Наталья Копылова
Экологический проект «Земля — наш общий дом» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: групповой, краткосрочный
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: 1 неделя, с 16.04.2018г. по 20.04.2018г.)
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Актуальность проекта:
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось, как процесс саморазвития.
Публикация «Экологический проект „Земля — наш общий дом“ в старшей группе» размещена в разделах
- Планета Земля - наш дом
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2024
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами
практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Начальным звеном непрерывной системы экологического образования по праву необходимо рассматривать дошкольное экологическое образование. Ведь именно дошкольное детство является базовым, исходным этапом формирования личности. Дошкольный возраст – это период, когда ребенок делает первые шаги «по пути постижения мира природы». Поэтому в нашем детском саду уделяется большое внимание формированию экологической культуры детей. Для этого мы используем всё новые и новые формы и методы работы с детьми. На вооружение мы взяли проектный метод и стали активно его внедрять.
Используя проектный метод в деятельности нашего ДОУ с помощью экологического воспитания, мы имеем больше шансов сформировать поколение с новой культурой поведения. Однако для этого недостаточно просто призывать детей не сорить, не обрывать на клумбах цветы, не разводить костры и т. д. Поведение даже маленького человека должно быть осознанным, мотивированным.
Для решения данной проблемы был задуман и реализован в нашем детском саду экологический проект «Земля наш общий дом».
Формирование экологической культуры следует начинать уже в детском саду. Так как экологическое самосознание детей сформировано недостаточно, исходя из этого, можно сформировать цель проекта и его задачи.
Цель проекта: формирование экологической культуры старших дошкольников.
Задачи:
-обеспечение развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
-создание благоприятных условий для формирования познавательных действий, становления сознания;
-развитие воображения и творческой активности;
-расширение представлений детей о природе, развитие интереса к познанию природы, обогащение нравственного опыта, воспитание любви к окружающей природе;
-организация практической природоохранной деятельности детей и родителей.
Ожидаемый результат:
-продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативности, образного мышления, творческих способностей;
-формируется осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
-приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Продукт проектной деятельности:
- акция «Дети против мусора»;
- выставка детских работ «Природоохранные знаки»;
- праздник «Земля – наш общий дом»
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный:
1. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию
проекта.
2. Наблюдения и экологические экскурсии по территории детского сада и в лесопарковую зону.
2. Познавательное чтение.
3. Обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта.
4. Выпуск экологической газеты.
5. Экологические праздники и развлечения.
6. Итоговое мероприятие.
II. Основной:
- работа по тематическому планированию;
- проведение мероприятий в группе;
- взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью;
- наблюдения и экологические экскурсии;
- природоохранные акции;
- подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.
III. Заключительный:
- проведение субботников совместно с родителями детей;
- выставка продуктивной деятельности детей;
Литература:
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика- Синтез, 2017.
2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность: Методическое пособие. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
3. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно – методическое пособие. - М. : Центр педагогического образования, 2014.
4. Мир природы. Животные. Серия демонстративных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию: Учебно – наглядное пособие/ Составитель и автор метод. 7. Рекомендаций Н. В. Нищева. - СПб. : Детство-Пресс, 2014
5. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
Перспективно - тематический план.
№ Тема
Совместная работа воспитателя и детей. Самостоятельная деятельность детей. Совместная работа с родителями
1. «Земля - наш общий дом» Беседа
Цели: расширять представление о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;
Чтение худ. лит-ры:
Я. Драгунский «Земля»
Л. Квитко «На песке»
Т. А. Шорыгина «Волшебник с планеты Омега»,
«Наша кормилица-Земля». Экспериментирование с песком: игра «Откопай разгадку»
Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук, воображение, логическое мышление, пространственную ориентировку.
Анкетирование на тему «Экологическое воспитание дошкольников»
Дид. игры: «Где, что растет?»
Цель: активизировать знания детей о месте произрастания лекарственных растений, кормовых, овощных, хлебных злаков.
«Правила безопасности летом» цель: Формировать знания о правилах безопасности в летнее время (в лесу, на даче, на воде).
Игра – путешествие «по родному городу»
Цель: активизировать знания о родном городе (комплексе, учить использовать формочки разных размеров, формировать интерес к изучению родных мест.
«Зоологическое лото», «Кто, где живет?», «Земля и солнечная система»
Постройка панорамы родного комплекса из песка.
Просмотр картинок с изображением опасных ситуаций, возникающих в летнее время.
Рисование На асфальте на тему: «Моя планета – Земля» Рассматривание иллюстраций альбомов:
«Мой родной, зеленый город»
«Моя голубая планета-земля»
Составление плана экологической тропы.
Труд Уход за комнатными растениями, цветами на клумбе. Поливка и рыхление растений. Трудовой десант «Сделаем участок детского сада красивым»
Подвижные игры: «Солнышко и дождик»
Цель: развивать ориентировку в пространстве, внимание, быстроту реакции.
«Охотники и звери»
Рассматривание рисунков по правилам. Фотовыставка: «Удивлению нет конца и края, когда в природе лето»
Интеллектуальная игра «Что, где, когда?»
Цель: Закрепить знания детей о природе; через эмоциональное отношение формировать устойчивый интерес к природе.
Круглый стол «Сбережем родную природу»
Дид. игры: «Угадай, что за растение?»
Цель: уточнить представления о растениях, учить узнавать их по описанию
«Вершки, корешки»
Цель: развивать умение соотносить вершки и корешки овощных культур. «Выложи узор»
Цель: развивать умение выкладывать узор из природного материала, воображение, чувство ритма, эстетический вкус, учить в узоре сочетать различные материалы.
Н/п игра Лото «Овощи и фрукты»
Цель: закрепить знания детей об овощах и фруктах.
Рисование Составление альбома детских работ «Зеленая аптека», «Лекарственные растения».
Конкурс на лучшую панаму от солнца из бумаги
Разучивание песни «Не рвите цветы не рвите»
Прослушивание аудиозаписи «Звуки природы»
Подвижные игры: «К названному дереву беги»
Цель: закрепить знания детей о деревьях.
«Найди себе пару»
Развлечение КВН «Знатоки природы» Рассматривание иллюстраций «Как правильно вести себя в природе» 3 неделя «Хорошо, там, где не мусорят»
«Чистота на планете»
Беседа на тему: «О мусоре и о том что можно сделать, чтобы мусора стало меньше….»
Цели: Чтение худ. литературы:
В. Бианки «Лесная газета»
В. Танасийчук
«Кислый дождь»
Т. А. Шорыгина «Родник»
Экспериментирование с водой: игра «Что на дне?»
Цель: Развивать тактильно-двигательные ощущения, умение обследовать предмет в воде. Информационный стенд «Человек и природа»
Дид. игры: «Морской бой»
Цель: закрепить знания о том, что предметы из бумаги не тонут, но намокают и размокают.
«Что делают люди летом?»
Цель: сформировать знания о том, что летом у людей много работы: на даче, на полях, на лугах и т. д.
«Времена года»
Цель: конкретизировать знания детей о временах года. Сбор литературы: стихов, рассказов, пословиц, поговорок о лекарственных травах.
Рисование экологических знаков
Акция «Очистим детский сад от мусора»
Подвижные игры: «Берег, море, паруса»
Цель: развивать быстроту реакции, внимание.
«Лягушка и цапля» Составление плана экологической тропы.
«Экологические цепи»
Беседа на тему: «Экология в лесу….»
Цели: расширять представления детей о деревьях, растениях, животных, насекомых. Ч
тение худ литературы:
Т. А. Шорыгина «Рябина»
В. Песков «Лечебница под сосной» Экспериментирование с песком: «Сочини историю»
Цель: развивать тактильно - кинестетическую чувствительность, пространственную ориентировку, воображение, связную речь. Консультация на тему: «Воспитание любви к природе»
Дид. игры: «Что будет если…»
Цель: развивать мышление, воображение, актуализировать опыт детей, их знания.
«Если я был бы деревом»
Цель: закрепить знания детей об особенностях строения деревьев. «Зоологическое лото»
Цель: систематизировать знания детей о животных и их месте обитания.
«Ателье летней одежды»
Цель: формировать умение выбирать летнюю одежду из предложенной, описывать ее, называя детали, качество материала, подбирая по цвету, виду, использованию. Путешествие по экологической тропе «Растения в нашем саду»
Рисование «Какую пользу я принес планете» Рисование экологических знаков Выставка : «экологические знаки»
Подвижные игры: «Деревья и червяки»
Цель: закрепить знания детей о связи растений, почвенных животных, почвы.
«Охотники и звери»
Итоговое развлечение «День Земли» Привлечение к подготовке итогового развлечения.
Сценарий развлечения «День Земли» в детском саду. Старший дошкольный возраст
Описание материала: Представляю вашему вниманию сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «День Земли». Материал может быть полезен музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам, родителям.
Цель: Расширить понятие детей о планете Земля, как о родном доме, который надо беречь
Задачи:
1. Формировать знания о природе и бережном отношении к ней
2. Расширять словарный запас детей, память, быстроту реакции
3. Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре
4. Развивать творческий потенциал детей.
Действующие лица (взрослые): ведущая, лесная фея, кикимора, леший.
Дети выходят под музыку, встают на цветочки и исполняют песню.
Песня «Идёт-поёт Весна!»
Ведущий: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, взрослые! Весна в полном разгаре и радует нас прекрасными событиями! 22 апреля во всём мире отмечается День Земли!
Сегодня поздравить спешит детвора
Любимую нашу планету,
Желаем здоровья, всех благ и добра.
Ведь лучше Земли нашей нету!
Ребенок: Есть на земле огромный дом под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Ребенок: Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья,
Живу в том светлом доме я и все мои друзья.
Ребенок: Куда б дороги не вели, всегда я буду в нем.
Землею – матушкой родной зовется этот дом!
Ведущий: Отправимся в путешествие по Земле. Сейчас весна и очень красиво в лесу. Но прежде давайте вспомним о правилах поведения в лесу.
(Экологические знаки)
Ну что заглянем в лес, что же там происходит?
Инсценировка
Действующие лица: Медведь, Заяц, Белка, Кукушка, Мухомор.
Ведущий
На поляне как-то раз спорили зверята.
Кто важнее всех в лесу, знаете, ребята?
Медведь. Я хозяин леса — медведь. Все знают, что я в лесу самый главный!
Заяц. Как ты, медведь, можешь называть себя хозяином леса? Что ты за хозяин, который спит всю зиму и не знает, что в его доме делается? Мы, зайцы, самые главные в лесу, везде бегаем, все знаем.
Белка. Мы, белки, быстрые и ловкие. Прыгаем с ветки на ветку, с высоты все видим. Мы в лесу главные!
Кукушка. Если бы не я, птица, плохо пришлось бы лесу. Деревья я защищаю от вредителей. Я самая главная!
Звучит эстонская народная песня «Кукушка» (рус. текст В. Татаринова, обр. Е. Ключарева).
Мухомор. Не спорьте, друзья! Все вы нужны лесу, все зависите друг от друга. Если кто-нибудь из вас покинет лес, он обеднеет, а может и погибнут Приглашаю вас в сказочный лес, там происходит много чудес. Живёт в нём фея лесная, зелёное царство своё охраняет.
Выбегает Кикимора и разбрасывают мусор.
Кикимора: Сегодня мы пришли гулять, благо лес рукой подать!
Закупила все подряд: чипсы, спички, лимонад.
Свежий воздух возбудит мой здоровый аппетит!
А пакеты, банки, склянки. Лес большой, он все вместит!
Лес, он что, ничей? (все хором) Ничей!
Расположусь ка поскорей! Тут уж мне не помешают:
Жги и лей, руби и бей!
Урны нет! Неси в кусты! Я с природою на «ты»!
Банки в землю закопаю, мусор птицам разбросаю!
В речку скину все бутылки - в море пусть плывут
посылки!
Я царица! Молчи, природа! Всё моё - лес и воды!
Кикимора убегает
Ведущий: Ребята, вот мы и попали с вами в сказочный лес. Посмотрите, какая большая полянка, но какая-то она странная: кругом, мусор, бумага, пакеты, разбитое стекло … Что же здесь произошло?
Ребенок: Что случилось с нашим лесом?
Посмотрите все вокруг,
Был зеленым и уютным –
Стал он грязным, серым вдруг.
Ребенок: На лесной полянке
Нет цветов – одни лишь банки,
И, как будто, нам на зло
Всюду битое стекло.
Под музыку выходит лесная фея.
Лесная фея: Я- лесная фея!
В чаще я густой живу,
К людям редко выхожу.
Мое царство всех чудесней:
Шум листвы и птичьи песни,
Мягкие перины мха
И журчанье ручейка.
По лесу весь день брожу, охраняю тишину
И со всем лесным народом
Разговаривать могу.
Тем, кто слаб, даю советы,
Замечаю все приметы.
Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас в гостях, спасибо, что пришли.
Ведущая: Здравствуйте лесная фея! Что с вами, отчего вы такая грустная? И скажите, что случилось с лесом, мы его не узнаём?
Лесная фея: Да стряслась у меня большая беда.
(держится за голову, ходит по залу)
О мой лес, мой дивный лес!
Был высок он до небес,
Пели птицы до зари,
Заливались соловьи,
Бабочки порхали,
Пчелки мед собирали.
Но все это в прошлом. Теперь в лесу тишина, только стекло да мусор кругом. Кикимора Кика, да Леший решили, что они цари природы! Задумали весь лес извести, цветы оборвать, птиц распугать, зверей разогнать.
Ведущий: Не горюй лесная фея. Мы что-нибудь придумаем с ребятами. Найдем этих злодеев. Но сначала мы поможем прибрать весь мусор на полянке.
Игра «Уборка мусора»
Ведущий: Разделимся на 2 команды: бумажный мусор убирает первая команда, пластиковый – вторая. Все нужно сделать быстро и аккуратно.
Лесная фея: Спасибо вам ребята, что убрали весь мусор на поляне, чисто стало! Здорово получилось. Спасибо вам! Вы слышите, кажется птицы вернулись в мой лес.
Звучит фонограмма пения птиц.
Ведущий: Ребята, слышите, кто-то сюда пробирается.
Выходит Кикимора. В руках книга, ручка, рогатка
(на детей не обращают внимания, продолжают свой разговор).
Кикимора: (в кармане или за поясом рогатка, загибает пальцы, медленно перечисляет)
Запишу я в мою книгу «Злых дел» всё, что сегодня натворила.
Пишет.
Воды намутила, рыбу разогнала, людей на болоте напугала, аисту на ногу наступила, лягушонка палкой гоняла, мусора всякого в реку накидала. Вот! (показывает рогатку) по гнёздам стреляла! Березу сломала, цветов редких нарвала целую кучу (показывает руками) и в ручей бросила, птичье гнездо разорила, муравейник разорила- муравьев разогнала. Разорять муравейники- это моё любимое занятие!
Кикимора Послушайте, я тут на досуге стихотворение сочинила, сейчас прочитаю!
Под высокою сосной,
Защищая лес родной,
Муравейник жил без бед
Двадцать зим и двадцать лет.
А потом пришла беда:
Ни потоп, ни холода,
Ни лесной пожар, ни свалка.
А пришёла я – (гордо выпятив грудь) Кикимора с палкой.
Ведущий: О-ё-ёй! Нашла чем хвастаться! Кто ты такая?
Кикимора: А разве вы меня не узнаёте?
Кикимору все знают. А вот вы кто такие?
Ведущий: Мы ребята из детского сада, пришли в гости к лесной фее.
Кикимора: Ох уж эта (передразнивая) феечка лесная, всё гостей принимает, лесной красотой хвастается!
А чего красотой то хвастаться, нет её, тю-тю! Теперь я здесь хозяйка-царица природы! Что хочу, то и ворочу!
Ведущий: (обращаясь к детям) Ребята, так вот кто хулиганит в лесу. Да разве можно в лесу такую злодейку терпеть?
Кикимора: А что такое? Вы посмотрите сколько я дел за день переделала. (отдает книгу «Злых дел»)
Ведущий: (читает) Сколько же ты вреда Земле причинила: деревья сломала, мусор разбросала, муравейник разорила. Так если все всё будут уничтожать, рвать, ломать, так и жизни на земле не будет. И тебя не будет.
Кикимора: (в испуге) И меня не будет? А что же теперь делать?
Ведущий: Будем исправлять твои ошибки! (обращаясь к детям) Согласны? Теперь давайте разбираться с деревьями и цветами, которые ты поломала.
Кикимора: (в руках теребят ветки, цветы). Да я сейчас их обратно, это, того воткну, посажу, ну втолкну…
Ведущий: Нет, уважаемая, так деревья не сажают. Сначала возьмём саженец. (берёт саженец)
Кикимора: Ой, а что такое саженец?
Ведущий: Это маленькое деревце. Его сажают в землю, отсюда и название-са-же-нец!
Так вот, предлагаю саженец высадить на участок. Ребята, что нам надо сделать для того, чтобы вырастить дерево?
Игра «Выложи картинки в правильном порядке» (выкопать ямку, посадить саженец в землю, закопать, поливать, колышек вбить и саженец привязать саженец)
Кикимора:У меня появилось стихотворение!
Ты дерево сегодня посади,
Ухаживай за ним, люби, расти.
Весной оно прекрасным цветом расцветёт,
Подарит летом тень и от жары спасёт.
Ведущий: Молодец, Кикимора!Мы после праздника тоже идём высаживать деревья - посмотри какие чудесные саженцы сирени мы приготовили!
Кикимора: (обращаясь к детям) А цветы тоже нельзя рвать?
Ребенок: Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все и ты и я
Если все сорвут цветы,
То не будет в нашем мире
Ни добра, ни красоты.
Ведущий: Не рвите цветов бездумно! Не будет цветов-исчезнут бабочки, потому что они питаются нектаром из цветов, исчезнет красота!
Танец бабочек и цветов (на руках)
Кикимора: Простите, опять не подумала…
Ведущий: И полянку мы от мусора за тебя очистили.
Ребенок: Нельзя стекло в лесу кидать,
Нельзя бутылки разбивать;
Осколки острые опасны –
О них порежешься ужасно!
Ребенок: Целлофан, железки, склянки …
Оставлять в лесу нельзя!
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберем его с собой!
Кикимора: Простите, я не знала, что мусорить так опасно!
Ведущий: Уважаемая Кикимора, ты поняла свои ошибки?
Кикимора: Да, да, да!
Ведущий: Для закрепления повторим правила поведения в лесу
Ребенок: Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегать, прыгать и скакать, то не надо забывать,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Ребенок: Ветки дуба не ломать,
Никогда не забывать:
Мусор с травки убирать,
Зря цветов не надо рвать!
Ребенок: Из рогатки не стрелять, на грибы не наступать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно их ловить, топать, хлопать, палкой бить!
Леший и Кикимора: Спасибо, ребята, научили уму разуму.
Побежим добрые дела делать (уходят)
Под музыку выходит лесная фея
Лесная фея: Ой, мой лес, мой дивный лес!
Снова полон сказок и чудес!
Веселятся все зверята:
И лисята, и зайчата.
Поют птицы до зари, распевают соловьи.
Ожила вся Земля
Вы спасли ее друзья!
Ребенок: Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Ребенок: Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Ребенок: Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Ведущий: Прекрасная:хоть лето, хоть зима …
Она у нас одна, одна такая!
Песня
Песня «Солнечный круг»
СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ
Солнечный круг, небо вокруг-
Это рисунок ребёнка.
Нарисовал он на листке,
И подписал в уголке:
(Во время исполнения припева дети поднимают над головой по очереди рисунки, на которых изображено то, о чём поётся в каждой строчке)
ПРИПЕВ: Пусть всегда будут реки,
Пусть всегда будет море,
Пусть всегда будет рыба,
А в пустыне верблюд.
Пусть всегда будет роща,
Пусть всегда будут птицы,
Пусть всегда будут звери,
А у дома цветы,
Пусть всегда будут люди,
Пусть всегда будут дети,
Пусть всегда в чистом небе
Будет солнце светить.
Дети под музыку выходят из зала и проходят на участки для высаживания деревьев.