Алена Пупкова
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию детей. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле. Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Непрерывное экологическое образование - это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и управление. И понимать это надо с детства.
Публикация «Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
В период активных преобразований, а именно введение федерального государственного образовательного стандарт дошкольного образования (далее- ФГОС ДО, востребованы новые модели взаимодействия взрослого и ребенка, особое внимание обращено к игровой деятельности. В ФГОС ДО определены виды детской деятельности, через организацию которых будет осуществляться экологическое образование. Среди всех видов деятельности особо выделена – игровая.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.
В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует многие виды игр. С малышами проводит очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.
В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр : предметные, настольно-печатные, словесные. Например, «Чудесный мешочек», «Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты» «Грибы», «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?»
При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы, определенные в ФГОС ДО: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Таким образом, организация дидактических игр в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста позволит достичь результатов, определенных в ФГОС ДО, а именно : ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения природы и поступкам людей; склонен наблюдать и экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природе и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы; ребенок способен к принятию собственных решений, опирается на свои знания и умения в различных видах деятельности.