марина шекалина
Экологический проект «Выращиваем овощи и цветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений.
Все дети знают, как полезны овощи, но не у каждого ребёнка есть возможность их вырастить.
Цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять, но и приумножать.
Публикация «Экологический проект „Выращиваем овощи и цветы“» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Посадка и выращивание растений
- Проекты. Проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Проекты, планы, тематические недели
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Идея проекта : Создание на территории участка для прогулки клумбы - грядки.
Вид проекта : познавательно – исследовательский, долгосрочный.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Автор проекта : Шекалина М. Р.
Сроки реализации проекта : апрель – сентябрь
Цель: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями.
Задачи:
1) Образовательные:
• Познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
• Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.
• Познакомить детей с овощной культурой кабачок, особенностями выращивания, уходом за растением, сбором урожая.
• Дать понятие –садовые, луговые цветы.
• Познакомить с окружающим миром.
• Формировать навыки исследовательской деятельности.
2) Развивающие:
• Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
• Обогащать словарный запас детей.
• Развить творческий и исследовательский интерес к овощу кабачок (история кабачка, особенности агротехники, знакомство с блюдами из кабачка, к садовому цветку бархатцы (откуда растение, выращивание рассады, применение и использование растения человеком).
• Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
3) Воспитательные:
• Привитие трудовых навыков, взаимопомощи.
• Организация совместного творчества родителей и детей.
• Бережное отношение к природе.
Методы проекта :
1. Беседа
2. Развивающие игры
3. Наблюдения
4. Опыты, исследовательская деятельность
5. Труд
Ресурсное обеспечение:
• Информационные ресурсы (научно-методическая, публицистическая и художественная литература по данной проблеме);
• Материальные ресурсы (экспериментальный участок, посадочный материал (семена кабачков и бархатцев, средства ухода (пакетированная почва, вода, контейнеры под рассаду, вёдра, совочки, лопата, грабли, лейки, материал для оформления творческих работ)
Этапы работы:
Организационно-подготовительный этап. Поставлена цель, определены основные задачи. Подобрана литература о кабачке и бархатцах, иллюстрации. Разработаны необходимые материалы: конспекты образовательной деятельности, алгоритм составления описательного рассказа, план работы по теме Проекта. В рамках взаимодействия проведена работа с родителями.
Основной этап – исследовательский. Непосредственная реализация проекта. Знакомство с овощной культурой «кабачок» и садовым цветком «бархатцы». Посадка в комнатных условиях, выращивание рассады, уход за рассадой. Работа на огородном участке: высадка в грунт, уход за растениями, наблюдение за ростом, сбор семян и плодов. Эксперимент по итогам урожая.
Заключительный – итоговый. Рисование веселого образа кабачка и бархатцев.
Ожидаемые результаты.
1. Дети самостоятельно наблюдают и замечают красоту растительного мира.
2. У детей сформирован познавательный интерес к природе, умеют устанавливать причинно-следственные связи.
3. Сформированы трудовые умения и навыки по уходу за растениями, бережное отношение к труду людей, желание общаться с природой.
4. В свободном рисовании пытаются изображать объекты природы.
Реализация проекта :
1. Этап – подготовительный.
- подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;
- подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;
- адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;
- целевые прогулки по территории детского сада;
- беседы о цветах и овощах, составление описательных рассказов;
- рассматривание фотографий и картинок цветов и овощей;
- подготовка контейнеров с землей, семян.
2. Этап – исследовательский.
В группе детского сада произвели рассматривание и посев семян кабачков и бархатцев. Подписали контейнеры с названиями растений. Зарисовали в тетради наблюдений. Уход за растениями и полив.
Чтение художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки о цветах и овощах.
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Зарисовывали в тетради наблюдений. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
Беседы:
• «Овощи»;
• «Цветы»;
• «Какие бывают цветы?», «Какие бывают овощи?»;
• «Охраняемые цветы».
Опытно-экспериментальная деятельность:
«Условия, необходимые для жизни растений»
1. «Солнце и растение»
Цель: определить роль солнца в жизни растений.
Опыт: «Влияние солнечного света на рост растений»
2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место).
2. «Вода и растение»
Цель: выявить насколько вода необходима для роста и жизни растений.
Опыт: «Растения «пьют» воду»
Поставить два букета цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов так же окрасятся. Вывод: растения «пьют» воду.
3. «Земля и растение»
Цель: выявить свойства: земля имеет вес, черного цвета, сыпется.
Опыт: «Состав почвы»
Набрали для опыта в ведерках песок, землю с участка. Сравнили прохождение воды через песок и землю. Песок сразу весь намок, хорошо пропускает воду, а земля с участка пропускает воду хуже, чем песок. Решили добавлять песок в почву.
Игры по экологии :
«Вершки – корешки»
Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растут на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле — кисти рук опускают вниз.
«Земля, вода, огонь, воздух»
Играющие становятся в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Кто ошибётся - выбывает из игр.
«Чудесная коробка»
Нужно на ощупь узнать листья дуба и его плоды (или другого дерева). Дети просовывают по очереди руку в отверстие коробки и на ощупь находят плоды дуба и его листья.
«Кто где живёт»
У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей — с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребенок должен определить, где оно
обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить у себя, показав карточку воспитателю.
«Какого растения не стало?»
На стол выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.
«Цепочка»
У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например: «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т. д.
3. Этап – заключительный.
• Фото - выставка «Как мы выращивали кабачок и бархатцы»,
• Выставка рисунков «Любимые цветы», лепка «Любимые овощи»,
• Сбор семян цветов.
• Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Наблюдения
Наблюдение 1 «Растения нашего участка» Осмотр участка, нахождение растений, определение их названий. Наблюдение 2 «Какие они – растения?» Осмотр растений с целью определить их строение (найти стебель, листья, цветки, корни). Сравнение разных растений по высоте, форме, окраске листьев, цветов, стеблей, по запаху. Наблюдение 3 «Кто помогает растениям расти?» Дети обсуждают, почему растения выросли. Определяется назначение всех частей растения: корень впитывает из земли влагу, питательные вещества; стебель переносит их к листьям, цветам, семенам; листья поглощают свет; из цветов потом будут семена. Растения выросли потому, что наш участок для них хороший «дом», в котором есть питательная почва, вода, тепло, свет. Расти цветам «помогают» : солнце, дождь, земля и люди. Наблюдение 4 «Какие животные живут на участке и как они приспособились к сезонным изменениям?» Развивать умение замечать изменения в жизни растений и животных в связи с сезонными изменениями. Наблюдение 5 «Где растут овощи и садовые цветы?» Беседы с детьми на основании личного опыта. Наблюдение 5 «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?» Дети находят на участке семена созревающих трав (подорожник, вьюн и др., устанавливают, что они сами опадают, разносятся ветром, цепляются за одежду, шерсть животных, что семена можно собирать для зимней подкормки птиц. Наблюдение 6 «Одуванчик ложится спать?» Обратить внимание на интересное явление - цветы открыты в полдень и закрыты вечером. Наблюдение 7 «Как выглядят одуванчики во время дождя?» Воспитатель, в соответствующую погоду, дает детям задание для самостоятельного наблюдения: посмотреть, как «ведут» себя одуванчики, как они выглядят, раскрыты ли цветы. Обсуждает с ними то, что они увидели. Наблюдение 8 «Соберем семена садовых цветов» Осмотр цветов, выявление зрелых семян, сбор их в коробочки или пакеты. Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветок один, а семян много. Значит, на будущий год можно вырастить много цветущих растений.