Людмила Соколова
Экологический проект «Береги свою планету» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Росиночка» г. Тамбова
«Береги свою планету»
Для детей 4-5 лет
Воспитатель 8 группы:
Соколова Л. В.
2017 год
Пояснительная записка.
Г. А. Ягодин:
«Мы должны вновь и вновь задавать себе извечные вопросы:
Кто мы?
Дети природы или её властелины? Зачем пришли в этот мир? Потреблять или создавать?»
Публикация «Экологический проект „Береги свою планету“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
А. Сент-Экзюпери:
«Мы в ответе за тех, кого приучили».
Мы - хозяева нашей природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным - лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее - наша главная цель. Давайте ее беречь!
Лес – это краса нашей Земли. Он даёт нам кислород, древесину. В нём живут птицы и различные животные. Леса охраняются законом, но некоторые люди вырубают их необдуманно. Много срубленных деревьев пропадает зря. Не всегда вместо вырубленных деревьев сажаются новые. Из-за этого лесов остаётся всё меньше и меньше. Побывав в лесу, люди иногда оставляют костры зажжёнными. Из-за этого часто случаются пожары. Целые лесные массивы сгорают от неосторожности людей. Погибают миллионы растений. Среди них очень много редких, нигде больше не встречающихся. Когда сгорает лес, то животным приходится уходить. Из-за этих вечных переходов животные иногда погибают, если им, конечно, удаётся выбраться из огня. Люди вкладывают огромные деньги в фонды по защите лесов. Но многие растения и животные уже стёрты с лица Земли.
Актуальность проекта.
Сегодня главное условие существования человека в окружающем мире – это установление правильных отношений между его системами, осознание их взаимосвязи и влияние их друг на друга. Ни для кого не секрет, что в последнее время эти взаимосвязи заметно нарушились. Этому свидетельствуют глобальные экологические катастрофы последних лет. В связи с хозяйственной деятельностью человека постоянно меняются условия окружающей среды. Природа и растительный мир в частности претерпевают все большие изменения. Рост транспорта и городских хозяйств, как следствие - выброс отходов разного рода. Неразумное, недальновидное, хищническое использование природных ресурсов, а также массовый отдых на лоне природы – все это приводит к уничтожению природы: загрязнению воздуха, почвы, воды, вытаптыванию травянистых растений, поломке деревьев, кустарников, замусориванию растительных сообществ, и просто к уничтожению отдельных видов растений и животных.
Экологическое воспитание - процесс формирования осознанного гуманно-деятельного отношения к природе, включающего интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты, обеспечивающие нравственную позицию ребенка, которая проявляется в отношении к животным и к среде их обитания. Такое поведение формируется на основе осознания дошкольниками закономерностей, существующих в природе, влияния деятельности человека на природу, понимания необходимости ее охраны. Но, прежде чем научить защищать, нужно познакомить детей с объектами природы, дать возможность понять их, полюбить, прикоснуться душой и не дать исчезнуть с лица земли нашей.
Тип проекта.
- краткосрочный
- информационно-творческий
- групповой
Сроки реализации проекта.
Реализация проекта рассчитана на 4 месяца, с февраля по май
Участники процесса.
Воспитатели средней группы №8 «Дельфинчик», дети средней группы №8 и их родители.
Направленность развития деятельности.
- комплексная (познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная, речевая, коммуникативная, трудовая, музыкальная, чтение)
Цель проекта.
Формирование доброго отношения к окружающей среде у детей дошкольного возраста через научно-познавательное, эмоционально-нравственное, практически-деятельное экологическое воспитание.
Задачи проекта.
• Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы;
• Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
• Воспитывать любовь к животному и растительному миру;
• Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
• Познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;
• Прививать любовь к родной планете, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;
• Информировать дошкольников об экологической ситуации в мире и о влиянии её на здоровье людей.
• Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
Ожидаемые результаты.
1. Проявление интереса к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе.
2. Проявление эмоциональной отзывчивости на красоту объектов природы.
3. Проявление бережного отношение к природе.
4. Сформированность элементарных экологических знаний и культуры поведения в природе.
5. Умение экспериментировать, анализировать и делать выводы
Продукт проекта.
1. Дидактические игры.
2. Панно «Живая планета».
3. Поделки из природного материала.
4. Нравственно – эстетические занятия «Прекрасное пробуждает доброе».
5. Беседы на тему: «Земля – наш общий дом», «Вода – источник жизни», Как стул появился в детском саду», «Больное дерево», «Растение – земли украшение (по пословицам)», «Добро и зло», «Весёлая компания».
6. Огород в группе
7. Аудиозаписи «Звуки природы».
8. Создание альбомов «Полевые цветы», «Природоохранные знаки», «Красная книга», «Комнатные растения»
9. Набор открыток «Что растет в огороде», «Птицы», «Звери», «Собаки»
10. Изготовление книжек-малышек о природе.
11. Аппликация «Комнатные растения», «Мимоза маме»
12. Слайд – шоу «Что нам даёт природа?», «Правила поведения в лесу», «Красная книга».
13. Создание книги «Экологическая сказка «Незабудка»
14. Трудовая деятельность: «Посадка дерева и цветов» с привлечением родителей
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительно - проектировочный этап.
Цель: Анализ образовательной ситуации в группе и создание условий для реализации проекта.
Задачи Формы работы Сроки
Разработка плана реализации проекта.
Выявить у детей имеющиеся знания о природе, степени заинтересованности детей данной темой.
Подбор учебной литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок.
Составление мониторинга.
Мониторинг детей.
1-4 недели февраля
Обогатить предметно-экологическую среду в группе для реализации проекта.
Создание экспериментальной лаборатории в группе.
Составление каталога безопасных опытов и экспериментов.
Подбор иллюстративного материала по теме. Подбор художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей, презентаций.
Подбор дидактических, словесных и подвижных игр.
Разрабатывание конспектов ООД по разным областям программы.
Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте Анкетирование родителей
Родительское собрание
3 неделя
февраля
Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, потешками, рассказами о природе, экологическими сказками усилиями педагога, детей и их родителей.
Беседы
Консультации
На протяжении всего проекта
2. Практический этап.
Цель: Апробация разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому направлению
Направленность
развития деятельности. Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей Работа с родителями
Познавательно-исследовательская
Познавательное развитие
Речевое развитие Опыты: «Секреты воды в жидком состоянии», «Секреты воды в твёрдом состоянии», «Ходит капелька по кругу», «Пар – это тоже вода», «Исследование природы с помощью органов чувств», «Дерево умеет плавать», «Отгадай на вкус», «Что любят растения».
Эксперименты: «Где быстрее испаряется вода», «Превращение пара в капельки воды», «Вода растворяет вещества», «Отражение воды».
Наблюдения: «Почему дерево плачет», «Куда исчезла лужа», «Наблюдение в группе», «Облака – белогривые лошадки», «Весенний дождь», «Куда спешат насекомые», «Почки на деревьях», «Когда поют птицы».
Рассматривание фотографий и детских иллюстрированных энциклопедий. Создание тематических альбомов: о водоёмах и водном мире; о растительном мире - цветах, деревьях; о насекомых; о птицах, о животном мире
Игровая Физическое развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые «Айболит», «Пожарники в лесу», «Служба спасения», «Лесная больница».
Подвижные игры:
«Зайцы в лесу», «Медведь что ешь?», «Кто быстрее соберёт…», «К дереву беги», «Поймай комара», «Теремок», «Гуси-лебеди»
Дидактические игры:
«Что в корзину мы берём», «Вершки – корешки», «Угадай, что в мешочке?», «Природа и человек», «Что из чего сделано?», «Что изменилось?», «Эксперты по воде», «Кому нужна вода», «Разрезные картинки», «Кто как поёт», «Третий лишний», «На что похоже облако», «Найди отражение», «Следы», «Найди снежинке пару».
Игровые упражнения:
«Буль-буль», «Дождик», «Ой, Мороз!», «Замри».
Пальчиковая гимнастика:
«Зоопарк», «Цветы», «Дождик капнул на ладошку», «Дождик, дождик, веселей!» Папка-передвижка
«Делай добро!»
Коммуникатив
ная Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Цикл нравственно – эстетических занятий «Прекрасное пробуждает доброе».
Ситуативный разговор «Как я помогаю природе».
Ситуативная беседа «Помощь людям и животным – какая она?».
Занятия с элементами психологического тренинга «Тропинка добра».
Рассказ об охране природы и помощи ей и людям.
Рассматривание картинок о хорошем и плохом поведении. Проведение мероприятия по теме «Доброта – она от века украшенье человека
Речевая Художественно-эстетическое развитие
Речевое развитие
Рассматривание картин: серия «Животные нашего леса», «Как дети спасали птиц», А. К. Саврасов «Грачи прилетели», К. Ф. Юон «Мартовское солнце», «Ранняя весна», В. М. Токарев «Весенняя сказка», П. Кончаловский «Сирень белая и розовая», И. Левитан «Одуванчики»
Беседы: «Как стул появился в детском саду», «Больное дерево», «Растение – земли украшение (по пословицам)», «Добро и зло», «Весёлая компания», «Времена года», «Для чего нужна вода», «Что я видел по дороге в детский сад» Словесная игра: «Подскажи словечко», «Когда это бывает». Изготовление книжек-малышек о природе.
Трудовая Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие Практические работы: «Полив цветов», «Посадка лука», «Посев цветов на рассаду», «Труд на участке», «Посадка и уход на клумбе». Домашнее задание «Посев цветов на рассаду для клумбы»
Продуктивная Художественно-эстетическое развитие
Рисование «Как рождается река», «Рыбки в аквариуме», «Веточка мимозы», «Весеннее дерево», «Разноцветный мир. Бабочки», «Природоохранные знаки»,
«Жираф большой – ему видней».
Аппликация «Водоёмы», «Цветы для мамы», «Домик для скворца», «Весеннее дерево», «Дождик».
Создание панно: «Земля – наш общий дом».
Создание «Красной книги» Выставка работ на темы: «Береги природу», Изготовление природоохран-ных знаков.
Выставка рисунков на тему «Мой цветущий детский сад».
Участие в конкурсе поделок
«Подари мусору вторую жизнь».
Чтение (восприятие художественной литературы) Речевое развитие Чтение произведений: Е. Трутнева «Цветы», А. Прокофьев «В лесу ночью», Е. Трутнева «Дождик», В. Танасийчук «Цепочки в лесу», сказки К. И. Чуковского «Айболит», О. Зыкова «Ветврач», Н. Сладков «Лесные мастера»
Э. Мошковская «Речка», Б. В. Заходер «Кит и Кот», М. Д. Перина «Живая вода»,
Н. Абрамцева «Сказка о тумане», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», Н. Болтачёва «Сказка о круговороте воды».
Загадки о природе.
Песенки и потешки Картотека:
загадки, пословицы, потешки, стихотворения, сказки, рассказы с картинками.
Музыкальная Художественно-эстетическое развитие
Использование музыки Прослушивание звуков природы: пение птиц, шум дождя, завывание ветра, шум водопада, шелест листьев и т. д.
3. Заключительный обобщающе-результативный этап.
Цель: Анализ уровня экологической воспитанности дошкольников
Сроки: май
Мероприятия Ожидаемый результат
Развлечение на тему: «Береги свою планету»
Выявить умения справляться с разными ситуациями владея своими знаниями.
Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта
Выявление уровня знаний по теме проектирования.
Анализ результатов диагностики дошкольников
Подтверждение актуальности реализации данного проекта
Выставка совместных работ детей и родителей на тему : «Береги природу», «Природоохранные знаки»
Выставка фоторабот по опытнической деятельности.
Создание «Красной книги»
Презентация результатов проекта
Оформление проекта
Презентация проекта
Итоги проекта.
За сравнительно короткое время реализации проекта, у детей проявился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Ребята узнали много новых видов и названий растительного и животного мира, особенности природы родного края. Они стали бережно относиться к природе, стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы и человека. Расширили представление о влиянии благоприятного психологического состояния на здоровье человека.
Овладели навыками экологически безопасного поведения в природе. Научились бережному отношению к природе и друг к другу.
Список используемой литературы:
Николаева С. Н. Юный эколог : Программа воспитания экологической культуры детей. – М. : Новая школа, 1999г.
Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. - М. 2011 г. - Волгоград, Учитель, 2010 г.
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет. - Волгоград, Учитель, 2006 г.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа - М. : Карапуз- Дидактика, 2006.– М. : Владос, 2001г.
Глазырина Л. Д. Физическая культура в средней группе детского сада. – М. : Владос, 2005.
Бех Л. В., Куляба Г. Н. Отчего и почему: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - Ростов н. /Д. : Изд. – во РО ИПК И ПРО, 2008.
Рыжова Н. А. Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни»./М. : «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005. Рыжова Н. А. Блок занятий «Я и природа» /М. : «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА»,2005.