марина моисеева
Экологический проект в ДОО «Деревья — источник здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект
«Деревья – источник здоровья»
Автор проекта:
Моисеева М. М.
Где было пустое место, где не было ничего,
Пусть каждый посадит дерево и не забудет его.
В. Берестов
Актуальность проекта
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Кто из нас не был свидетелем варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои незабвенные имена? Казалось бы, и в детском саду, и в школе учат тому, «что такое хорошо и что такое плохо» Почему же не срабатывают такие хорошие заповеди об отношении к природе в повседневной жизни? Возможно, что одна из причин этого – их учение природы по книгам, редкое общение детей с растениями и животными, неумение видеть и слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от ее красоты и неповторимости. Всему этому нужно учить с детства. Малыш, в жизни которого было свое, «личное», дерево, и который хотя бы однажды сказал «Здравствуй, деревце!», будет относиться к природе бережно и внимательно. Он сможет наслаждаться красотой капельки росы на листке, первым распустившемся цветком, запахом дождя и листвы, поймет, как хрупок мир и как он зависим от действий человека.
Темочки:
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2020
К сожалению, в наш электронно-компьютерный век, многие люди забывают об этом. По вине человека от пожаров и вырубки гибнут леса, засоряются водные просторы, а значит и гибнет животный мир, живущий там. Нависла угроза экологической катастрофы, угроза жизни человека.
Экология в наше время, одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы.
Задача педагога заложить в ребенке гуманное мировосприятие.
Особенно актуально в современном мире сформировать у детей представление о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом нашей работы и воспитывается оно в совместной с взрослым деятельности, игре.
Цель проекта: формирование у детей научно-познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде.
Задачи:
• развивать познавательный интерес к миру природы;
• актуализировать знания об основных свойствах объектов живой и неживой природы;
• формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного безопасного поведения ребенка в природе;
• воспитывать гуманное, эмоционально положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом;
• побуждать защищать природу и бороться за её сохранение.
Тип проекта: информационно-исследовательский.
По содержанию: ребенок – воспитатель - родители
По составу участников: фронтальный.
Объект исследования: деревья на территории ДОО. Эти растения окружают нас постоянно, однако большинство детей и взрослых не обращают на них внимания. Опыт показывает, что дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые, поскольку у последних нет способов передвижения, как у животных. Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражает экологическую обстановку, в которой они обитают. Деревья - это крупные объекты. С ними ребенку проще общаться «на равных», чем с небольшими травянистыми растениями.
Этапы проекта:
Первый — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования,
предварительная работа с детьми и родителями воспитанников по теме исследования.
Второй – исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. Провести наблюдения за жизнью
деревьев на участке: сезонные изменения в его облике, за птицами, которые к нему прилетают, сравнить форму листьев,
кору и другие части деревьев.
Продуктивная деятельность: рисование, лепка, трудовая деятельность.
Третий — обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний,
формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций. Сочинение рассказов, сказок, игр.
Диагностика достижений детей по результатам проекта.
Предполагаемые результаты:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Дошкольники научатся различать живую
природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода).
2. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
5. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года.
6. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
7. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:
* Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
* В природе все взаимосвязано.
* В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
8. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
9. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
10. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Риски.
1. Низкий познавательный интерес детей к данной теме.
2. Сложный для восприятия ребенком материал.
3. Низкая заинтересованность родителей.
4. Могут быть упущены отдельные направления экологического проекта из-за большого объема изучаемого материала
Предупреждение рисков.
1. Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в группах родительские собрания по разъяснению запланированных задач по экологическому проекту "Деревья – источник здоровья", привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.
2. Переработать материал для доступного детям восприятия. Использовать видео материал для детей, экологические сказки, игры.
Ресурсы проекта:
1. Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников С. Н. Николаева «Экологическое воспитание в детском саду», Н. А. Рыжова «Экологическое развитие детей в детском саду».
2. Иллюстрации, макеты, коллекции, гербарии.
3. Зеленая зона на участке детского сада
4. Природное окружение для организации экскурсий и наблюдений
5. Высокий профессиональный уровень педагогов по организации детской исследовательской деятельности объектов природы
6. Детская библиотека.
7. Видеотека с собранием дисков познавательного материала по разным направлениям объектов природы.
Этапы проекта
Этапы Содержание Сроки
1 этап. Подготовительный. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Составление плана реализации проекта. (Приложение 1) Октябрь 2020 г.
2 этап.
Собственно исследовательский Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
Ноябрь 2020 –
Апрель 2021 г. г.
3 этап.
Обобщающий. Обобщение результатов работы по экологическому проекту "Деревья – источник здоровья". Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Диагностика достижений детей по результатам проекта. Май 2021 г.
Обобщение результатов работы
1. Диагностирование уровня экологического развития дошкольников с заполнением диагностических карт на каждого ребенка.
2. Участие в педагогическом совете по обобщению результатов работы по проекту, составление рекомендаций по дальнейшей работе по экологическому воспитанию дошкольников.
Приложение 1
План реализации проекта «Деревья – источник здоровья».
Формы работы Задачи Срок реализации Место и способ проведения
Интегрированное занятие «О чем шумит лес» Формировать обобщенное представление о деревьях, знакомить с яркими особенностями внешнего вида октябрь группа
Путешествие по лесной тропе Дать представление о лесе, воспитывать умение вести себя на природе, показать значение деревьев для здоровья человека (дают прохладу в жару, очищает воздух) ноябрь Зеленая зона на окраине поселка
Задание на дом «Почему дерево живое» Формировать представление об основных потребностях дерева в свете, тепле, воздухе, воде.
Акция «В лесу родилась елочка, пусть там она живет!» декабрь Воспитатели, родители, дети
Психогимнастика «Деревья»
(Приложение 2) Развивать у детей стремление к здоровому образу жизни, формировать образное мышление, эмоциональное отношение к деревьям. январь (можно проводить в течение всего года с изменениями) Группа, муз. зал, спорт. зал
Практическое занятие «Есть в зимнем саду дерево такое…» Показать разнообразие комнатных растений, выделить из них те, которые похожи на деревья (фикус, китайская роза, пальма, видеть основные проявления хорошего и плохого состояния растений; учить помогать растениям. февраль Зимний сад ДОО
Экспериментально-практическая деятельность «Лесная опушка» Научить сажать семена; развивать необходимые для этого умения; формировать представление о процессе роста развития живого организма (мы растем и дерево растет, желание ухаживать за маленькими растениями март Уголок природы в группе
Поисково-исследовательская деятельность Опыты «Чем мы дышим», «Может ли растение дышать», «Нужен ли корешкам воздух», «Откуда берется вода на листьях» апрель Группа
Экологическая акция «Дерево нашей семьи» Воспитывать гуманное, осознанное отношение к природе, показать значимость действий каждого человека в ее сохранении; вызвать желание улучшить экологическую обстановку в своем поселке, посадив дерево май Участок детского сада, дворы домов воспитанников
Праздник «День дерева» Закрепить знания о взаимосвязи здоровья человека и природы. май Музыкальный зал
Диагностика май Воспитатель группы
Приложение 2.
Комплекс психогимнастики
Солнышко
Я - яркое и теплое солнышко! Мне так хорошо находиться высоко-высоко и смотреть с высоты на землю. Но вдруг меня закрыла тучка! Мне стало так грустно, даже захотелось заплакать. Я позвало на помощь ветерок и снова смогло любоваться деревьями, цветами, птицами, животными, насекомыми. И мне снова стало весело!
Паутинка
Я – легкая паутинка. Мне спокойно и приятно висеть, прицепившись к ветке дерева, но вдруг меня оторвал порыв ветра. Стало страшно. Я летела-летела и, постепенно мне стало очень хорошо и радостно лететь и кружиться над землей.
Капелька
Я – чистая голубая капелька. Я живу на небе на тучке вместе с другими капельками. Мы летаем высоко-высоко, но капелек стало очень много и мы начали падать вниз на землю. Ой! Я падаю! Я оказалась на поляне среди цветов. Как красиво!
Ручеек
Я – веселый звонкий ручеек. Я бегу себе между деревьев, кустов, травы. Ой! Передо мной большой камень, который перегородил путь. Что же делать? Надо поискать другой путь! Я нашел! Как хорошо плескаться и журчать дальше!
Воробей
Чик-чирик! Я – смешной воробушек! Я весело прыгаю, клюю зернышки, но с приходом зимы мне становится холодно. Мы жмемся друг к другу, чтобы согреться. Чик-чирик! Мы не унываем! Ведь скоро весна и нам опять тепло и весело.
Листочек
Я – маленький листочек, который живет в почке на дереве. Я расту-расту и вот уже большой зеленый лист. Ой, что это? Меня кусает гусеница! Ах! Ее съела птица! Мне нечего больше бояться! И я дальше расту все больше и больше.
Облачко
Я плыву по небу. Я – маленькое белое облачко. Ко мне подплывают еще облака, и я становлюсь все больше и больше. И я уже большая серая туча, я сержусь и гремлю, и сверкаю молниями! Вот-вот и я уже плачу дождем на землю. Я становлюсь меньше и снова превращаюсь в маленькое летучее белое облако.
Снежинка
Я – снежинка. Я лечу и любуюсь собой, потому что на мне белоснежный наряд с диковинным узором. Я так красиво летаю, летаю и сажусь на чью-то ладонь. Ой! Я таю! И превращаюсь в красивую капельку, которая такая круглая и прозрачная.
Этюд «Деревья»
1. «Солнышко»». Представьте, что вы деревья. Деревья тянутся к солнышку каждой веточкой, каждым листочком. (Дети поднимают руки вверх, поднимаются на носочки, шевелят пальцами.)
2.«Ветерок». Но вот подул ветерок, веточки и листочки шевелятся и раскачиваются. (Дети раскачиваются, раскачивают вытянутые вверх руки вправо и влево.)
3.«Ветер усилился». Ветер дует сильно, но корни в земле. (Дети сильнее раскачиваются).
4.«Дождь». Пошел дождь, и капли застучали по листикам и веточкам. (Дети встают друг за другом и пальцами похлопывают по спине впереди стоящего ребенка.)
5.«Пожалеем!». Деревьям жалко друг друга. (Дети поглаживают друг друга по спине).
6.«Солнышко». Дождь закончился, деревья сбросили лишнюю влагу (дети встряхивают руками) и опять потянулись к солнцу (вытягивают руки вверх и шевелят пальцами - «листочками»).