Наталья Аминева
Экологический проект «Удивительный мир природы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Удивительный мир природы»
Содержание
1. Краткая аннотация 4
2. Обоснование необходимости проекта 6
3. Основное содержание проекта 7
4. Ресурсы 10
5. Партнеры 11
6. Целевая аудитория 11
7. Этапы работы по проекту. 11
8. Ожидаемые результаты 17
Темочки:
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
9. Результативность проектной деятельности 17
Список литературы 21
2. Краткая аннотация
Экологическое воспитание дошкольников — новое направление в теории и практике воспитания и обучения, актуальность которого диктуется современными условиями и необходимо вести на базе научно обоснованной методологии: его содержание, условия, формы и методы работы с детьми и взрослыми должны быть обоснованы результатами исследований. В этой работе важное значение имеет опыт практических работников дошкольных учреждений.
В своей работе мы опирались на исследованиях Л. С. Игнаткиной, Н. Н. Кондратьевой, Н. М. Крыловой, С. Н. Николаевой, 3. П. Плохий, П. Т. Саморуковой, А. М. Федотовой, И. А. Хайдуровой и др., опыт работы Т. Градобоевой, А. Емельяненко, Л. Евстратовой, Г. Осиповой, М. Селезневой.
Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как формирование на основе экологических знаний бережного и заботливого, осознанно правильного отношения к природе, которое должно проявляться в поведении детей.
В соответствии с новыми федеральными государственными требованиями (ФГТ, организация воспитательно-образовательного процесса происходит не через систему непосредственной образовательной деятельности, а через другие формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. ФГТ вносит существенные изменения в обучение и воспитание дошкольников, основанные на взаимосвязанных частях: совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей. В соответствии с ФГТ, разработаны направления на создание оптимальных условий развития детей, реализации права ребенка на доступное и качественное образование [1].
Ребенок должен осознавать, что каждое растение - это живой организм. Для нормальной жизнедеятельности он нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве для обитания. Живой организм живет, удовлетворяя свои потребности, растет, развивается, размножается [11, с. 115].
О лесе, парке, луге, водоеме, болоте и т. д. нужно дать знания как об экосистеме—сообществе, образованном живыми организмами и средой их обитания, в котором экологические компоненты соединены между собой причинно-следственными связями, обменом веществ. Экосистема может быть как природным, так и природно-антропогенным комплексом (парк). В процессе знакомства с любой экосистемой нужно дать знания о цепях питания, когда одни живые существа питаются другими, а в итоге складывается равновесие. Эти знания помогут осознать, что в дикой природе все взаимосвязано пищевыми цепями, нарушение одного звена в цепи может вызвать гибель многих живых существ.
У детей должны быть знания о том, как человек использует природу, заботится о сохранности ее, а также и об отрицательном влиянии деятельности людей.
Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной связи с воспитанием эмоционально-положительного отношения к природе, которое должно проявляться в активной деятельности, в поступках детей. Детям необходимо овладеть умениями по уходу за растениями и животными. Все трудовые операции должны быть осознанными. Ребенок должен ясно представлять, что нужно делать, для чего (какие потребности живого организма должны удовлетворяться, как делать, какой результат будет получен [16, с. 84].
Воспитателю необходимо постоянно учить детей видеть красоту, уникальность и совершенство в каждом живом организме и подчеркивать, что живое живет только один раз, погибшее растение или животное восста-новить нельзя.
3. Обоснование необходимости проекта
Исследования и личный опыт работы с дошкольниками убеждают, что легче решается задача формирования знаний и значительно труднее - воспитание устойчивого бережного отношения, которое проявлялось бы не только в суждениях ребенка, но и в его поступках.
Мир природы обширен, многообразен и динамичен. Дети ежедневно встречаются с разными явлениями и объектами живой и неживой природы.
Мы убеждены, что экологическое воспитание не может осуществляться путем какого-то одного средства и в течение небольшого отрезка времени, например, только через систему занятий в старших группах. Оно должно проводиться систематически, начиная с младшей группы, и в тесном контакте с родителями и школой, где будут учиться воспитанники детского сада. В этом мы и видим основную проблему нашего исследования.
В связи с актуальностью данного направления нами был разработан и внедрён проект «Мы познаем растительный мир».
4. Цели и задачи проекта : выявить условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о растительном мире.
Задачи:
1. Уточнять, систематизировать и углублять знания детей о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды.
2. Формировать знания о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие).
3. Формировать представления о причинно – следственных связях внутри природного комплекса.
4. Развивать эмоционально – доброжелательные отношения к объектам природы в процессе общения с ними.
5. Формировать умения и навыки по уходу за растениями.
6. Воспитывать заботливое отношение к природе путём систематического, целенаправленного общения с окружающим миром.
7. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
5. Основное содержание проекта
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.
В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.
«Ребенок не есть уменьшенная копия взрослого», — писал более 130 лет назад русский ученый С. Ф. Хотовицкий. И действительно, организм ребенка во многом отличается от организма взрослого человека. Ребенок более податлив, «пластичен», на него сравнительно легко влияют и в хорошую, и в дурную сторону разные воздействия окружающей среды. И чем меньше ребенок, тем легче на него воздействовать. Как писал А. В. Луначарский, «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть и взрослого — ломать» [19, с. 85].
Чтобы разумно влиять на ребенка и «лепить» из него здорового, гармонично развитого человека, надо организовать воспитание и уход за ним, исходя из особенностей детского организма.
Дети дошкольного возраста по-разному ощущают (сопереживают) растительный и животный мир природы.
При низком уровне развития ощущений они могут не различать понятия «живая» и «неживая природа», делят растения и животных на «плохих» (вредных) и «хороших» (полезных); при необходимости неохотно оказывают им помощь, часто совершают отрицательные поступки по отношению к неизвестным или вредным, по их мнению, животным. При среднем (индифферентном) уровне развития дети различают эти понятия, но равнодушны к природе, или это отношение утилитарно, сообразуется лишь с полезностью ее для самого ребенка. Отрицательных поступков дошкольник при этом не совершает, но и не проявляет внимания к растению или животному. При высоком (положительном) уровне развития сопереживания дети четко различают понятия «живая природа», «неживая», высказывают мнение о единстве человека и природы. Интерес к объектам природы у них устойчив. Они проявляют сочувствие, желают помочь любому растению, животному. Правда, таких детей немного, но даже их небольшое число позволяет предположить, что при определенных условиях у детей старшего дошкольного возраста может быть сформировано устойчивое, сознатель-ное, сочувственное и заботливое отношение к живой природе.
Первоначальный анализ анкетирования родителей и диагностики детей раскрыл основные причины, препятствующие эффективному экологическому воспитанию, а именно недостаток у детей знаний о растительном мире, недостаточное оснащение предметно-развивающей среды, низкий уровень компетентности родителей по данному вопросу, отсутствие личностно-ориентированного подхода с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Этапы работы по проекту.
1. Организационный (сентябрь 2010)
-выбор темы проекта и его разработка.
-изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме.
-подбор материала по теме.
-разработка анкет для родителей по определению необходимого объема знаний детей старшей группы.
-разработка перспективного плана по формированию представлений о растительном мире через использование занимательных игр и упражнений, трудовой и опытно-экспериментальной, совместной и самостоятельной деятельности детей старшей группы.
-разработка перспективного плана сотрудничества с родителями по теме проекта.
-разработка консультаций для родителей и педагогов.
2. Диагностический (сентябрь 2010)
Мероприятия
1. Выявить уровень сформированности представлений о растительном мире у детей.
2. Отследить динамику уровня сформированности представлений о растительном мире у детей через различные виды деятельности.
3. Анкетирование родителей с целью определения выбора тем консультаций и мероприятий.
3. Практический (Октябрь - Ноябрь 2010)
Мероприятия
1. Реализация перспективных планов работы с детьми старшей группы.
2. Дополнение предметно-развивающей среды
3. Разработка консультативного и наглядного материала для родителей.
4. Организация выставок совместного творчества детей и родителей группы.
5. Организация выставки методической литературы для родителей по теме проекта.
6. Организация и совместное проведение педагогического тренинга для воспитателей МБДОУ.
4. Обобщающий (Ноябрь 2010)
Мероприятия
1. Обобщение итогов работы с детьми и родителями.
2. Анализ эффективности работы.
3. Разработка методических рекомендаций, буклетов.
4. Подготовка презентации проекта.
5. Составление картотеки игр и упражнений по формированию представлений о растительном мире у детей.
5. Внедренческо-презентативный (Ноябрь 2010)
Мероприятия
Презентация проекта «Удивительный мир природы».
1. по формированию представлений о растительном мире у детей.
2. Участие в проведении семинара-практикума «Экологическое пространство в группах старшего дошкольного возраста» (Приложение 16) для воспитателей групп.
Механизм реализации проекта «Удивительный мир природы»
в образовательном учреждении предусматривает:
1. Совершенствование развивающей среды и материально-технической базы. Накопление природного и бросового материалов, приобретение дидактических игр, оформление информационных стендов для родителей.
2. В личносто-ориентированной модели утверждается личностно гуманный взгляд на ребенка. Сущность этого взгляда в том, что ребенок хочет и может учиться, что важно поддерживать его «хочу» и укреплять его «могу». Главная задача - организовать детей и вовлечь их в активный процесс, в ходе которого дети ощущают свой рост, радость творчества, совершенствования.
4. Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего.
5. Тесное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса улучшит качество результатов работы: администрация ДОУ, педагог – психолог, воспитатели, педагоги дополнительного образования.
Работу мы начали с обогащения предметно - развивающей среды.
С этой целью были дополнены центры развития: игровой центр, центр художественного творчества, центр здоровьесберегающих технологий, уголок живой природы.
Для обогащения центра природы провели акцию по сбору природного материала «Дары природы».
В соответствии с поставленными задачами разработали перспективный план работы по проекту. Работа проводилась в разных направлениях: в совместной, самостоятельной, непосредственной образовательной, трудовой, опытно-экспериментальной, игровой деятельности, а так же в сотрудничестве с родителями.
В своей работе мы использовали различные дидактические игры и упражнения, которые подбирались в соответствии с изучаемой темой.
6. Ресурсы
Для реализации педагогического опыта необходимо следующее ресурсное обеспечение:
1. Кадровые ресурсы: администрация ДОУ, специалисты сопровождения: педагог-психолог, музыкальный руководитель, социальные партнёры.
2. Научно-методические ресурсы: методическая литература, публикации, авторские проекты педагогов ДОУ, узких специалистов, программы и методические разработки педагогов и специалистов по проблеме экологического воспитания дошкольников, использование ИКТ.
3. Материально-технические ресурсы: кабинет заместителя заведующего по научной работе, групповая комната с центрами развития, консультативный кабинет педагога-психолога, кабинет психологической релаксации, музыкальный зал.
4. Информационные ресурсы: сеть интернет, использование печатной продукции, сайт образовательного учреждения, электронная почта, методическая копилка воспитателя, специальные периодические издания, материалы работы городского методического объединения образовательных учреждений города.
7. Партнеры
- Участники образовательного процесса учреждения.
- Социальные партнеры: детские сады и школы города, социальные учреждения.
8. Целевая аудитория
Проект предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Состав группы предполагает участие 22 детей старшего дошкольного возраста (от5 до 6 лет).
Работа по проекту проводится ежедневно в течение трех месяцев (в режимных моментах, совместной и самостоятельной деятельности, через трудовую, опытно-экспериментальную деятельность, использование дидактических, подвижных игр.
9. План работы с детьми по формированию представлений о растительном мире
Содержание Задачи Формы проведения, методы, приемы Время проведения
«Путешествие в осенний лес» (Приложение 1)
формировать знания детей о растительном мире через игры экологического характера;
- закрепить знания детей о деревьях, лекарственных растениях;
- показать зависимость всего живого от растительного мира; НОД Сентябрь
«На свету и в темноте» (Приложение 5)
Закреплять знания детей о том, что растению необходим свет. О его роли в жизни растений. Экспериментирование Сентябрь
«Лес, сад, огород» (Приложение 6)
Закреплять представления детей о дифференцированных условиях произрастания растений, развивать логическое мышление, внимание. Экологическая игра Сентябрь
«Путешествие семечка» (Приложение 7)
Формировать конкретные представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособленность семян к распространению. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений.
Экологическая сказка Сентябрь
«Может ли растение дышать» (Приложение 5)
Закреплять знания детей о том, что растению необходим воздух. О его роли в жизни растений. Экспериментирование Октябрь
«С водой и без воды» (Приложение 5)
Систематизировать знания детей о природе. Воспитывать эстетическое восприятие природы, любовь к ней
Экспериментирование Октябрь
«Детки на ветке»
(Приложение 6)
Развивать представления детей о жизни леса, деревьев, растущих в лесу; расширять экологический кругозор детей. Экологическая игра Октябрь
"В гостях у Гриба-Лесовика" (Приложение 9)
Закреплять у детей знания о природе нашего края. Формировать положительное отношение к природным объектам. НОД Октябрь
«Лекарственные растения» (Приложение 10)
Формировать конкретные представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособленность семян к распространению. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений. Беседа Ноябрь
Д/и «Что где растет» (Приложение 6)
Закреплять знания детей о фруктах и овощах; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами; группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления. Экологическая игра Ноябрь
Наблюдение за березой (Приложение 11)
Продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года;
воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы. Наблюдение Ноябрь
Опыт «Поглощение воды растениями» (Приложение 5)
Познакомить детей с процессом поглощения воды растениями. Экспериментирование Ноябрь
10. Ожидаемые результаты
1. Повышение уровня знаний о растительном мире.
2. Развитие познавательных процессов: мышление, память, внимание.
3. Развитие эмоциональной сферы детей.
4. Активность и самостоятельность детей.
5. Повышение педагогической культуры родителей по вопросам экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
11. Результативность проектной деятельности
Критерии сформированности представлений о растительном мире у детей старшего дошкольного возраста
Знания детей о
растениях Действие по
уходу за растениями Причинно-
следственные связи
Комнатные растения:
бегония, хлорофитум,
зигокактус, комнатный клен.
цессус, кливия, вьющийся
плющ, луковичные, кактусы.
фиалка. Деревья: ель, осина,
берёза, сосна, кедр, тополь,
лиственница, дуб.
Кустарники: малина.
шиповник, черника, брусника,
голубика, смородина,
калина,сирень. Травянистые
растения: ромашка,
одуванчик, подорожник,
крапива, мать-и-мачеха,
тюльпан, колокольчик.
Фрукты: яблоко, груша.
слива, вишня, абрикос.
персик. Овощи: огурец.
помидор, морковь, лук,
капуста, чеснок, тыква.
картофель, свекла., кабачки,
баклажаны. Ягоды: малина,
смородина, брусника,
черника, клюква, клубника,
крыжовник, морошка.
Грибы: белый. маслята,
мухомор, подберёзовик.
лисички, опята. Дети должны
самостоятельно
рассматривать
растения, замечать
их неблагополучные
состояния
(засыхающие листья,
бледную окраску.
вытянутые листья,
стебли).
Обнаруживать
недостаток условии
для их жизни (сухую
землю) сообщают
воспитателю о
замеченных
неполадках.
устраняют их,
участвует в
выращивании
растений для
животных, цветника
и огорода. Дети должны
устанавливать связи
между сезонными
явлениями и ростом
растений. Дети должны
знать стадии роста и
развития растений.
Уровни сформированности представлений о растительном мире у детей
Старший дошкольный возраст
Низкий. Ребенок различает 2-3 вида комнатных растений и 4-5 видов древесных растений и кустарников, 1-2 вида травянистых растений, 3-5 видов овощей, 1-2 вида плодово-ягодных культур, 1-2 вида грибов. При помощи воспитателя пытается устанавливать связи между состоянием растений, средой обитания и соответствием условий потребностям, но при этом путается и делает ошибки. Не умеет отличать плоды от других частей растений. Понимает относительное деление растений на полезные и вредные. Под контролем воспитателя и при помощи других детей, ухаживает за комнатными растениями. Понимает красоту только полезных растений, и то только цветущих.
Средний. Ребенок различает 4-5 видов комнатных растений и 5-6 видов древесных растений и кустарников, 2-3 вида травянистых растений, 5-7 видов овощей, 3-4 видов плодово-ягодных культур, 2-3 вида грибов. При помощи воспитателя устанавливает связи между состоянием растений, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знает строение растений, умеет отличать плоды от других частей растений. При выделении не только различий, но и сходства в строении растений затрудняется. Понимает относительное деление растений на полезные и вредные. При помощи и под контролем воспитателя, ухаживает за комнатными растениями. Проявляет деятельную любовь к растениям, учится определять по их внешнему виду, чего не хватает растениям. Понимает красоту только полезных растений, умеет любоваться ими.
Высокий. Ребенок различает 5-6 видов комнатных растений и 6-7 видов древесных растений и кустарников, 3-4 вида травянистых растений, 6-8 видов овощей, 4-5 видов плодово-ягодных культур, 3-4 вида грибов. Устанавливает связи между состоянием растений, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знает строение растений, умеет отличать плоды от других частей растений. Умеет выделять не только различие, но и сходство в строении растений. Понимает относительное деление растений на полезные и вредные. Самостоятельно под незаметным контролем воспитателя, систематически ухаживает за комнатными растениями. Проявляет деятельную любовь к растениям, активно учится определять по их внешнему виду, чего не хватает растениям. Понимает красоту всех растений, умеет любоваться ими.
На основании приведенных выше критериев и в соответствии с уровнями сформированности представлений о растительном мире нами было проведено диагностическое исследование, результаты которого отражены в гистограммах и протоколах (Приложение 12,13).
Гистограмма 1
Уровни сформированности представлений о растительном мире у детей старшей группы (сентябрь 2010 уч. года)
Исследование, проведенное в сентябре 2010 года показало, что количество детей с высоким уровнем сформированности представлений о растительном мире составило 10% детей. В это же время количество детей с низким уровнем сформированности представлений о растительном мире составило 22% детей.
Гистограмма 2
Уровни сформированности представлений о растительном мире у детей старшей группы (ноябрь 2010 уч. года)
Как мы можем видеть из гистограммы, показатели в ноябре 2010 года значительно изменились по сравнению с результатами, полученными в сентябре. Так, количество детей с высоким уровнем сформированности представлений о растительном мире увеличилось на 45% и составило 55%, тогда как количество детей с низким уровнем сформированности представлений о растительном мире сократилось на 22% и составило 0%.
Таким образом, положительная динамика, прослеженная по результатам диагностического исследования, позволила нам прийти к выводу о необходимости и эффективности проводимой нами работы.
Список литературы
1. Абдуллаев З. Экологическое отношение и экологическое сознание. //Филосовские науки. -1991, N2, С. 186-190.
2. Боровская Л. А. Экологическая направленность натуралистической экскурсии в условиях города. //Начальная школа. - 1991, N8, С. 46-48.
3. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М. : Просвещение, 1991.
4. Дежкин В. Беседы об экологии. - М. : Молодая гвардия, 1975.
5. Дре Ф. Экология. - М. : Атомиздат, 1976.