Мележик Татьяна Николаевна
Экологический проект в средней группе «Поможем птицам перезимовать»
Вид проекта: групповой, информационно практико ориентированный, долгосрочный.
Срок проведения: ноябрь2021г. – март 2022 г.
Участники проекта: дети средней группы, родители и педагоги.
Цель:
Закрепить представления детей о зимующих птицах Утриша, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи:
1. Прививать заботливое отношение к птицам, желание содействовать в трудных зимних условиях.
2. Обогащать знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц.
3. Вызвать желание помочь нашим крылатым братьям меньшим в зимнюю стужу.
Публикация «Экологический проект в средней группе „Поможем птицам перезимовать“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
4. Учить детей правильно их подкармливать.
5. Мотивировать родителей на взаимодействие с детьми с целью их эмоционального комфорта.
Ожидаемый результат:
У детей сформирована система знаний о зимующих птицах;
Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.
Появилось желание у детей подкармливать птиц в зимнее время года.
Актуальность проекта:
Зима пришла, холодное время года. Она навела порядок в лесах. Все в ней сияет и сверкает. Надел деревья в теплые шубы, укрыл леса теплым белым покрывалом, а для птичек это самое тяжелое время года, зима. Особенно во время морозов, снегопадов и вьюг. И даже в холодную погоду пернатые могут выжить при одном условии. если у них будет достаточно еды. С наступлением зимы птички держатся поближе к домам человека. Как вы думаете, почему? Зимой птицы боятся не столько холода, сколько голода. Но люди могут помочь им выжить, как?
Создание проблемной ситуации.
Послушайте сказку:
В одном королевстве есть загадочный Утришский заповедник. Тихо в лесу зимним утром.
В этом лесу растет много разных деревьев: сосна, можжевельник, липа, ясень, самшит и даже фисташка. А в том лесу живет много красивых птиц: змеееды, зимородки, щеглы, дятлы, воробьи, сойки, голуби, овсянки, снегири, синички, свиристели, соловьи и многие другие птицы. Есть в заповеднике и птицы, занесенные в Красную книгу: чернозоба гагара, кудрявый пеликан, морской голубь, ходулочник и другие. Все они жили дружно, весело прыгали с ветки на ветку, ловили разных насекомых, червей и пели песни.
И вдруг однажды на Утрише появилась волшебница. Она была одета в белое, от нее веяло холодом. Все ее называли Зима. И вот Волшебница Зима говорит:
– Я волшебница Зима. Я принесла с собой снег и скоро покрою им всю землю. Снег укроет весь лес белоснежным покрывалом. А потом придет мой брат Дед Мороз и заморозит весь заповедник Утриш. Зимушка махнула рукавом, и с деревьев посыпались листья. Она снова махнула рукавом, и с неба посыпался белый пушистый снег.
Земля, кусты, деревья были покрыты белым покрывалом. На зелёных лапах елей и сосен лежат пухлые подушки снега. Солнце светило, но не грело. Пауки, жуки и мошки быстро прятались под корой деревьев.
Стало холодно пернатым. Они начали думать, что делать дальше. Соловьи и жаворонки предлагали улететь от холодной зимы в теплые края. Снегири, синицы, воробьи, напротив, предлагали остаться и перебраться поближе к добрым людям. Пташки долго спорили, но не могли договориться и каждая из них делала это по-своему. В теплые края улетели соловьи, жаворонки, а другие птицы воробьи, голуби остались возле людей.
– Спросила волшебница. Ну что птички… меня боитесь?
– Нет, Волшебница Зима, мы тебя не боимся. Мы будем попрыгать по ветвям и распушим перья и нам не холодно - сказали пернатые друзья.
- А что вы будете есть? все пауки и жуки скрылись. Ну давай же… тоже улетайте в теплые края.
– Мы, не улетим – сказали они. Мы найдем себе ягоды и семена.
Волшебница зима еще больше морозов нагоняет. Пташки стали очень голодными. Они летают холодные, голодные. Что делать? семян из-под снега не достать и ягод совсем не осталось. птицам стало грустно. Они летают повсюду в поисках пищи. Их перья обтрескались, у них совсем не осталось сил.
Довольная волшебница зима.
– А что я говорила, еды для вас здесь нет….
Методы реализации проекта:
Познавательная деятельность
Речевая деятельность
Художественная деятельность
Игровая деятельность
Экспериментальная деятельность
Трудовая деятельность
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап:
Обсуждение задач и цели с детьми и родителями. Создание необходимых условий для реализации проекта. Разработка и накопление методических материалов по проблеме. Оформление картотеки загадок, стихов, поговорок о птицах. Оформление книжного уголка (подбор книг о птицах) Консультации для родителей, анкетирование. Создание условий для реализации проекта.
2. Практический этап:
Введение в образовательный процесс действенных методов и приёмов по расширению знаний детей о зимующих птицах.
Познавательное развитие:
Беседы:
«Чем питаются пернатые» Цель: Углубление знаний о зимующих птицах.
«Птицы зимой» Цель: Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами
«Удивительный мир птиц» Цель: формировать представления о зимующих птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру птиц, любознательность.
«Следы птиц» Цель: на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни
«Интересное из жизни птиц» с просмотром презентаций,
беседа «Почему птиц стало меньше?» - выяснить причину отлета птиц, пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много.
Развитие речи:
Сравнительное наблюдение снегиря и синицы;
Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц;
Чтение художественной литературы:
А. Яшин «Покормите птиц», Н. Рубцова «Воробей» , Л. Воронкова «Птичьи кормушки»,
В. Звягиной «Воробей»,Т, Евдошенко «Берегите птиц», Ю. Никонов «Зимние гости», стих О. Григорьевой «Синица» Цель: развитие чувства заботы и переживания, о зимующих птицах.
Дидактические игры:
-«Кто куда летит» Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах; развивать речь детей, обогащать их словарь.
-«Чьи перья?» Цель: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам.
-«Кто чем питается» Цель: закрепить знание детей о питании птиц; устанавливать связь между. исчезновением корма и отлётом птиц, отличия в питании.
-«Назови ласково» Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.
-«Сколько птиц» Цель: формировать грамматические категории, образование существительных в родительном падеже.
-«Угадай по описанию» Цель: способствовать закреплению знаний детей о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.
-«Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?» Цель: Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края.
-«Дорисуй птицу» Цель: воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь.
-«Рассмотри и назови» Цель: развитие зрительной и слуховой памяти и мышления, активизация словаря детей.
Подвижные игры:
«Совушка» Цель: учить внимательно слушать команду воспитателя.
«Воробушки и автомобиль» Цель: развивать ловкость, быстроту, выполнять характерные движения по содержанию игры.
«Перелёт птиц» Цель: упражнять в беге, закреплять умение соблюдать правила игры.
«Птички в гнёздышках»
Физкультминутка.
Руки подняли и помахали-
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тихо покажем-
Крылья сложили назад.
Рисование:
«Снегири на ветке» Цель: совершенствование умения детей передавать в рисунке образ птиц – снегирей.
Лепка:
«Птички на кормушке» Цель: учить детей передавать образ птицы путем использования разнообразных способов лепки.
Музыкальная деятельность:
Прослушивание аудиозаписи с голосами птиц Цель: Развивать музыкальный слух детей, учить интонировать под музыку.
Просмотр видео фильмов и мультфильмов.
Опытно-исследовательская деятельность:
Во время кормления наблюдение за поведением птиц.
Выявление птиц, которые залетают на территорию детского сада.
Экспериментирование:
«Исследование птичьего пера» - научить обследовать предмет, закрепить знания о птицах.
Трудовая деятельность
Расчистка от снега кормушек, кормление птиц.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду.
Работа с родителями:
Рекомендации по прочтению художественной литературы о зимующих птицах.
Рекомендации по изготовлению кормушек.
Оформление папки-передвижки «Зимующие птицы нашего края».
Консультация о способах взаимодействия детей с объектами природы.
Выучить стихотворение о зимующих птиц.
Памятка «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
Буклеты «Об этом нужно помнить!»
Анкетирование родителей.
Анкетирование
Цель: выяснить, какой корм приобретается в магазинах, и куда родители вместе с детьми ходят подкармливать птиц.
В анкетировании приняли участие 23 родителя. Участникам анкетирования были заданы следующие вопросы:
1. Покупаете ли вы корм в магазинах? Какой?
2. Куда Вы ходите или ездите подкармливать птиц?
3. Если не покупаете корм в магазинах, то каких птиц и чем кормите?
3. Заключительный этап:
Подготовка птичьей столовой на территории детского сада.
Подготовка выставки готовых кормушек.
Фотосъемка кормушек и их создателей.
Заключение
Данный проект помог сформировать у детей правильное представление о птицах. В ходе работы над проектом воспитанники научились различать зимующих и перелетных птиц, узнали чем питаются эти птицы. Прослушали голоса птиц, просмотрели мультфильмы о птицах.
Также была проведена работа с родителями: консультации, буклеты и памятки.
Таким образом, данный проект является важным звеном в экологическом воспитании дошкольников.