Кристина Гревцева
Экологический проект «Живая вода» в средней группе общеразвивающей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : краткосрочный, групповой, познавательно-исследовательский.
Продолжительность: 1 месяц.
Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность темы: Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования системы экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботится о ней, охранять и приумножать ее богатства. Среди проблем, возникающих перед современным человеком, проблема бережного отношения к природе – одна из важнейших.
Публикация «Экологический проект „Живая вода“ в средней группе общеразвивающей направленности» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель проекта : Формирование у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.
Задачи:
- формировать у детей знания о воде, как о природном объекте; дать представление о роли воды в жизни человека и живых организмов;
- развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
у детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов; дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе; у детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту. У родителей повысится уровень экологической культуры и осознания необходимости экологического воспитания детей.
Продукт проектной деятельности : Квест-игра «Знатоки природы»
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап.
- Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме;
- Выделить актуальность данной темы, сформулировать цели и задачи проекта;
- Составить перспективный план деятельности по проекту;
- Подобрать и систематизировать материально-техническое оснащение и литературу в соответствии с планом проекта.
2. Основной этап.
- Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательную деятельность и режимные моменты;
- Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями;
3. Заключительный этап.
- Совместное участие детей и родителей во Всероссийском экологическом конкурсе рисунков «Эколята – друзья и защитники Природы»;
- Организовать и провести квест-игру «Знатоки природы»;
- Подведение итогов реализации проекта.
План работы по проекту
Дата Совместная деятельность
педагога с детьми Работа с родителями
I неделя Беседы: «Лес — краса и защита Земли», «Животные – наши друзья», «Чем отличаются и чем похожи животные и растения», «Как вести себя в природе», «Мы друзья природы».
Чтение художественной литературы:
К. Д. Ушинский «Утренние лучи»,
М. Пришвин «Разговор деревьев»,
В. Зотов «Береза», «Дуб»,
Н. Калинина «Загадки воды».
Прослушивание музыкальных произведений: «Звуки природы», «Звуки леса», «Звуки птиц».
Дидактические игры: «Найди домик», «Поможем растению», «Что где растет?», «Когда это бывает»,
ОД: аппликация «Березка», рисование «Подснежники», «Что такое природа», «Планета Земля».
Опыты: «Вода без формы», «Разноцветная вода».
Трудовая деятельность: Посадка лука «Огород на окне» (посадка, полив, уход)
Наблюдения: за пауками и насекомыми, за солнцем, за ветром, за облаками, за дождём.
Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий разных состояний воды.
Подвижные игры, игровые упражнения, физкультминутки: «Ручеёк», «Капельки и тучка», «Ходят капельки по кругу», «Солнышко и дождик». Консультация для родителей: «Проблема сохранения окружающей среды».
Папка-передвижка: «Берегите природу».
Анкета для родителей: «Экологическое воспитание в семье и в ДОУ».
II неделя
Беседы: «Кому нужна вода?», «Жить нельзя нам без воды».
Просмотр познавательного фильма «Морские обитатели».
Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Бианки «Купание медвежат», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александрова «Дождик».
Прослушивание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Вальс цветов», А. Вивальди «Цветы»
Дидактические игры и упражнения: «Вредно-полезно», «Мыльные пузыри»; «Цветной лёд»;
ОД: лепка «Бабочки-красавицы», конструирование «Домики и кормушки для птиц», «Наш дом – природа», «Свет, тепло, воздух».
Опыты: с водой «Холодная-теплая-горячая», «Тонет не тонет».
Трудовая деятельность: уход за комнатными растениями в уголке природы.
Наблюдения: за птицами, за деревьями и кустарниками, за клумбой, за песком.
Рассматривание картин, иллюстраций: «Лес», «Луг», «Пруд».
Подвижные игры, игровые упражнения, физкультминутки: «Капитаны», «Ловись рыбка», «У медведя во бору», «Поймай комара», «Лягушки и цапля», Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках», «Жуки», «Пчёлки и ласточки».
Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье».
III неделя Беседы: «Правила поведения в лесу для воспитанных детей», «Что растениям нужно для жизни», «Насекомые – польза и вред».
Чтение художественной литературы: А. Босев «Дождь», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», В. Сутеев «Под грибом», С. Прокофьева «Серая тучка», чтение стихов, пословиц, поговорок о воде.
Прослушивание музыкальных произведений: шум прибоя, шуршание ручья, шум дождя; «Все мы моряки» М. Л. Лядовой, Сл. М. Садовского.
Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Кто скорее соберёт», «Найди пару», «К дереву беги», «Найди листок, как на дереве».
ОД: коллективная аппликация с использованием природного материала «Божьи коровки», рисование «Птички-синички», «Воздух-невидимка», «Растение-живое существо».
Опыты: «Что такое лёд?», «Чистая и грязная вода»
Трудовая деятельность: продолжать уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, протирание крупных листьев от пыли).
Наблюдения: за дождем, лужами, почвой.
рассматривание иллюстраций энциклопедии «Животный мир», «Растительный мир»
Подвижные игры, игровые упражнения, физкультминутки:
«Капельки и тучка», «Ходят капельки по кругу», «Солнышко и дождик», «Ловись рыбка», «У медведя во бору», «Поймай комара», «Лягушки и цапля», «Птички в гнездышках».
Консультация для родителей: «Планета Земля и наше здоровье».
Папка-передвижка: «Правила поведения на природе».
Участие родителей и детей во Всероссийской экологической акции «Эколята – друзья и защитники Природы».
IV неделя Беседы: «Как люди загрязняют природу?», «Сортировка мусора», «Что должен уметь юный эколог?».
Чтение художественной литературы:
Л. Толстой «О. Муравьях», М. Сырова «Подснежник», С Маршак «Весенняя песенка», Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата».
Прослушивание музыкальных произведений:
Дидактические игры: «Найди дерево по описанию», «Что изменилось», «Повторяй друг за другом», «Подскажи словечко».
ОД: лепка «Первоцветы», «Поможем природе», «Человек – часть природы».
Опыты: «Разлагается ли пластик в почве?»
Трудовая деятельность:
Наблюдения: за природными изменениями весной, за растениями на участке.
Рассматривание картин, иллюстраций: альбом «Временя года», «Наш общий дом - Земля»
Подвижные игры, игровые упражнения, физкультминутки: «Капитаны», «Ловись рыбка «Поймай комара», «Лягушки и цапля», Солнышко и дождик», «Пчёлки и ласточки», «Ручеёк».
Консультация для родителей: «Планета – семья – ребенок».
Папка-передвижка: «Экологические игры».
Итоги реализации проекта :
У детей сформировались начальные представлений о воде, её значимости в жизни человека и всех живых существ; расширились представления детей о роли и значении воды для здоровья человека. Данный проект помог привить навыки экологически грамотного поведения в быту, умение экономично использовать воду, сортировать мусор; развились эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы. В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.
Список используемой литературы:
1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», Москва, Мозаика – Синтез – 2012
2. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Для занятий с детьми 2-7 лет», Москва, Мозаика – Синтез – 2008
3. Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду : [сценарии занятий]. - Москва: Сфера, 2008
4. Комарова Т. С., Изобразительная деятельность в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2018
5. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М. : Аркти, 2004
6. Саморукова Т. Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение», 1983
7. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду с детьми 2-7 лет», Москва, Мозаика – Синтез – 2005
8. Т. А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.