Наталья Горьковая
Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием исследования вещей и явлений окружающего мира в самостоятельной деятельности
Введение.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Публикация «Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое образование – одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.
Старший дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
И кроме этого, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления; анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов, сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов, умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания, обобщения (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков.
Методическая разработка «Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием исследования вещей и явлений окружающего мира в самостоятельной деятельности» преследует цель: становление ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, развитие его экологического сознания, экологического поведения в природе, правильного отношения к ней.
В ходе ее реализации решаются следующие задачи:
Формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
Расширять и углублять представления о взаимосвязях в природе;
Учить детей познавать объект в ходе практической деятельности с ним;
Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любовь к природе, формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
Развивать первоначальные географические представления;
Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь;
Анализ некоторых программ, изучение «Концепции содержания непрерывного образования» и учет методических рекомендаций разных авторов позволил разработать систему опытно-экспериментальной деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста и составить тематическое планирование проведения наблюдений (приложение 1) в соответствии с изучаемой темой раздела программы «Ребенок познает мир природы» .В планировании содержания нашли отражение ведущие теоретические идеи, которые были предложены Н. Н. Кондратьевой, Л. М. Маневцовой, М. Д. Маханевой, О. А. Воронкевич и др., в содержании педагогической технологии «Добро пожаловать в экологию» и в методическом пособии «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»). Отбор в методическую разработку представлений о природе осуществлялся на основе ведущих идей естествознания и экологии : единства организма и среды, взаимосвязи живого и неживого, многообразия и изменчивости природы, ее целостности, единства человека и природы.
Новизна методической разработки заключается в том, что изучение программного материала по разделу «Ребенок познает мир природы» сопровождается обязательным включением эксперимента который связан с изучаемой темой. Этот тип исследования предполагает самостоятельную деятельность детей, где дети имеют возможность наблюдать, сравнивать, обобщать, зарисовывать, делать выводы.
Основная часть
Познавательно-исследовательская деятельность – это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. В ряде образовательных программ делается акцент на развитие отдельных познавательных способностей детей, что уменьшает представления детей об окружающем мире, либо на изложении воспитателем систематизированных знаний и вопросах, направленных на закрепление этих знаний.
Чем старше становится ребенок, тем больше исследовательская активность смещается с окружающих его вещей к более отвлеченным предметам и явлениям, не входящим в его непосредственный опыт. Становлению ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания, способствует организация занятий в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, которая развертывается как исследование вещей и явлений окружающего мира, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Таким образом, расширяется кругозор детей в освоении представлений о природном мире и элементарных географических представлениях; развивается любознательность, словесный анализ-рассуждение в процессе активных действий по установлению связей вещей и явлений; ребенок осваивает причинно-следственные, классификационные, пространственные и временные отношения и переходит от практических действий на уровень символических действий (символизирует связи и отношения между предметами и явлениями, схематизирует). Система опытов в работе с детьми по темам о живой и неживой природе и некоторых основах географических представлений, используемых на занятиях и в свободной деятельности детей, дает больше шансов развить способы упорядочения опытов, способствует пониманию явлений, происходящих в природе, выявлению причинно-следственных связей.
Методическая разработка основана на принципах:
- принцип амплификации;
- принцип системности;
- принцип научности;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип доступности;
- принцип региональности.
Структура детского экспериментирования
Целеполагание
Выдвижение гипотез
Подтвердилось
Не подтвердилось
Формулирование выводов
Возникновение новой гипотезы
Проблемная ситуация
Реализация в действии
Подтвердилось
Формулирование выводов
Методы и приемы, обеспечивающие активную позицию ребенка при проведении эксперимента:
Для того, чтобы использовать активную позицию ребенка в опытно-экспериментальной деятельности рекомендуется использовать:
решение проблемных ситуаций (в цветочном городе – загрязнение водоемов);
постановку проблемных вопросов (как накормить целый город овощами);
поисковую деятельность (сбор и составление гербария,;
наблюдения (экскурсии, длительные опыты);
работу с моделями (придумывание собственных знаков-символов);
систему игровых технологий (см. Приложение №3,;
чтение детской природоведческой литературы, выполнение заданий из рабочих тетрадей «Добро пожаловать в экологию!».
Совместная деятельность воспитателя и детей :
- диагностика экологической воспитанности детей (первичная, текущая, контрольная);
- наблюдения в уголке природы, на прогулке, у окна;
- целевые прогулки на природе;
- игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные);
- рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы;
- беседы и разговоры с детьми на экологические темы по их интересам;
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе;
- сбор коллекций семян, камней, осенних листьев;
- опыты, поисковая деятельность;
- труд в уголке природы и на участке;
- работа с моделями;
- работа с календарями природы, дневниками наблюдений;
- различные виды изобразительной деятельности на экологические темы;
- создание книг-самоделок;
- экологические досуги и праздники.
Самостоятельная деятельность детей :
- задания для самостоятельных наблюдений в природе;
- создание проблемных ситуаций – познавательных и практических;
- разные виды игр;
- экспериментирование;
- уход за растениями и животными в уголке природы;
- рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий.
Практический и наглядный инструментарий для опытно-экспериментальной деятельности.
Работу по экологическому воспитанию детей необходимо начинать с создания определенной материальной базы. Овладеть знаниями о системе общих и частных связей дошкольники могут только в том случае, если перед ними поставлены интересные и понятные задачи и обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать. Такие условия могут быть созданы в уголке природы или в специализированном помещении. Содержание уголка для экспериментирования включает:
более 15 видов комнатных растений (алоэ, бальзамин, кливия, пеларгония, хлорофитум, традесканция, фикус, фуксия и др)
огород, где высаживаем семена укропа, петрушки, кресс-салата; выращиваем зеленый лук, траву для попугаев, помидоры и кочанный салат;
аквариум с отдельными представителями растений (валлиснерия, роголистник, улиток и рыб.
Необходимым оборудованием для проведения занятий служат наглядные пособия, которые можно разделить на три группы:
натуральные объекты живой и неживой природы;
иллюстративные пособия;
вспомогательные приборы и оборудование.
В работе используется коллекции почв, полезных ископаемых (неживая природа, растения и животные, окружающих ребенка, и разнообразные гербарии, в том числе сделанные детьми с родителями и педагогами.
Необходима большая база иллюстративных пособий (картины, фотографии, таблицы, иллюстрации по всем темам, а также картографические пособия) и демонстрационных пособий: муляжи грибов, овощей, фруктов, модели земного шара. Должно иметься и лабораторное оборудование для проведения опытов (штативы, спиртовки, колбы, пробирки и т. д.). В детской лаборатории необходим природный материал, бросовый материал, технический и медицинский, коллекция бумаги и тканей, а также игровое оборудование.
Заключение
В результате систематической работы по детскому экспериментированию можно ожидать значительное повышение уровня экологической воспитанности детей, проявление их собственной исследовательской активности и расширение их кругозора.
Для отслеживания эффективности применения на практике методической разработки используется диагностический материал Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» и методики Л. Н. Прохоровой и В. С. Юркевич по определению показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью («Организация экспериментальной деятельности дошкольников», методические рекомендации под общей ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2004). Результаты педагогической диагностики позволяют определить уровень знаний детей по экологическому развитию и уровень овладения детьми экспериментальной деятельностью. Эффективность отслеживается по пятиуровневой системе.
Уровни сформированности экологических представлений и овладения детьми экспериментальной деятельности:
Низкий уровень. Ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении заданий, допускает более пяти ошибок или не справляется с заданием. Он удовлетворяется односложной информацией не проявляет интерес к экспериментальной деятельности.
Уровень ниже среднего. Ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении заданий, допускает 3-4 ошибки или не справляется с заданием. Частично проявляет интерес к экспериментальной деятельности, не анализирует, не делает выводы.
Средний уровень. Ребенок частично проявляет инициативу при выполнении задания, допускает 2-3 ошибки. Потребность в знаниях есть, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная. Не проявляет интерес к самостоятельной деятельности.
Уровень выше среднего. Ребенок проявляет инициативу при выполнении задания, допускает 1-2 ошибки. Стремится проникнуть в причинно-следственные связи явлений, частично проявляет интерес к окружающему миру, рассуждает и аргументирует с помощью взрослого.
Высокий уровень. Ребенок с интересом, правильно выполняет задания, проявляет инициативу и самостоятельность, мотивирует свои действия. Стремится проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
Использование в работе с детьми опытно-экспериментальной деятельности позволяет решать не только образовательные, но и воспитательные задачи: развитие толерантности, нравственные качества, чувство сопереживания и ответственности. Таким образом, по результатам диагностики наблюдаются изменения в уровне воспитанности детей, развитии познавательной активности и любознательности, расширении кругозора.
Приложение 1
Календарный план проведения наблюдений
Время года
Месяц
Наблюдения
Осень
Сентябрь
«Коли ясно, то и осень прекрасна»
• «Туман»
• «Осенний дождь, осенние тучи, осеннее небо»
• «Что такое заморозок?»
• «Ветер веет на просторе»
• «Сентябрь – вечер года»
• «Высота стояния солнца движение его по небосклону»
• «Звездное вечернее небо»
• «Вытканы из кружев»
«Птицы - облака»
• «Что такое осадки?»
• «Вольный ветер»
• «Какая сегодня погода»
• «Цветы на клумбе»
• «Листья желтые летят»
• «Труд взрослых на огороде»
• «За грибами в лес пойдем»
• «Насекомые»
• «Почему птицы улетают на юг?»
• «Домашние животные»
• «Большой муравейник»
Октябрь
• «Что ни день, то раньше вечер, а светает все поздней»
• «Грустный дождик»
• «Чудесная кладовая»
• «Почему воздух стал холодным?»
• «Снег в октябре»
• «Камни в природе»
• «Овраги»
• «Сундучок от белочки»
• «Осмотр детского участка. Игра «Следопыт»»
• «Аптекарьский огород»
• «Листопад, листопад, лес осенний конопат»
• «Ягода - черника»
• «Деревья и кустарники»
• «Раз – хвоинка, Два - хвоинка»
• «Как деревья готовятся к весне?»
• «До чего красива осенью осина»
• «Улетают журавли»
• «Вот уж последняя стая крыльями машет вдали»
• «Зимующие птицы: чечетки, свиристель»
• «Воробьи осенью»
Ноябрь
«Осенний репортаж: «Хозяйка Осень»»
«Что увижу я вокруг?»
• «Стали дни короче, солнце светит мало»
• «Ветер великий в природе работник»
• «Почва – кормилица наша»
• «Воздушный океан»
• «Дождь и снег»
• «Снежные тучи»
• «Серебряная осень»
• «Задумчивая осень»
• «Тополь»
• «Лопух, большой репей»
• «Житель Севера - снегирь»
• «Как птицы летают?»
• «Как птицы маскируются?»
• «Галка и ворона»
• «Воробей и голубь»
• «Желтогрудая синичка»
• «Зачем кошка точит коготки?»
зима
Декабрь
«В декабре, в декабре»
• «Что такое Солнце?»
• «На что похожа Луна?»
• «Сколько звезд на небе?»
• «Декабрь – хмурень»»
• «Снег ложится белый, белый»
• «Спасибо, Мороз, что снегу принес»
• «Чьи следы?»
• «Здравствуйте, легкие звезды пушистого снега»
• «Прогноз погоды»
• «Как создаются приметы погоды?»
• «Овраг зимой»
• «Зимнее чудо – деревья в снегу»
• «Плачутся воробушки, что весна не скоро»
• «Птичья столовая»
• «Прилетайте к нам друзья»
• «Вышит снег красивой строчкой»
• «Следы зверей»
• «Озябли пташки малые»
Январь
«Мороз Воевода дозором обходит владенья свои»
• «Зимнее небо»
• «Ясный январский денек»
• «Луна – спутник Земли»
• «Звезды мерцают»
• «Январь лютый»
• «Куда дует ветер?»
• «Проказы матушки-зимы»
• «Очарование снега»
• «Светло-пушистые снежинки белые»
• «Откуда узоры на окнах?»
• «Блестя на солнце, снег лежит»
• «Иней - целый мир из серебра»
• «Лед, снег и вода»
• «Метель танцует, кружит»
• «Как зимуют деревья?»
Февраль
«Февраль - бокогрей»
• «Солнце яркое, солнце теплое»
• «Луна и звезды»
• «Дуют ветры, дуют буйные»
• «Вьюга поднялась»
• «А во дворе метелица»
• «Почему середину февраля называют «сретенье»
• «Тайна снега - наст»
• «Снего-снего-снегопад»
• «По дороге с облаками»
• «Голубой шатер»
• «Откуда берутся сосульки?»
• «Почему происходит смена дня и ночи?»
• «Деревья зимой»
• «Отчего у березы ствол белый»
• «В лесу стоят осины»
весна
Март
«Весна шагает»
• «В весеннем небе облака»
• «Звездочки ясные, звезды высокие»
• «Солнце дарит всем весну»
• «Еще неделя пролетит, и март капелью зазвенит»
• «Если солнце ярче светит, значит, к нам пришла весна»
• «Весеннее тепло»
• «Первые проталинки»
• «Влажный, серый снег»
• «Уж тает снег»
• «Какая сегодня погода?»
• «Текут ручьи»
Апрель
«К нам пожаловал апрель»
• «Ослепительное солнышко»
• «А куда же ветер делся?»
• «Дождик, дождик, что ты льешь?»
• «Полезные ископаемые»
• «Земля – матушка, а Солнце - батюшка»
• «Весенние воды»
• «Зима спряталась в овраге»
• «Ледоход»
• «Зачем деревьям и кустам стрижка?»
• «Солнышки на траве»
• «Где найти мать-и-мачеху?»
• «Что такое гусиный лук?»
• «Ива, верба и ольха»
• «Почему у лиственных деревьев только весной набухают почки»
Список литературы
Каменева Л. А. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников) : Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под. ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб. : «Детство-пресс», 2012. – 319
Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под. ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 4-е изд., испр. И доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. И доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
Ознакомление с окружающим миром: Цикло-блочное планирование учебно-воспитательной работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста по национально-региональной программе «Парма»/ Под общей ред. Н. Б. Потолицыной; Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2007.
Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М. : Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001. – 288с.
Павленко И. Н. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия/ Под. ред. К. Ю. Белой. – М: ТЦ Сфера, 2005 – 176 с.
Комратова Н. Г. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. – М. : ТЦ Сфера, 2005 – 144с.
Тутушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. А. Е. Чистякова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128 с.
Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.- С. 118-195.
Дурейко Л. И. Природа и здоровье. Подготовительный класс: Учеб. -метод. Пособие для преподавателей. – Мн. : «Тесей», 1999. – 124 с.
Левитман М. Х. Экология – предмет : интересно или нет?.- СПб. : СОЮЗ, 1998. – 80 с.
Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М. : Книголюб, 2005. – 104 с. Наблюдения за объектами живой и неживой природы с детьми 3-7 лет (из опыта работы) : Метод. пособие/ Сост. И ред. Т. В. Хабарова; Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2006. – 86 с.
Методические рекомендации к программе «Детство»