Волкова Ирина
Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Волкова И. В. ,
старший воспитатель
МБДОУ «Д/с №11 «Золотой ключик»
Экологическое воспитание детей
Все хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудись!
Прикоснуться к природе всем сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб Земля расцветала
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Н. Луконин
Темочки:
Экологическое воспитание – одно из приоритетных направление развития современного детского сада и системы образования в целом. Эмоциональность ребенка дошкольного возраста, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ.
Работая с дошкольниками мы сталкиваемся с рядом проблем. Так, неправильные представления детей о природе часто служат причиной недоброжелательного отношения к животным, уничтожению растений, полезных насекомых, безжалостное отношение к цветам и т. д. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно влияет на психику детей, ожесточает их. Полноценные знания могут сформироваться лишь в процессе целенаправленного систематичного, организованного образовательного процесса. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ. В дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям.
Цель:
формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
Образовательные:
• формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, формирование экологических представлений.
• формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
• показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.
Воспитательные :
• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
• воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
• воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
Развивающие:
• развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы, привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.
Формы и методы работы:
Практическая совместная деятельность детей и педагога.
Наблюдение.
Экскурсии и прогулки.
Опытно - экспериментальная деятельность.
Труд в уголке природы, на участке, огороде.
Игры на экологические темы.
Художественная, природоведческая литература, иллюстрации, репродукции картин, наборы открыток, загадки.
Изобразительная деятельность.
Основные направления деятельности:
Специально подготовленные занятия. Здесь главную роль играет воспитатель. Вся работа строит от создания уголка природы.
Это могут быть:
o экскурсии,
o беседы с воспитателем о природе, животных, растениях,
o чтение художественной литературы,
o рассказы об особенностях ухода за животными.
Совместная деятельность дошкольников и воспитателя. Дети принимают активное участие во всём происходящем на занятиях. Сюда относятся:
o различные тематические игры,
o викторины,
o рисование и конструирование,
o наблюдение,
o ответы на вопросы детей,
o обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов,
o работа в живом уголке,
o подготовка экологических праздников и т. д.
Самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы, кормить животных в живом уголке, собирать гербарии или коллекции.
С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы: труд в природе (уход за комнатными растениями); заполнение календаря природы: вместе с детьми регулярно фиксируем погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней; регулярные наблюдения на прогулке за объектами живой и неживой природы; трудовая деятельность на прогулке (подкармливание птиц в течение всего холодного периода, наблюдение и посильная помощь взрослым на клумбе и дома родителям и др.)
При правильном руководстве наблюдением окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.
В ходе режимных моментов систематически проводятся ситуативные разговоры, напоминания, рассматривание иллюстраций, чтение произведений и разучивание стихотворений о природе; сюжетно – ролевые и дидактические игры; также темы природного окружения отражены в продуктивной деятельности и организации самостоятельной деятельности детей.
Неотъемлемой частью работы по экологическому воспитанию дошкольников является работа с родителями. Для родителей организуются консультации по темам: «Экологические игры для дошкольников», «Как привить ребенку любовь к природе», «Игры природоведческого содержания как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста», памятки, наглядный материал.
Организованы выставки: «Что нам осень принесла», «Кормушка для птиц своими руками», «Выставка поделок из природного материала» и другие.
В процессе экологического образования в детском саду следует особое внимание уделять исследовательской деятельности детей. В этом может помочь разработка различных проектов, которые могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Сейчас я работаю над долгосрочным проектом "Природа вокруг нас".
Цель проекта :
создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе.
Основная идея проекта : создание условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе.
Прогнозируемые результаты проекта
У детей :
1. повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности, познавательной активности;
2. развитие интереса к экспериментированию, анализу, обобщению;
3. воспитание внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе.
У родителей:
1. повышение экологической культуры;
2. создание единого воспитательно-образовательного пространства группы ДОО и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
3. участие в совместных экологических мероприятиях и акциях.
Продукты деятельности проекта :
- Создание фотоальбома по проекту;
- Создание методических пособий;
- Изготовление лэпбуков на экологическую тему;
- Изготовление памяток, листовок.
Таким образом, приобщая детей к природе, знакомя их с разнообразием окружающего мир, мы стараемся воспитать в них любознательность, отзывчивость, желание помочь, а это очень важные качества для развития ребенка дошкольного возраста.
Наша экологичекая тропа
Станции:
Природная лаборатория
Птичий городок
Метеостанция
Пасека
Сельский дворик
Березовая роща
Пруд