Татьяна Радина
Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста».
Современный этап развития общества характеризуется обострением проблем, охвативших все сферы его жизнедеятельности, в том числе и кризисом системы отношений «человек – общество – природа». В такой обстановке особую значимость приобретает формирование нового типа экологического сознания и мировоззрения личности, усиление роли экологического воспитания подрастающего поколения. Оно не мыслимо вне исторически сложившихся традиций взаимодействия этноса и природы, использования опыта народной педагогики в формировании экологической культуры личности.
Публикация «Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В современной философской литературе, посвященной исследованию экологических проблем, можно выделить определения сущности экологической культуры как процесса сохранения, восстановления и развития всей совокупности общественно-природных ценностей (А. Ф. Лиходиевский, Е. Н. Никонорова, Н. Н. Храменков и др.); как деятельности человека в природе, практического отношения к ней (Н. Г. Васильев, М. С. Коган, С. Н. Кравченко, А. И. Кочергин, Ю. Г. Марков и др.); как способа регуляции системы взаимоотношений человека и природы (Н. Н. Киселев, И. Д. Лаптев,К. И. Шилин и др.); как специфической характеристики способов «взаимодействия общества не только с природой, но и с социально-исторической средой» (Э. С. Маркарян и др.) [8, с. 113].
В связи с этим возникает необходимость возрождения и переосмысления этнопедагогического наследия, доступного и близкого людям по мировосприятию, несущего здоровое нравственное начало, идею всенародного уважения к природе, идеал поведения в природной среде.
Возрождение историко-педагогических и этнопедагогических идей, нашедших отражение в содержании и системе образования в Республике Мордовия, в региональной концепции воспитания учащейся молодежи диктует необходимость использования богатого потенциала этнопедагогического наследия мордовского народа в воспитании дошкольников.
В работах мордовских ученых Н. Ф. Беляевой, Э. М. Бларакиной,
М. Е. Евсевьева, А. И. Маскаева, Н. Ф. Мокшина, К. Т. Самородова,
Н. В. Талдина, Э. Н. Таракиной и др. содержится ценный материал по этнопедагогике мордвы.
Историко-этнографический материал дает основание полагать, что мордовское устно-поэтическое творчество имеет продуманный механизм социализации ребенка в микросоциуме, содержит богатый опыт бережного, разумного отношения предков к родной земле и природной среде. Анализ научной литературы позволяет сделать вывод об отсутствии фундаментальных исследований по данной проблеме и часто косвенном рассмотрении ее отдельных аспектов.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная научная разработанность определили выбор темы исследования «Воспитание этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа».
Цель исследования: выявление педагогических условий воспитания этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа.
Объект исследования: процесс воспитания этноэкологической культуры у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа.
Гипотеза исследования: процесс воспитания этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа будет осуществляться успешно, если:
• при организации целостного педагогического процесса используется опыт народной педагогики;
• в практику педагогической деятельности внедряются средства народной педагогики;
• тщательно подобраны произведения мордовского фольклора, отвечающие возрастным особенностям детского восприятия;
• использованы различные методы и приёмы работы с произведениями устно-поэтического творчества, как на занятиях, так и вне их.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть психолого-педагогические основы воспитания этноэкологической культуры у дошкольников.
2. Рассмотреть устно-поэтическое творчество мордовского народа с экологической тематикой.
3. Определить педагогические условия воспитания этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа.
4. Выявить уровень сформированности этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать и апробировать комплекс мероприятий по воспитанию этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа.
В ходе работы использовались следующие методы исследования:
– теоретические: анализ психологической, педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме;
– эмпирические: беседы с детьми, наблюдение, эксперимент.
Теоретическая значимость работы заключается в обоснованности потенциала мордовского устно-поэтического творчества как важного средства воспитания этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты расширяют знания об устно-поэтическом творчестве мордовского народа и открывают перспективы его применения в педагогическом процессе детского сада.
В первой главе теоретические аспекты воспитания этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа раскрываются психолого-педагогические основы воспитания этноэкологической культуры у дошкольников; рассматривается устно-поэтическое творчество мордовского народа с экологической тематикой и педагогические условия воспитания этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа.
Во второй главе - опытно-экспериментальная работа по воспитанию этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа представлена диагностика уровня сформированности этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста; комплекс мероприятий по воспитанию этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа и анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №4» г. о. Саранска.
На констатирующем этапе была проведена диагностика уровня сформированности этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (автор А. М. Федотова). Результаты констатирующего показали, что что 60% детей нуждаются в формировании этноэкологической культуры, 20% в – пополнении и систематизации, 20% – в совершенствовании экологических знаний. С учетом результатов констатирующего исследования был спланирован формирующий эксперимент.
Для повышения уровня эноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста нами был разработан и апробирован на практике комплекс мероприятий по воспитанию этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа (сказки, пословицы, загадки, народные приметы, игры и др.).
Анализ данных контрольного эксперимента свидетельствует о наличии у детей экспериментальной группы более полных дифференцированных представлений о ценности, уникальности природы Мордовии, многообразии растительного и животного мира родного края; о проявлении интереса к окружающей природной среде и заботливого отношения ко всем ее объектам. Дети умеют описывать и объяснять происходящие в природе явления, используя произведения устно-поэтического творчества. Эффективность нашего исследования подтверждают следующие данные: к высокому уровню сформированности этноэкологической культуры мы отнесли 40% детей; к среднему уровню – 60% дошкольников; к низкому ни одного.
Полученные данные позволяют сделать вывод, что проведённый комплекс мероприятий по воспитанию этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа является эффективным, что и подтверждает выдвинутую нами гипотезу.