Наталья Аминева
Экологический проект «Удивительный мир природы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Удивительный мир природы»
Содержание
1. Краткая аннотация 4
2. Обоснование необходимости проекта 6
3. Основное содержание проекта 7
4. Ресурсы 10
5. Партнеры 11
6. Целевая аудитория 11
7. Этапы работы по проекту. 11
8. Ожидаемые результаты 17
9. Результативность проектной деятельности 17
Публикация «Экологический проект „Удивительный мир природы“» размещена в разделах
- Проекты
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Список литературы 21
2. Краткая аннотация
Экологическое воспитание дошкольников — новое направление в теории и практике воспитания и обучения, актуальность которого диктуется современными условиями и необходимо вести на базе научно обоснованной методологии: его содержание, условия, формы и методы работы с детьми и взрослыми должны быть обоснованы результатами исследований. В этой работе важное значение имеет опыт практических работников дошкольных учреждений.
В своей работе мы опирались на исследованиях Л. С. Игнаткиной, Н. Н. Кондратьевой, Н. М. Крыловой, С. Н. Николаевой, 3. П. Плохий, П. Т. Саморуковой, А. М. Федотовой, И. А. Хайдуровой и др., опыт работы Т. Градобоевой, А. Емельяненко, Л. Евстратовой, Г. Осиповой, М. Селезневой.
Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как формирование на основе экологических знаний бережного и заботливого, осознанно правильного отношения к природе, которое должно проявляться в поведении детей.
В соответствии с новыми федеральными государственными требованиями (ФГТ, организация воспитательно-образовательного процесса происходит не через систему непосредственной образовательной деятельности, а через другие формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. ФГТ вносит существенные изменения в обучение и воспитание дошкольников, основанные на взаимосвязанных частях: совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей. В соответствии с ФГТ, разработаны направления на создание оптимальных условий развития детей, реализации права ребенка на доступное и качественное образование [1].
Ребенок должен осознавать, что каждое растение - это живой организм. Для нормальной жизнедеятельности он нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве для обитания. Живой организм живет, удовлетворяя свои потребности, растет, развивается, размножается [11, с. 115].
О лесе, парке, луге, водоеме, болоте и т. д. нужно дать знания как об экосистеме—сообществе, образованном живыми организмами и средой их обитания, в котором экологические компоненты соединены между собой причинно-следственными связями, обменом веществ. Экосистема может быть как природным, так и природно-антропогенным комплексом (парк). В процессе знакомства с любой экосистемой нужно дать знания о цепях питания, когда одни живые существа питаются другими, а в итоге складывается равновесие. Эти знания помогут осознать, что в дикой природе все взаимосвязано пищевыми цепями, нарушение одного звена в цепи может вызвать гибель многих живых существ.
У детей должны быть знания о том, как человек использует природу, заботится о сохранности ее, а также и об отрицательном влиянии деятельности людей.
Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной связи с воспитанием эмоционально-положительного отношения к природе, которое должно проявляться в активной деятельности, в поступках детей. Детям необходимо овладеть умениями по уходу за растениями и животными. Все трудовые операции должны быть осознанными. Ребенок должен ясно представлять, что нужно делать, для чего (какие потребности живого организма должны удовлетворяться, как делать, какой результат будет получен [16, с. 84].
Воспитателю необходимо постоянно учить детей видеть красоту, уникальность и совершенство в каждом живом организме и подчеркивать, что живое живет только один раз, погибшее растение или животное восста-новить нельзя.
3. Обоснование необходимости проекта
Исследования и личный опыт работы с дошкольниками убеждают, что легче решается задача формирования знаний и значительно труднее - воспитание устойчивого бережного отношения, которое проявлялось бы не только в суждениях ребенка, но и в его поступках.
Мир природы обширен, многообразен и динамичен. Дети ежедневно встречаются с разными явлениями и объектами живой и неживой природы.
Мы убеждены, что экологическое воспитание не может осуществляться путем какого-то одного средства и в течение небольшого отрезка времени, например, только через систему занятий в старших группах. Оно должно проводиться систематически, начиная с младшей группы, и в тесном контакте с родителями и школой, где будут учиться воспитанники детского сада. В этом мы и видим основную проблему нашего исследования.
В связи с актуальностью данного направления нами был разработан и внедрён проект «Мы познаем растительный мир».
4. Цели и задачи проекта : выявить условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о растительном мире.
Задачи:
1. Уточнять, систематизировать и углублять знания детей о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды.
2. Формировать знания о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие).
3. Формировать представления о причинно – следственных связях внутри природного комплекса.
4. Развивать эмоционально – доброжелательные отношения к объектам природы в процессе общения с ними.
5. Формировать умения и навыки по уходу за растениями.
6. Воспитывать заботливое отношение к природе путём систематического, целенаправленного общения с окружающим миром.
7. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
5. Основное содержание проекта
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.
В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.
«Ребенок не есть уменьшенная копия взрослого», — писал более 130 лет назад русский ученый С. Ф. Хотовицкий. И действительно, организм ребенка во многом отличается от организма взрослого человека. Ребенок более податлив, «пластичен», на него сравнительно легко влияют и в хорошую, и в дурную сторону разные воздействия окружающей среды. И чем меньше ребенок, тем легче на него воздействовать. Как писал А. В. Луначарский, «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть и взрослого — ломать» [19, с. 85].
Чтобы разумно влиять на ребенка и «лепить» из него здорового, гармонично развитого человека, надо организовать воспитание и уход за ним, исходя из особенностей детского организма.
Дети дошкольного возраста по-разному ощущают (сопереживают) растительный и животный мир природы.
При низком уровне развития ощущений они могут не различать понятия «живая» и «неживая природа», делят растения и животных на «плохих» (вредных) и «хороших» (полезных); при необходимости неохотно оказывают им помощь, часто совершают отрицательные поступки по отношению к неизвестным или вредным, по их мнению, животным. При среднем (индифферентном) уровне развития дети различают эти понятия, но равнодушны к природе, или это отношение утилитарно, сообразуется лишь с полезностью ее для самого ребенка. Отрицательных поступков дошкольник при этом не совершает, но и не проявляет внимания к растению или животному. При высоком (положительном) уровне развития сопереживания дети четко различают понятия «живая природа», «неживая», высказывают мнение о единстве человека и природы. Интерес к объектам природы у них устойчив. Они проявляют сочувствие, желают помочь любому растению, животному. Правда, таких детей немного, но даже их небольшое число позволяет предположить, что при определенных условиях у детей старшего дошкольного возраста может быть сформировано устойчивое, сознатель-ное, сочувственное и заботливое отношение к живой природе.
Первоначальный анализ анкетирования родителей и диагностики детей раскрыл основные причины, препятствующие эффективному экологическому воспитанию, а именно недостаток у детей знаний о растительном мире, недостаточное оснащение предметно-развивающей среды, низкий уровень компетентности родителей по данному вопросу, отсутствие личностно-ориентированного подхода с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Этапы работы по проекту.
1. Организационный (сентябрь 2010)
-выбор темы проекта и его разработка.
-изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме.
-подбор материала по теме.
-разработка анкет для родителей по определению необходимого объема знаний детей старшей группы.
-разработка перспективного плана по формированию представлений о растительном мире через использование занимательных игр и упражнений, трудовой и опытно-экспериментальной, совместной и самостоятельной деятельности детей старшей группы.
-разработка перспективного плана сотрудничества с родителями по теме проекта.
-разработка консультаций для родителей и педагогов.
2. Диагностический (сентябрь 2010)
Мероприятия
1. Выявить уровень сформированности представлений о растительном мире у детей.
2. Отследить динамику уровня сформированности представлений о растительном мире у детей через различные виды деятельности.
3. Анкетирование родителей с целью определения выбора тем консультаций и мероприятий.
3. Практический (Октябрь - Ноябрь 2010)
Мероприятия
1. Реализация перспективных планов работы с детьми старшей группы.
2. Дополнение предметно-развивающей среды
3. Разработка консультативного и наглядного материала для родителей.
4. Организация выставок совместного творчества детей и родителей группы.
5. Организация выставки методической литературы для родителей по теме проекта.
6. Организация и совместное проведение педагогического тренинга для воспитателей МБДОУ.
4. Обобщающий (Ноябрь 2010)
Мероприятия
1. Обобщение итогов работы с детьми и родителями.
2. Анализ эффективности работы.
3. Разработка методических рекомендаций, буклетов.
4. Подготовка презентации проекта.
5. Составление картотеки игр и упражнений по формированию представлений о растительном мире у детей.
5. Внедренческо-презентативный (Ноябрь 2010)
Мероприятия
Презентация проекта «Удивительный мир природы».
1. по формированию представлений о растительном мире у детей.
2. Участие в проведении семинара-практикума «Экологическое пространство в группах старшего дошкольного возраста» (Приложение 16) для воспитателей групп.
Механизм реализации проекта «Удивительный мир природы»
в образовательном учреждении предусматривает:
1. Совершенствование развивающей среды и материально-технической базы. Накопление природного и бросового материалов, приобретение дидактических игр, оформление информационных стендов для родителей.
2. В личносто-ориентированной модели утверждается личностно гуманный взгляд на ребенка. Сущность этого взгляда в том, что ребенок хочет и может учиться, что важно поддерживать его «хочу» и укреплять его «могу». Главная задача - организовать детей и вовлечь их в активный процесс, в ходе которого дети ощущают свой рост, радость творчества, совершенствования.
4. Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего.
5. Тесное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса улучшит качество результатов работы: администрация ДОУ, педагог – психолог, воспитатели, педагоги дополнительного образования.
Работу мы начали с обогащения предметно - развивающей среды.
С этой целью были дополнены центры развития: игровой центр, центр художественного творчества, центр здоровьесберегающих технологий, уголок живой природы.
Для обогащения центра природы провели акцию по сбору природного материала «Дары природы».
В соответствии с поставленными задачами разработали перспективный план работы по проекту. Работа проводилась в разных направлениях: в совместной, самостоятельной, непосредственной образовательной, трудовой, опытно-экспериментальной, игровой деятельности, а так же в сотрудничестве с родителями.
В своей работе мы использовали различные дидактические игры и упражнения, которые подбирались в соответствии с изучаемой темой.
6. Ресурсы
Для реализации педагогического опыта необходимо следующее ресурсное обеспечение:
1. Кадровые ресурсы: администрация ДОУ, специалисты сопровождения: педагог-психолог, музыкальный руководитель, социальные партнёры.
2. Научно-методические ресурсы: методическая литература, публикации, авторские проекты педагогов ДОУ, узких специалистов, программы и методические разработки педагогов и специалистов по проблеме экологического воспитания дошкольников, использование ИКТ.
3. Материально-технические ресурсы: кабинет заместителя заведующего по научной работе, групповая комната с центрами развития, консультативный кабинет педагога-психолога, кабинет психологической релаксации, музыкальный зал.
4. Информационные ресурсы: сеть интернет, использование печатной продукции, сайт образовательного учреждения, электронная почта, методическая копилка воспитателя, специальные периодические издания, материалы работы городского методического объединения образовательных учреждений города.
7. Партнеры
- Участники образовательного процесса учреждения.
- Социальные партнеры: детские сады и школы города, социальные учреждения.
8. Целевая аудитория
Проект предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Состав группы предполагает участие 22 детей старшего дошкольного возраста (от5 до 6 лет).
Работа по проекту проводится ежедневно в течение трех месяцев (в режимных моментах, совместной и самостоятельной деятельности, через трудовую, опытно-экспериментальную деятельность, использование дидактических, подвижных игр.
9. План работы с детьми по формированию представлений о растительном мире
Содержание Задачи Формы проведения, методы, приемы Время проведения
«Путешествие в осенний лес» (Приложение 1)
формировать знания детей о растительном мире через игры экологического характера;
- закрепить знания детей о деревьях, лекарственных растениях;
- показать зависимость всего живого от растительного мира; НОД Сентябрь
«На свету и в темноте» (Приложение 5)
Закреплять знания детей о том, что растению необходим свет. О его роли в жизни растений. Экспериментирование Сентябрь
«Лес, сад, огород» (Приложение 6)
Закреплять представления детей о дифференцированных условиях произрастания растений, развивать логическое мышление, внимание. Экологическая игра Сентябрь
«Путешествие семечка» (Приложение 7)
Формировать конкретные представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособленность семян к распространению. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений.
Экологическая сказка Сентябрь
«Может ли растение дышать» (Приложение 5)
Закреплять знания детей о том, что растению необходим воздух. О его роли в жизни растений. Экспериментирование Октябрь
«С водой и без воды» (Приложение 5)
Систематизировать знания детей о природе. Воспитывать эстетическое восприятие природы, любовь к ней
Экспериментирование Октябрь
«Детки на ветке»
(Приложение 6)
Развивать представления детей о жизни леса, деревьев, растущих в лесу; расширять экологический кругозор детей. Экологическая игра Октябрь
"В гостях у Гриба-Лесовика" (Приложение 9)
Закреплять у детей знания о природе нашего края. Формировать положительное отношение к природным объектам. НОД Октябрь
«Лекарственные растения» (Приложение 10)
Формировать конкретные представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособленность семян к распространению. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений. Беседа Ноябрь
Д/и «Что где растет» (Приложение 6)
Закреплять знания детей о фруктах и овощах; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами; группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления. Экологическая игра Ноябрь
Наблюдение за березой (Приложение 11)
Продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года;
воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы. Наблюдение Ноябрь
Опыт «Поглощение воды растениями» (Приложение 5)
Познакомить детей с процессом поглощения воды растениями. Экспериментирование Ноябрь
10. Ожидаемые результаты
1. Повышение уровня знаний о растительном мире.
2. Развитие познавательных процессов: мышление, память, внимание.
3. Развитие эмоциональной сферы детей.
4. Активность и самостоятельность детей.
5. Повышение педагогической культуры родителей по вопросам экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
11. Результативность проектной деятельности
Критерии сформированности представлений о растительном мире у детей старшего дошкольного возраста
Знания детей о
растениях Действие по
уходу за растениями Причинно-
следственные связи
Комнатные растения:
бегония, хлорофитум,
зигокактус, комнатный клен.
цессус, кливия, вьющийся
плющ, луковичные, кактусы.
фиалка. Деревья: ель, осина,
берёза, сосна, кедр, тополь,
лиственница, дуб.
Кустарники: малина.
шиповник, черника, брусника,
голубика, смородина,
калина,сирень. Травянистые
растения: ромашка,
одуванчик, подорожник,
крапива, мать-и-мачеха,
тюльпан, колокольчик.
Фрукты: яблоко, груша.
слива, вишня, абрикос.
персик. Овощи: огурец.
помидор, морковь, лук,
капуста, чеснок, тыква.
картофель, свекла., кабачки,
баклажаны. Ягоды: малина,
смородина, брусника,
черника, клюква, клубника,
крыжовник, морошка.
Грибы: белый. маслята,
мухомор, подберёзовик.
лисички, опята. Дети должны
самостоятельно
рассматривать
растения, замечать
их неблагополучные
состояния
(засыхающие листья,
бледную окраску.
вытянутые листья,
стебли).
Обнаруживать
недостаток условии
для их жизни (сухую
землю) сообщают
воспитателю о
замеченных
неполадках.
устраняют их,
участвует в
выращивании
растений для
животных, цветника
и огорода. Дети должны
устанавливать связи
между сезонными
явлениями и ростом
растений. Дети должны
знать стадии роста и
развития растений.
Уровни сформированности представлений о растительном мире у детей
Старший дошкольный возраст
Низкий. Ребенок различает 2-3 вида комнатных растений и 4-5 видов древесных растений и кустарников, 1-2 вида травянистых растений, 3-5 видов овощей, 1-2 вида плодово-ягодных культур, 1-2 вида грибов. При помощи воспитателя пытается устанавливать связи между состоянием растений, средой обитания и соответствием условий потребностям, но при этом путается и делает ошибки. Не умеет отличать плоды от других частей растений. Понимает относительное деление растений на полезные и вредные. Под контролем воспитателя и при помощи других детей, ухаживает за комнатными растениями. Понимает красоту только полезных растений, и то только цветущих.
Средний. Ребенок различает 4-5 видов комнатных растений и 5-6 видов древесных растений и кустарников, 2-3 вида травянистых растений, 5-7 видов овощей, 3-4 видов плодово-ягодных культур, 2-3 вида грибов. При помощи воспитателя устанавливает связи между состоянием растений, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знает строение растений, умеет отличать плоды от других частей растений. При выделении не только различий, но и сходства в строении растений затрудняется. Понимает относительное деление растений на полезные и вредные. При помощи и под контролем воспитателя, ухаживает за комнатными растениями. Проявляет деятельную любовь к растениям, учится определять по их внешнему виду, чего не хватает растениям. Понимает красоту только полезных растений, умеет любоваться ими.
Высокий. Ребенок различает 5-6 видов комнатных растений и 6-7 видов древесных растений и кустарников, 3-4 вида травянистых растений, 6-8 видов овощей, 4-5 видов плодово-ягодных культур, 3-4 вида грибов. Устанавливает связи между состоянием растений, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знает строение растений, умеет отличать плоды от других частей растений. Умеет выделять не только различие, но и сходство в строении растений. Понимает относительное деление растений на полезные и вредные. Самостоятельно под незаметным контролем воспитателя, систематически ухаживает за комнатными растениями. Проявляет деятельную любовь к растениям, активно учится определять по их внешнему виду, чего не хватает растениям. Понимает красоту всех растений, умеет любоваться ими.
На основании приведенных выше критериев и в соответствии с уровнями сформированности представлений о растительном мире нами было проведено диагностическое исследование, результаты которого отражены в гистограммах и протоколах (Приложение 12,13).
Гистограмма 1
Уровни сформированности представлений о растительном мире у детей старшей группы (сентябрь 2010 уч. года)
Исследование, проведенное в сентябре 2010 года показало, что количество детей с высоким уровнем сформированности представлений о растительном мире составило 10% детей. В это же время количество детей с низким уровнем сформированности представлений о растительном мире составило 22% детей.
Гистограмма 2
Уровни сформированности представлений о растительном мире у детей старшей группы (ноябрь 2010 уч. года)
Как мы можем видеть из гистограммы, показатели в ноябре 2010 года значительно изменились по сравнению с результатами, полученными в сентябре. Так, количество детей с высоким уровнем сформированности представлений о растительном мире увеличилось на 45% и составило 55%, тогда как количество детей с низким уровнем сформированности представлений о растительном мире сократилось на 22% и составило 0%.
Таким образом, положительная динамика, прослеженная по результатам диагностического исследования, позволила нам прийти к выводу о необходимости и эффективности проводимой нами работы.
Список литературы
1. Абдуллаев З. Экологическое отношение и экологическое сознание. //Филосовские науки. -1991, N2, С. 186-190.
2. Боровская Л. А. Экологическая направленность натуралистической экскурсии в условиях города. //Начальная школа. - 1991, N8, С. 46-48.
3. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М. : Просвещение, 1991.
4. Дежкин В. Беседы об экологии. - М. : Молодая гвардия, 1975.
5. Дре Ф. Экология. - М. : Атомиздат, 1976.