Получи документы

Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Радина
Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста».

Современный этап развития общества характеризуется обострением проблем, охвативших все сферы его жизнедеятельности, в том числе и кризисом системы отношений «человек – общество – природа». В такой обстановке особую значимость приобретает формирование нового типа экологического сознания и мировоззрения личности, усиление роли экологического воспитания подрастающего поколения. Оно не мыслимо вне исторически сложившихся традиций взаимодействия этноса и природы, использования опыта народной педагогики в формировании экологической культуры личности.

Публикация «Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В современной философской литературе, посвященной исследованию экологических проблем, можно выделить определения сущности экологической культуры как процесса сохранения, восстановления и развития всей совокупности общественно-природных ценностей (А. Ф. Лиходиевский, Е. Н. Никонорова, Н. Н. Храменков и др.); как деятельности человека в природе, практического отношения к ней (Н. Г. Васильев, М. С. Коган, С. Н. Кравченко, А. И. Кочергин, Ю. Г. Марков и др.); как способа регуляции системы взаимоотношений человека и природы (Н. Н. Киселев, И. Д. Лаптев,К. И. Шилин и др.); как специфической характеристики способов «взаимодействия общества не только с природой, но и с социально-исторической средой» (Э. С. Маркарян и др.) [8, с. 113].

В связи с этим возникает необходимость возрождения и переосмысления этнопедагогического наследия, доступного и близкого людям по мировосприятию, несущего здоровое нравственное начало, идею всенародного уважения к природе, идеал поведения в природной среде.

Возрождение историко-педагогических и этнопедагогических идей, нашедших отражение в содержании и системе образования в Республике Мордовия, в региональной концепции воспитания учащейся молодежи диктует необходимость использования богатого потенциала этнопедагогического наследия мордовского народа в воспитании дошкольников.

В работах мордовских ученых Н. Ф. Беляевой, Э. М. Бларакиной,

М. Е. Евсевьева, А. И. Маскаева, Н. Ф. Мокшина, К. Т. Самородова,

Н. В. Талдина, Э. Н. Таракиной и др. содержится ценный материал по этнопедагогике мордвы.

Историко-этнографический материал дает основание полагать, что мордовское устно-поэтическое творчество имеет продуманный механизм социализации ребенка в микросоциуме, содержит богатый опыт бережного, разумного отношения предков к родной земле и природной среде. Анализ научной литературы позволяет сделать вывод об отсутствии фундаментальных исследований по данной проблеме и часто косвенном рассмотрении ее отдельных аспектов.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная научная разработанность определили выбор темы исследования «Воспитание этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа».

Цель исследования: выявление педагогических условий воспитания этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа.

Объект исследования: процесс воспитания этноэкологической культуры у старших дошкольников.

Предмет исследования: педагогические условия воспитания этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа.

Гипотеза исследования: процесс воспитания этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа будет осуществляться успешно, если:

• при организации целостного педагогического процесса используется опыт народной педагогики;

• в практику педагогической деятельности внедряются средства народной педагогики;

• тщательно подобраны произведения мордовского фольклора, отвечающие возрастным особенностям детского восприятия;

• использованы различные методы и приёмы работы с произведениями устно-поэтического творчества, как на занятиях, так и вне их.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Раскрыть психолого-педагогические основы воспитания этноэкологической культуры у дошкольников.

2. Рассмотреть устно-поэтическое творчество мордовского народа с экологической тематикой.

3. Определить педагогические условия воспитания этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа.

4. Выявить уровень сформированности этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

5. Разработать и апробировать комплекс мероприятий по воспитанию этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа.

В ходе работы использовались следующие методы исследования:

теоретические: анализ психологической, педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме;

эмпирические: беседы с детьми, наблюдение, эксперимент.

Теоретическая значимость работы заключается в обоснованности потенциала мордовского устно-поэтического творчества как важного средства воспитания этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты расширяют знания об устно-поэтическом творчестве мордовского народа и открывают перспективы его применения в педагогическом процессе детского сада.

В первой главе теоретические аспекты воспитания этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа раскрываются психолого-педагогические основы воспитания этноэкологической культуры у дошкольников; рассматривается устно-поэтическое творчество мордовского народа с экологической тематикой и педагогические условия воспитания этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа.

Во второй главе - опытно-экспериментальная работа по воспитанию этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа представлена диагностика уровня сформированности этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста; комплекс мероприятий по воспитанию этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа и анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №4» г. о. Саранска.

На констатирующем этапе была проведена диагностика уровня сформированности этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (автор А. М. Федотова). Результаты констатирующего показали, что что 60% детей нуждаются в формировании этноэкологической культуры, 20% в – пополнении и систематизации, 20% – в совершенствовании экологических знаний. С учетом результатов констатирующего исследования был спланирован формирующий эксперимент.

Для повышения уровня эноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста нами был разработан и апробирован на практике комплекс мероприятий по воспитанию этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа (сказки, пословицы, загадки, народные приметы, игры и др.).

Анализ данных контрольного эксперимента свидетельствует о наличии у детей экспериментальной группы более полных дифференцированных представлений о ценности, уникальности природы Мордовии, многообразии растительного и животного мира родного края; о проявлении интереса к окружающей природной среде и заботливого отношения ко всем ее объектам. Дети умеют описывать и объяснять происходящие в природе явления, используя произведения устно-поэтического творчества. Эффективность нашего исследования подтверждают следующие данные: к высокому уровню сформированности этноэкологической культуры мы отнесли 40% детей; к среднему уровню – 60% дошкольников; к низкому ни одного.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что проведённый комплекс мероприятий по воспитанию этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа является эффективным, что и подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Публикации по теме:

Математический КВН для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по ФЭМП Возрастная группа: старшая Тема: «Математический КВН для детей старшего дошкольного возраста». Ведущая образовательная.

КВН по математике для детей старшего дошкольного возраста В: Сегодня мы проводим самый настоящий, очень серьёзный и очень ответственный КВН – КВН дошкольников – математиков. Две команды разумных.

Математический КВН для детей старшего дошкольного возраста Задачи: 1. Доставить детям радость и удовольствие от развивающих игр. 2. Поддержать интерес детей к интеллектуальной деятельности, проявления.

НОД для детей старшего дошкольного возраста «Будем космонавтами» Тема: «Будем космонавтами» Задачи: - укреплять дыхательную мускулатуру; - совершенствовать навык бега с увертыванием; - развивать быстроту.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности детей и родителей Существенное значение для социального становления человека имеет воспитание. Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Развитие.

Праздник к Дню защиты детей «Здравствуй, лето!» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Цели: формировать доброе уважительное отношение друг к другy, способствовать развитию интереса к окружающему миру, развиватъ творческое.

Сценарий ко Дню Космонавтики для детей старшего дошкольного возрастаСценарий ко Дню Космонавтики для детей старшего дошкольного возраста СЦЕНАРИЙ КО ДНЮ КОСМОНАВТИКИ Цели: способствовать развитию физических качеств, укреплять чувство товарищества, закреплять знания о космическом.

«Каждой пичужке кормушка». Экологическое образование детей дошкольного возраста«Каждой пичужке кормушка». Экологическое образование детей дошкольного возраста Экологическое образование детей дошкольного возраста, имеет важное значение, в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и.

Теренкур для детей старшего дошкольного возраста Понедельник. Маршрут 1. Остановка 1. «Птичья столовая». Игра «Покормим птиц» Цель : прививать детям любовь к птицам, учить заботиться о.

Экскурсия на пищеблок для детей старшего дошкольного возрастаЭкскурсия на пищеблок для детей старшего дошкольного возраста 10 февраля 2016 года в рамках проекта «Здоровое питание – залог здоровья» для нашей группы была организована экскурсия на большую кухню.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 мая 2016 в 14:14
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Радина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД