Мария Львова
Экологическое образование детей среднего дошкольного возраста через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 507 комбинированного вида»
«Экологическое образование детей
среднего дошкольного возраста
через проектную деятельность»
Воспитатель:
Львова Мария Валерьевна
СЛАЙД 1
Актуальность
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Формирование экологического сознания – одна из важнейших в настоящее время задач дошкольного образования. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о разных формах жизни. Другими словами, у ребёнка начинают формироваться первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начала экологической культуры. Но происходит это при одном важном условии: если ребёнка окружают экологически грамотные взрослые. Взрослые, которые понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по поводу устранения. Показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
На основе приобретенных знаний, у детей формируются такие качества, как реалистичное понимание явлений природы, любознательность, умение логически мыслить. Именно любовь к природе, бережное отношение к ней, забота о живых существах рождает не только интерес ко всему живому, но и способствует формированию у детей таких положительных качеств, как гуманность, трудолюбие, уважение к своему труду и труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Для того чтобы дать детям элементарные представления об экологической культуре в дошкольной организации, перед педагогом встаёт задача поиска такой формы детской активности, которая бы поддерживала детскую инициативу и реализовывала её в социально значимых формах. Этой формой детской активности является проектная деятельность.
СЛАЙД 2
Идея разработки проекта «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» возникла, когда я пришла работать в детский сад № 507 воспитателем. Меня поразило разнообразие растительности на территории ДОУ. Здесь и рябины, и черемухи, и березы, и липы, и клены, и дубки, и сосны, и лиственницы, множество кустарников. Моя задача как педагога заключалась, по сути, в создании таких условий, которые позволили бы детям самостоятельно или совместной деятельности открывать мир экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать.
СЛАЙД 3
В проектной деятельности ребёнок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки. Эти возможные достижения представлены в виде целевых ориентиров Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования на этапе завершения дошкольного образования и являются основанием для преемственности дошкольного и начального общего образования.
СЛАЙД 4
Цель проектной деятельности — создание условий для развития познавательной сферы и активизации интереса детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам.
Задачи проектной деятельности :
Образовательные :
- формировать основы экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
- расширять знания детей о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;
- формировать знания о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека.
Воспитательные:
- привлекать внимание к окружающим природным объектам, развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- воспитывать желания и умений сохранять окружающий мир природы;
- воспитывать чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
Развивающие:
- развивать систему умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой;
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- формировать навыки рационального природоиспользования.
Руководство проектной деятельности ведет к тому, что меняется роль педагога. Из оратора педагог превращается в организатора познавательной деятельности, который помогает ребё нку приобретать универсальные культурные способы действий: умения, универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
СЛАЙД 5
Проектная деятельность отличается от других методов организации педагогического процесса следующим:
- нежёсткое формулирование задач, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;
- интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нём.
- практическое применение детьми знаний и умений;
Проект, разработанный мной, рассчитан на 3 года (начиная со средней и заканчивая подготовительной группами). На мой взгляд, экологическое образование человек получает на протяжении всей жизни. И чем раньше начать давать человеку эти знания, тем лучше. Я начинаю вводить в мир экологии своих воспитанников плавно, ненавязчиво. Я надеюсь, что тот багаж знаний, который дети получают в детском саду, они продолжат пополнять и за его пределами.
В проектной деятельности участвуют дети второго младшего и среднего возраста. Формы и методы выполняемой работы с детьми отбираются в зависимости от их возрастных особенностей.
СЛАЙД 6,7
Работу над проектом мы начали с организации развивающей предметно-пространственной среды группы. Создали уголок природы с различными комнатными растениями, живой уголок, в котором обитают животные (в нашей группе обитают две особи улитки- ахатина Адель и Гвидон, мини-лабораторию, способствующую развитию у детей познавательной активности, библиотеку с красочными книгами для расширения экологических знаний и кругозора дошкольника; игры экологического характера, позволяющие закрепить знания детей по экологическому образованию, и многое другое.
СЛАЙД 8,9,10,11,12,13
Этапы проекта
1. Организационный (август - сентябрь)
Подбор информации, консультаций, материала для реализации идеи. Составление плана проекта, определение сроков реализации проекта.
2. Содержательный (октябрь – апрель)
Проведение непрерывной образовательной деятельности с детьми, комплексное, тематическое планирование. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению: фотовыставок, стенгазеты, участие в различных конкурсах, выставках и т. д.
3. Результативный (май – июнь)
Провести анализ результатов проектной деятельности. Определить перспективность темы.
СЛАЙД 14
Это будут всего лишь промежуточные результаты по освоению детьми области экологического познания, но в следующем 2020-2021 учебном году, я планирую продолжение реализации не только проекта, но и начало работы по парциальной программе рекреационного туризма детей старшего дошкольного возраста «Веселый рюкзачок».
СЛАЙД 15
Успех образовательной деятельности напрямую зависит от творческого потенциала педагога, его инициативности, желания приобретать новые знания. Развитие профессиональных компетенций является необходимым условием и ресурсом качественного образования. Поэтому тема моего самообразования — это экологическое воспитание дошкольников, мой девиз:
«Учиться самому, чтобы успешнее учить других»