Вахтерова Оксана Юрьевна
Экологический проект во второй младшей группе «Осень золотая»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект во второй младшей группе
"Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться"
Сухомлинский В. А.
Название проекта : «Осень золотая».
Тип: краткосрочный, исследовательский, игровой, творческий.
Публикация «Экологический проект во второй младшей группе „Осень золотая“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Участники: дети младшей группы №8, воспитатели, родители.
Продолжительность: краткосрочный (3 месяца)- 01.09.2020 г. - 30.11.2020 г
Автор-разработчик : воспитатели Вахтерова О. Ю
Цель: создать условия для знакомства с характерными особенностями осенних изменений в природе.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с понятием «время года – осень», с сезонными изменениями с растениями и животными в природе, происходящими осенью;
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- побуждать к самостоятельному исследованию и сравнению листьев по величине, цвету и форме.
Развивающие:
- развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе;
- развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения;
- развивать художественно-творческие способности.
Воспитательные:
- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Проблема: низкий уровень сформированности экологических представлений. Дети этого возраста недостаточно ознакомлены с изменениями в природе в осенний период.
Ожидаемые результаты:
Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей : воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающему миру природы, умение видеть красоту природы, формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; формирование навыков экологически грамотного поведения в природе.
Актуальность:
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, животных через прямой контакт ребенка с природой.
У детей группы маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем и куда улетают птицы?», «Зачем опадает листва?», «Куда прячутся насекомые?» и т. д. Они очень любознательны и хотят все знать, поэтому я решила провести углубленную работу по ознакомлению детей с природой через познавательно-творческую деятельность.
В наше время, все чаще ставится вопрос об охране окружающей среды, об охране природы, которая нас окружает. Одна из важнейших задач для нашего общества прививать любовь и уважение к родной природе с самого раннего детства. Поэтому мы, взрослые, должны помочь малышам увидеть мир природы, который нас окружает в жизни, и научить ребенка беречь его.
Продукт проектной деятельности.
• Выставка поделок из природного материала «Что нам осень подарила?»
• Развлечение «Осенняя сказка».
Содержание проекта.
1 этап.
Организационно-подготовительный этап:
постановка цели, задач, подбор методической литературы, подбор художественной литературы, обогащение развивающей среды, подбор игр, изготовление атрибутов, дидактических игр, создание презентаций, разработка сценария развлечения, составления картотеки художественного слова по данной теме и т. д.
Предметно-пространственная развивающая среда:
Художественная литература, иллюстрации, энциклопедии.
Наглядный и демонстрационный материал : «Как ухаживать за растениями», «Как растет живое», «Огород на подоконнике», «Деревья», «Животные, птицы, насекомые», «Овощи и фрукты», «Цветы садовые и луговые», «Комнатные растения», «Гербарий».
Игровой материал для детей: муляжи овощей, фруктов, ягод, животных.
Плакаты: «Природа осенью», «Осенью в парке», «Ягоды», «Животные осенью», «Осень в деревне».
Развивающие игры: «Разрезные картинки» (полезные продукты питания, цветы, Лото «Дары осени», «Животные и птицы» и др.
Материалы для продуктивной деятельности: образцы, гуашь, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага, цветной картон, природный и бросовый материал.
Фонотека, видеотека по тематикам недель.
Игровая зона: «Зоопарк», «Ветеринарная лечебница», «Кухня», «Магазин», «Конструирование», «Ряжение».
Зона для опытов и экспериментов: атрибуты для ухода за растениями; для игр с песком, водой, воздухом; «мыльные пузыри», воздушные шарики; лупа, природный материал.
Различные виды театров: настольный, пальчиковый, перчаточный, теневой, би-ба-бо, маски животных.
2 этап.
Практический.
Образовательные области
Познавательное развитие Расширять знания детей об осени, её признаках и явлениях; познакомить детей с осенними явлениями в природе. Уточнить приспособления птиц и животных в условиях данного сезона. Закрепить знания об осенней одежде человека. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов.
Закрепить обобщающее понятие «овощи», «фрукты» названия различных овощей и фруктов, рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека (источник витаминов, вкусный продукт питания). Закрепить знания о месте их произрастания — огород, сад. Закрепить умение описывать овощи и фрукты по характерным признакам, согласно схеме. Воспитывать чувство благодарности к природе и людям, которые благодаря своему труду получают урожай.
Поддерживать интерес к экспериментированию, определять с помощью опыта свойства предметов. Формировать умение понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение. 1. Рассматривание иллюстраций, обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.
2. Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на участке детского сада
Загадывание загадок о фруктах.
Беседы: «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Для чего нужно кушать фрукты?», «Где спрятались витамины?», «Как правильно одеваться осенью на прогулку?», «Что растет на огороде, в саду», «Чем полезны овощи и фрукты?».
Экспериментирование «Мягкое – твёрдое», «Можно ли рисовать соком».
«Тонет – не тонет», «Огород на подоконнике»
Дидактические игры «Что где растет», «Собираем урожай», «Овощи и фрукты», «Чего не стало», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек», «Времена года», «Собери картинку», «С какой ветки детки», «Что где растёт».
Социально –коммуникативное развитие
Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме, формировать доброжелательное отношение друг к другу
Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин».
Совместное украшение группы к осеннему празднику.
Сбор природного материала на прогулке.
Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.
Сбор гербария.
Речевое развитие
Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Учить читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умения и драматизировать небольшие отрывки.
Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.
Воспитывать умение внимательно слушать сказку, привлекать к посильному участию в драматизации сказки. Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?», «Как мы ходили в зоопарк», «У бабушки в деревне». Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.
Игры: д/и «Чьи листья», «Подбери предметы к признакам», «К нам пришла осень».
Чтение художественной литературы.
Чтение и заучивание стихотворений об осени : Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Унылая пора», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» .
Чтение детям: И. Соколов- Микитов «Листопадничек», «Осень в лесу», «Золотая осень». Н. Сладков «Осень на пороге», М. Лесовая «Листья солнцем налились». Ю. Тувим «Овощи», Р. Н. С. «Вершки и корешки», М. Дружинина «Весёлый огород», В. Степанов «Был у зайца огород», В. Сутеев «Яблоко», Е. Бацева «Сказка про фрукты». Н. Егоров «Листопад», И. Соколов – Микитов «Листопадничек», В. Бианки «Прячутся», М. Садовский «Берёзы», И. Бунин «Листопад», В. Авдиенко «Осень».
Логоритмика: Овощи.
Пальчиковая гимнастика «Компот», «Мы капусту рубим».
Художественно-эстетическое развитие
передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки (опадают листья с деревьев); развивать эстетическое восприятие.
формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение. Продолжать знакомить с круглой, овальной формой, уметь передать их в рисунке. Совершенствовать умение скатывать пластилин между ладонями круговыми движениями; закрепить приёмы вдавливания, оттягивания для получения необходимой формы. Рисование «Осень», «Однажды хозяйка с базара пришла…»
Аппликация «Падают, падают листья, в нашем саду листопад», «Овощи и фрукты»
Лепка «Консервируем фрукты», «Огурчики-помидорчики»
Театральная игра
«Репка», «Осенняя сказка».
Просмотр мультфильма «Мешок яблок».
Разучивание песни «Виноватая тучка», музыка Д. Тухманова.
Физическое развитие
Развить ловкость, быстроту, внимание, учить действовать по сигналу. Закрепить знания по теме. Развивать мелкую моторику.
Развивать воображение, ловкость, умение действовать по сигналу, выразительно выполнять движения, развить умение бегать в разных направлениях, научить детей управлять своим поведением
Подвижные игры:
«Перенеси овощи (фрукты) из обруча в обруч», «Съедобное – несъедобное», «Ветер и листья», «Осенью», «Найди свой домик».
«Перелет птиц», «Солнышко и дождик».
Пальчиковые игры «Падают листья», «Это деревья в лесу», «Дождик». «Мы капусту рубим», «Заяц и кочан капусты».
«Вышел дождик на прогулку», «Осенние листья», «Корзинка».
Дыхательные упражнения: «Сдуй листочек», «Сдуй капельку», «Листопад»
Артикуляционная гимнастика: «Грибок», «Ручеек»
Самомассаж: «Осенью»
Социальное партнерство (работа с родителями) :
-Анкетирование родителей на тему «Экологическое воспитание дошкольников».
-Консультации на тему: «Экологическое воспитание дошкольников», «Грибы – польза и опасность».
-Выставка поделок из природного материала : «Что нам осень принесла».
- Семейный мастер-класс «Наши фирменные блюда из овощей и фруктов» с оформлением фотогазеты.
- Семейная фотогазета «У бабушки в деревне», «Мой любимый домашний питомец».
3 этап.
Заключительный - подведение итогов, обобщение результатов работы.
Предполагаемый результат реализации проекта :
Дети обогатили свои знания в области экологии.
Знают и называют: основные особенности времени года – осени, яркие цвета осени. Умеют сравнивать с другими сезонами года. Отличают виды растительности – дерево, кустарник, трава, цветы; различают деревья по внешнему виду и форме листа.
Знают правила поведения в природе и частично применяют на практике. Узнали больше о природном явлении – дожде.
В ходе проекта воспитатели старались развивать у детей диалогическую и монологическую речь, эмоциональное отношение к природе, задействовали все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, речь.
Учили слушать и высказывать свои суждения.
Использовались как словесные и наглядные методы, так и практические: наблюдение, исследование во время прогулок, беседы по содержанию стихотворений и рассказов; дидактические и подвижные игры, разучивание стихотворения, песен и танцев про осень.
Создавали условия для разнообразной деятельности детей, пробуждения познавательной активности, чему содействовали загадки, пословицы, выставки работ творческой деятельности.
К реализации проекта были привлечены родители. Вместе с детьми они изготавливали осенние поделки, что позволяло им лучше узнать своего ребёнка, сблизиться, проникнуться его интересами.
Многие семьи приняли участие в домашнем мастер-классе с участием детей «Наше фирменное блюдо из овощей и фруктов», целью которого было закрепление знания детей названий овощей и фруктов, способе их употребления в пищу. Создание фотогазет на тему «Мы любим ходить в зоопарк», «У бабушки в деревне» способствует расширению кругозора детей, формированию заботливого отношения к животным.
Проведена с родителями консультация по теме «Грибы – польза и опасность», в которой ещё раз напомнили об опасности отравления грибами.
Итоговый осенний праздник принесёт детям много положительных эмоций!