Ольга Старухина
Экологический проект в средней группе «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект в средней группе "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать! ".
Составила Старухина О. В.
Форма работы: проектная деятельность
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: средней продолжительности (ноябрь-декабрь- январь)
Возраст: 4- 5 лет.
Участники: педагог, дети, родители.
Актуальность:
Публикация «Экологический проект в средней группе „Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные проблемы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Цели проекта:
1. Закрепить и расширить представления детей о зимующих птицах и их образе жизни, о связи с окружающей средой и о роли человека в жизни птиц.
2. Привлечь внимание воспитанников и родителей к природоохранной деятельности и научить ее организовывать.
Задачи проекта:
1. Закрепить и расширить представление детей о зимующих птицах нашего региона.
2. Обобщить знания, полученные при наблюдении за птицами.
3. Учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса.
4. Научить детей правильно подкармливать зимующих птиц.
6. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних
условиях.
7. Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания
необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к природе.
Ожидаемый результат:
Кормушки, изготовленные родителями совместно с детьми, продукты детской деятельности (книжки-малышки о птицах, рисунки, поделки, аппликации, фотовыставка «Кормушка за окном».
Этапы реализации:
1. Подготовительный
- Определение целей и задач проекта.
- Обсуждение проекта с детьми и родителями.
- Составление плана деятельности.
- Подбор информации, иллюстраций, конспектов.
- Оснащение предметно-развивающей среды.
2. Основной (практический)
- Запуск проекта.
- Организация совместной деятельности педагога и детей
- Организация условий для самостоятельной деятельности детей.
- Работа с родителями.
- Выставка кормушек.
- Выставка книжек-малышек о зимующих птицах
- Фотовыставка «Кормушка за моим окном»
3. Заключительный
- Выставка детских рисунков и поделок.
- Викторина о зимующих птицах.
- Фотоотчет по проекту
Формы и методы работы
Чтение стихов, произведений о птицах, загадывание загадок
Беседы
Составление описательного рассказа
Продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация)
Наблюдения на прогулке
Ведение дневника наблюдений за птицами на кормушке
Дидактические игры
Подвижные игры
Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.
Работа с родителями (организация совместных с детьми выставок, беседы, консультации, оформление книжки-малышки о зимующих птицах, изготовление кормушек)
Основной этап.
План основного этапа.
Ноябрь
Работа с родителями: объявление о запуске проекта, индивидуальные беседы, консультации, оформление памяток - "Чем кормить птиц?", «Кормушка своими руками», Д/з: изготовить совместно с детьми кормушки, наблюдение за птицами во время прогулки в парке и т. д.
Оснащение развивающей среды:
Экологический уголок: плоскостные изображения зимующих птиц на подставке, картотека фотографий зимующих птиц, дидактические игры «Кто что ест», памятка в картинках «Что нельзя давать птицам», альбом с фотографиями разных видов кормушек.
Уголок художественного творчества: раскраски с зимующими птицами, трафареты птиц, схемы лепки птиц.
Театральный уголок: шапочки с изображением зимующих птиц.
Книжный уголок: энциклопедии о птицах
• Выставка кормушек, изготовленных родителями с детьми.
Первая неделя
Совместная деятельность (групповая, подгрупповая)
• Чтение рассказов «Кто сажает лес» Снегирев Г. Я., «Кедровка» Снегирев Г. Я. Стихи: «Как птицам перезимовать» К. Мухаммади,
• Составление описательного рассказа о птицах по мнемотаблицам;
• Беседы: «Отчего перелетные птицы улетают от нас на зиму»;
• Ведение дневника наблюдений за птицами.
• Наблюдения на прогулке: наблюдение за внешним видом вороны, наблюдение за повадками вороны.
• Ежедневная подкормка птиц.
Непосредственно образовательная деятельность
Лепка: «Птицы» Казакова (ст. 181)
Речевое развитие, познание, социально-коммуникативное развитие.
Художественное творчество
Вторая неделя
Совместная деятельность (групповая, подгрупповая)
• Разучивание стихотворения «Покормите птиц» А. Яшин; Д/и.
• Составление описательного рассказа о птицах по мнемотаблицам;
• Чтение рассказов «Чем дятел зимой кормится» Г. Скребицкий и В. Чаплина, «Синица» Г. Скребицкий
• Беседа: «Как мы можем помочь зимующим птицам»
• Народные приметы о зимующих птицах
• Ведение дневника наблюдений за птицами.
• Наблюдения на прогулке: наблюдение за внешним видом воробьев; наблюдение за повадками воробьев; наблюдение за птицами на кормушке.
• Ежедневная подкормка птиц.
• Разучивание подвижной игры «Перелет птиц»
Третья неделя
Совместная деятельность (групповая, подгрупповая)
• Чтение рассказов В. Бианки «Кто сыт, тому холод не страшен», Аудио-спектакль «Лесная азбука. Дятел» В. Зотов Стихи: «Новая столовая» З. Александрова
• Загадывание загадок о птицах.
• Речевое упражнение «Назови ласково»
• Д/и: четвертый лишний.
• Ведение дневника наблюдений за птицами.
• Наблюдения на прогулке: сравнение воробья и синицы; наблюдение за поведением птиц на кормушке.
• Ежедневная подкормка птиц.
• Презентация выставки кормушек.
Непосредственно образовательная деятельность
Аппликация: «Вот на ветках птички: воробьи, синички» А. Н. Малышева (ст. 66)
Речевое развитие, познание, социально-коммуникативное развитие.
Художественное творчество
Четвертая неделя
Совместная деятельность (групповая, подгрупповая)
• Стихи: «Синичка» С. Богдан «Покормите птиц» А. Яшин
• Д/и: Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию»;
• Ведение дневника наблюдений за птицами.
• Наблюдения на прогулке: наблюдение за вороной; наблюдение за голубями.
• Д/и: «Кто чем питается»
• Ежедневная подкормка птиц.
• П/и «Воробышки и автомобиль»
Речевое развитие, познание, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Декабрь
Работа с родителями: Индивидуальные беседы, консультации, изготовление с детьми книжки-малышки со стихами и загадками о зимующих птицах.
Оснащение развивающей среды:
Уголок художественного творчества: оформление альбома с детскими работами, фото- схема оригами «Снегирь».
Экологический уголок: плоскостные изображения зимующих птиц на подставке, картотека фотографий зимующих птиц, дидактические игры «Кто что ест», памятка в картинках «Что нельзя давать птицам», альбом с фотографиями разных видов кормушек.
Театральный уголок:: шапочки с изображением зимующих птиц
Книжный уголок: книга «Энциклопедия природы»
• Выставка книжек-малышек, изготовленных детьми.
• Фотовыставка «Кормушка за моим окном»
Первая неделя
Совместная деятельность (групповая, подгрупповая)
• Чтение рассказа «Синицы» Снегирев Г. Стихи: «Снегири» А. Прокофьев «Синицы» Ю. Синицын
• Д/и. «Закончи предложение».
• Ведение дневника наблюдений за птицами.
• Наблюдения на прогулке: наблюдение за птицами на кормушке;
• Подкормка птиц, чистка кормушек от снега, изготовление «пирога» для птиц.
Непосредственно образовательная деятельность
Окружающий мир:
«Как живут наши пернатые друзья зимой» Воронкевич. О. А.
Цели: обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами. Учить устанавливать связь между формой клюва и питанием птиц. Вызвать желание помогать птицам зимой.
Вторая неделя
Совместная деятельность (групповая, подгрупповая)
• Чтение рассказов: Н. Сладков. Еловая каша,«В зимнюю стужу» Георгий Скребицкий. Стихи: «Поползень» Павел Барто. «Не робей, воробей!» и. Беляков
• Речевая логическая задача для детей «Кто прилетал в птичью столовую?» (по Н. Ф. Виноградовой)
• Беседа о кедровке.
• Ведение дневника наблюдений за птицами.
• Наблюдения на прогулке: наблюдение за синицей; наблюдение за птицами на кормушке.
• Подкормка птиц, чистка кормушек от снега.
Третья неделя
Совместная деятельность (групповая, подгрупповая)
• Чтение рассказов: «Волшебная полочка» Н. Сладков, Стихи: «Птенчики клеста» Ирина Батый
• Разучивание стихотворения «Синицы» Ю. Синицын
• Д/и: «Какое слово потерялось?»,«Доскажи словечко».
• Беседы: беседа о клесте
• Ведение дневника наблюдений за птицами.
• Наблюдения на прогулке: наблюдение за снегирями;
• Подкормка птиц, чистка кормушек от снега, изготовление «вкусных гирлянд» для птиц.
Четвертая неделя
Совместная деятельность (групповая, подгрупповая)
• Чтение рассказов: «Еловая каша» Н. Сладков Стихи: «Воробей» Николай Рубцов
• Составление рассказа из личного опыта «Как я помогаю птицам».
• Ведение дневника наблюдений за птицами.
• Наблюдения на прогулке: Сравнение воробья и голубя;
• Подкормка птиц, чистка кормушек от снега.
• Презентация книжек-малышек о зимующих птицах, изготовленных детьми.
• Презентация фотовыставки «Кормушка за моим окном»
Январь
Работа с родителями: Индивидуальные беседы, консультации, Фотовыставка «Кормушка за окном»
Оснащение развивающей среды:
Уголок художественного творчества: оформление альбома с детскими работами, фото- схема оригами «Снегирь».
Экологический уголок: плоскостные изображения зимующих птиц на подставке, картотека фотографий зимующих птиц, дидактические игры «Кто что ест», памятка в картинках «Что нельзя давать птицам», альбом с фотографиями разных видов кормушек.
Книжный уголок: книга «Энциклопедия природы», подборка стихов о птицах
Театральный уголок:: шапочки с изображением зимующих птиц
• Фотоотчет по проекту.
Третья неделя Интеграция образовательных областей
Совместная деятельность (групповая, подгрупповая)
• Чтение рассказов: «Лесная Кормушка» Чаплина В. В
• Составление описательных рассказов о птицах по мнемотаблицам.
• Д/И на развитие речи: (антонимы)
• Ведение дневника наблюдений за птицами.
• Наблюдения на прогулке: наблюдение за птицами на кормушке (пищевые предпочтения разных видов птиц).
• Подкормка птиц, чистка кормушек от снега
Четвертая неделя
Совместная деятельность (групповая, подгрупповая)
• Стихи: «Свиристели» Павел Барто
• Составление описательных рассказов о птицах по мнемотаблицам.
• Д/И на развитие речи: назови ласково.
• Ведение дневника наблюдений за птицами.
• Наблюдения на прогулке: наблюдение за синицами; сравнение синицы и воробья.
• Подкормка птиц, чистка кормушек от снега
• Разгадывание кроссворда по теме «Зимующие птицы»
Пятая неделя
Совместная деятельность (групповая, подгрупповая)
• Ведение дневника наблюдений за птицами.
• Наблюдения на прогулке: наблюдение за птицами на кормушке.
• Подкормка птиц, чистка кормушек от снега
• Фотоотчет по проекту
Досуговая деятельность: Викторина «Что мы знаем о зимующих птицах»
Цели: закрепление и обобщение знаний о зимующих птицах
.
Заключительный этап.
• Выставка продуктов детской деятельности (книжки-малышки о птицах, рисунки, поделки, аппликации)
Викторина «Что мы знаем о зимующих птицах»
• Фотоотчет о проделанной работе.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
• Расширились представления детей о зимующих птицах (название, внешний вид, повадки, чем питаются, характерные особенности).
• Дети обрели необходимый опыт и навыки в подкормке птиц зимой, изготовлении простых кормушек.
• У детей появились добрые чувства, сострадание, желание помогать нашим «братьям меньшим».
• Родители приняли активное участие в совместном с детьми изготовлении кормушек, книжек – малышек, наблюдали за птицами на кормушке и во время прогулок.