными контактами между взрослым и ребенком,уважительным отношением к детям у последних активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, самостоятельность.
В семье ребенок опосредует нормы человеческого общежития,усваивает нравственные ценности. Ее воспитательные воздействия определяют характер поведения ребенка в семье.
Опыт общения,понимания другого человека,его целей,стремлений,мотивов его действий и чувств ребенок получает в собственной семье. Если у ребенка нет семьи,то он сильно отстает от развития. Причем отставание в области интеллекта при надлежащей организации обучения выравнивается,а вот в эмоциональной области ребенок,не получивший соответствующих контактов в раннем возрасте,остается «слепым» на всю жизнь. Внешне он может быть весьма эмоционален :плачет, смеется, кричит, причет даже больше других детей. Но это говорит скорее о возбудимости его центральной нервной системы,о ее слабости, нежели о чувствах.
Иногда аналогичная картина развития,хотя и не столь резко выраженная,встречается у детей,внешне имеющих полноценную семью. Но только внешне.
О том что семья играет особую, незаменимую роль в информировании здоровой личности, говорят также сравнительные исследования,посвященные здоровой личности,говорят также сравнительные исследования,посвященные проблеме осознания детьми своего опыта в семье и детском доме. Так,в семье ребенок получает представление о семейных ролях, супружеских,родительских функциях,он усваивает навыки социального поведения,подрая поведению родителей.
Психическая депривация детей,воспитывающихся без родителей,проявляется в различных отклонениях психического развития,среди которых особое место занимают дефекты эмоциональной сферы,что негативно сказывается на культуре чувств, поведения,межличностных отношениях воспитанников и в будущем может явится причиной неблагоприятно складывающихся семейных, супружеских отношений. В условиях детского дома,по сравнению с семьей,затруднено формирование у воспитанников представлений о «мужественности», и «женственности», воспитание необходимых семейно-бытовых навыков, связанных с ведением хозяйства,приготовлением пищи,умением со вкусом одеваться и т. д.
Мещарикова С. Ю. ,наблюдая детей раннего возраста,отмечает, что воспитывающийся в семье ребенок активен, открыт, доброжелателен, доверчив к окружающим людям,проявляет высокий уровень любознательности, жизнерадостен, ,что свидетельствует о его положительном самоощущении. Дети, воспитывающиеся в Доме ребенка,хотя и проявляют по отношению к взрослым положительные эмоции,но у них значительно снижена инициативность, любознательность, жизнерадостность, очень бедны положительные эмоции. Эта разница объясняется отсутствием материнской любви., ласки.
Именно родители способны создать необходимые условия, обеспечивающие духовое развитие ребенка,его душевных комфорт,что лежит в основе нравственно-психического здоровья.
Таким образом,влияние характера детско-родительских взаимоотношений на процессе формирования нравственно и психически здоровой личности неоспорим. Гармоничные взаимоотношения между родителями и детьми являются основным условием нормального психосоциального развития ребенка. Нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения,а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. В то же время в семьях с прочными контактами между родителями и ребенком,уважительным отношением к детям у последних гораздо активнее протекает нравственное и психическое развитие личности.