валентина петровна яушкина
Экологический проект во второй младшей группе «Стань другом природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №42»
«Стань другом природе»
Подготовила:
Яушкина В. П., воспитатель
Саранск, 2024.
Тема проекта : Проект по экологическому направлению «Стань другом природе» в работе с детьми младшего возраста.
Темочки:
Автор проекта : Яушкина В. П.
Участники проекта : дети, родители, педагоги.
База исследования проекта : вторая младшая группа №4.
Сроки реализации проекта : 28 сентября-28 ноября
Вид проекта : краткосрочный (60 дней)
Тип проекта : познавательно-игровой
Актуальность проекта : Экономика области испытывает необходимость во внедрении новейших природоохранительных технологий. Эффективность природоохранительных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно актуально это для подрастающего поколения.
Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение в природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, которая существует в любом промышленном городе, воспитания трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое, исследовать и экспериментировать.
Новизна проекта : Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагогов, детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности (тематические мини - проекты, выстроенной согласно датам Международного экологического календаря. Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, личностную включённостью детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость, дающую бесспорные положительные результаты.
Гипотеза проекта : Если в детском саду будут обеспечены благоприятные условия для воспитания гуманного отношения к природе с учетом возрастных особенностей дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку почувствовать чужую боль как свою собственную, то будут достигнуты высокие результаты в социально – нравственном развитии детей.
Цель проекта : формирование системы осознанно – правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, основ экологической культуры у выпускников ДОУ.
Задачи проекта :
Образовательные.
Формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека, усвоение азов экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы.
Цель: формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
Развивающие.
Развивать осознание ребёнком себя как части природы, понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», что нельзя уничтожать то, что не возможно создать.
Цель: развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
Воспитательные.
Воспитывать у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы через практическую природоохранную деятельность, эмоционально - положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость.
Цель: воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края.
Интеграция образовательных областей:
Социально - коммуникативное развитие - направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности;
Познавательное развитие - предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;
Речевое развитие - включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Предварительная работа:
Подготовка к внедрению проекта.
-Подобрать методическую литературу по теме.
-Подобрать художественную литературу для чтения детям.
-Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.
-Информационный материал для родителей.
-Составить перспективный план мероприятий.
-Разработать тематический досуг для детей «День Земли».
-Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).
Методы и приемы реализации проекта :
Социально-коммуникативное развитие.
Дидактические игры: «Кому что нужно?», «Кто чем питается?», «Найди домик», «Поможем растению», ««Что изменилось», «Что где растёт?», «Кто быстрее найдёт», «Когда это бывает?».
Игровая ситуация: «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу», «Разбери мусор», «Как правильно вести себя в природе».
Трудовая деятельность:
Совместный труд воспитателя и детей по уходу за растениями в группе.
Уборка территории детского сада. Сбор семян цветущих растений с клумб.
Познавательное развитие.
- Наблюдение за деревьями, листопадом;
- наблюдение за птицами, прилетающими на участок, их поведением;
- рассматривание иллюстраций об осени, осенних явлениях; рассматривание осенних листьев;
- ознакомление детей с поговорками, загадками о природе, животных, растениях, природных явлениях;
- наблюдение за неживой природой, изменениями, происходящими с наступлением осени;
- рассматривание иллюстраций на тему охраны природы;
- рассматривание плаката на тему «Как вести себя в лесу?».
- рассматривание картин «Лес», «Луг», «Пруд».
- опыты с водой и землёй. «Посев семечка», «Откопай разгадку», «Растения пьют воду».
Рассказ воспитателя. Праздник «Синичкин день», «Наш дом, наша планета -её надо любить и беречь».
Развивающие игры. «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки», «Путаница».
Речевое развитие.
Словесные игры: «Как это было», «Волшебный мешочек», «Домино», «Мир вокруг нас», «Что было, что будет», «Опиши, я отгадаю», «Узнай животное по описанию», «Кто в домике живёт?», «Кто что ест и как кричит?».
Беседы с детьми по темам: О значении почвы и воды в жизни всего живого», «Как вести себя в природе», «Мы друзья природы».
Пословицы и загадки о осени, земле.
Чтение и рассматривание иллюстраций энциклопедии «Животный мир».
Чтение художественной литературы:
Л. Толстой «О. Муравьях».
Соколов-Микитов «Листопадничек».
Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».
А. Блок «На лугу».
Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата».
М. Пришвин «Разговор деревьев».
В. Зотов «Береза», «Дуб».
Просмотр диафильмов и мультфильмов.
Н. Калинина «Загадки воды».
Н. Притулина «Подарок Ёжика».
Сказки народов Советского Союза «Отчего? Почему? Как?».
«Как козлик Землю держал».
К. Паустовский «Барсучий нос».
Е. Марысаев «Медвежкина мама».
Художественно - эстетическое развитие.
Коллективная аппликация «Берёзка», «Красивый букет рябинки».
Рисование «Осенние листочки», «Ветка с листочками», «Расцвели красивые цветы» ,»Яркое солнышко».
Лепка с исп. бросового материала «Чашечки для зайчат», пластилинография «Веточка рябины».
Экологический праздник «Синичкин день».
Прослушивание: «Звуки природы», «Звуки леса», «Звуки птиц».
Изучение песен: «Листик желтый», «Дождик, дождик», «Осень пришла».
Прослушивание музыкальных произведений по теме проекта.
Физическое развитие.
Подвижная игра: «У медведя во бору», «Поймай комара», «Лягушки и цапля». Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках», «Кто быстрей?».
Физкультминутка: «Животные в лесу», «Божья коровка».
Игровые упражнения: «К дереву беги», «Звери вышли на зарядку».
Развивающая среда.
Альбомы для рассматривания «Времена года», «Дикие животные», «Растения», «Насекомые», «Цветы» и др.
Дидактические игры «Когда это бывает?», «Мир растений», «Что сначала, что потом».
Плакат «Птицы нашего края», «Животные».
Раскраски «Времена года», «На лугу», «Кто живет в море?», «Кто живет в лесу?» и др. ,
Лото «Мир животных», «Птицы», «Кто где живёт?».
Взаимодействие с родителями.
Домашнее задание для родителей и детей:
«Краски осени» - конкурс рисунка и поделки.
Создание альбома «Берегите Землю».
Анкетирование «Экологическое воспитание дошкольников», «Экологическое образование в семье».
Консультация для родителей и оформление папки – передвижки «Прикоснись к природе сердцем!».
Ресурсное обеспечение проекта
Ожидаемые результаты:
У детей сформируются:
- экологические знания, экологическая культура;
- сознание важности природоохранных мероприятий;
- навыки правильного поведения в природной среде;
- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе;
- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности.
У родителей:
- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;
- гармонизируются детско-педагогические отношения;
- повысится уровень экологической культуры личности.
У педагогов:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.
Поэтапный план реализации проекта :
I этап – подготовительный (28 -30 сентября) :
Составление перспективного плана проведения НОД и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников.
Подбор программно – методического материала по направлению работы.
Совершенствование развивающей среды.
Подбор и изготовление дидактических игр на экологическую тему.
Работа с родителями: Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома, проведение консультаций, изготовление дидактических игр на экологическую тему, привлечение родителей к покупке семян многолетних цветов, саженцев.
II этап – основной (октябрь – ноябрь) :
Формы работы по реализации проекта
Наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе.
Цикл бесед на тему «Наш дом – природа».
Познавательное чтение.
НОД «Осенний лес»
Экологические, подвижные, дидактические, театрализованные игры, игры-путешествия, игры – инсценировки.
Создание альбома: «Раститения нашего края»
Рисование на тему «Мой цветущий детский сад», «Осенние листочки», «Поможем птицам».
«Вторая жизнь упаковки» (детские работы из бросового материала) .
«Маленькие помощники» (уборка сухих листьев).
«Вишню, яблоньку и сливу посадили мы в саду» (посадка плодовых деревьев) .
Размещение плакатов на информационных стендах : «Природу края береги».
Работа с родителями: привлечение родителей к созданию альбомов «Растения нашего края», «Берегите природу», составление «писем растению».
III этап – завершающий _(ноябрь) :
Обобщение результатов работы по экологическому проекту "Стань природе другом".
Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми.
Вывод:
Проект предназначен для детей (3-4 лет) и рассчитан на 60 дней. Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам.
Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил педагогов, родителей и детей в деле воспитания будущих граждан страны в целом.
Список литературы:
Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - ( Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников : Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
Ковинько, Л. В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с. : ил.
Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
Луконина, Н. Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н. Н. Луконина, Л. Е. Чадова. - Москва: Айрис- пресс, 2002. - 240с. : ил. - (Внимание, дети).
Мазильникова, Н. Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н. Н. Мазильникова, С. В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.