Елена Кожанкова
Экологический проект «Родные истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 42 муниципального образования Новопокровский район
«Родные истоки»
Воспитатель Е. Б. Кожанкова
2012г.
Вид проекта : познавательно- исследовательский.
Цель проекта : формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно - поисковую деятельность детей.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Достичь этой цели можно только совместными усилиями на основе принципов: систематичности, поиска в согласия в решении главных вопросов, осознанной деятельности педагогов и родителей.
Задачи:
• Привлекать внимание дошкольников к родникам - хранилищу богатства природы, наследия нашей Родины.
• Прививать любовь к родной природе, родникам - источникам чистейшей святой воды, подводить к пониманию её хрупкой красоты, формировать бережное к ней отношение.
• Воспитывать любовь к малой Родине, расширять кругозор, передавать знания об истории достопримечательностях и экологии родного края.
• Привлекать родителей к совместной деятельности (экскурсии на родник, изготовление пособий, поделок, рисунков и т. д.).
• Создание семейных альбомов: «Наша семья на роднике», «Родники нашей станицы», «Милый сердцу уголок».
Участники проекта : дети, педагоги и сотрудники ДОУ, родители.
Ресурсное обеспечение: родник, растительный мир родника :
• дикорастущие растения;
• лекарственные травы;
• цветы;
• вода на роднике, в реке.
Материал: баночки, 3-х литровая банка, пластиковые бутылки, соль поваренная и морская, блюдца карта-схема маршрута, экологическая газета, рюкзак, 3-4 сосуда разной формы, термос, фотографии, спичечные коробки, пластилин.
Актуальность проекта : проект посвящён актуальной проблеме воспитанию у детей дошкольного возраста любви к малой Родине, сохранению родников, воспитания трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое, исследовать, экспериментировать.
Форма работы: занятия, познавательные игры, способствующие реализации цели проекта, экологические экспертизы, походы, эксперименты, экологическо- исследовательские тренинги,турниры; игры- путешествия, викторины, работа на маршруте, праздники и развлечения, сбор лекарственных трав, создание альбомов и гербария.
Пояснительная записка к экологическому проекту «Родные истоки»
Теремок, теремок,
Он не низок, не высок.
Ребята в нем живут
Играют и поют.
Его детский сад зовут
И детей здесь берегут!
Одним из приоритетных направлений государственной политики Новопокровского района является обеспечение экологической безопасности и оздоровления окружающей среды. Выполнение этой задачи невозможно без высокой сознательности населения, особенно подрастающего поколения. Формировать его призвано экологическое образование.
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить; оберегать разумно, пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Природа полна необыкновенных чудес, она никогда не повторяется, и нам, педагогам, следует учить детей искать и находить новое уже в известном, виденном.
Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если воспитывать, приучать детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьётся художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.
Наша природа красива в любое время года. Наши современники, проживающие в станице Новопокровской Штратниковы О. Н и А. А., Маслов А. В., Миюс В. М., Редникин В. К., Генераловы воспевают в своих стихах красоту родной природы.
В нашем дошкольном учреждении МБДОУ № 42 при активной помощи родителей, библиотеки, краеведческого музея им. Аркадия Первенцева, детей и сотрудников ДОУ создан проект «Родные истоки» представляющий собой целенаправленную деятельность воспитателя по обучению детей средне-старшего возраста, формированию ценностного отношения к родному краю, природе родного края. Воспитывая у детей любовь к малой Родине, необходимо подвести к пониманию, что наша станица (родник)- частица России.
В настоящее время проектная деятельность—одна из эффективных форм воспитательно—образовательной работы с детьми в ДОУ. Мой проект познавательно-- исследовательский, где дети узнают много нового, исследуют, экспериментируют, проводят разные опыты.
Этот проект :
* позволяет ребенку почувствовать себя исследователем.
* проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.
Самый важный результат обучения на проектной основе-- формирование настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.
Развивайте, играйте, творите!
Пусть для вас будет правилом:
«Сегодня не получилось - обязательно получится завтра,
Надо только захотеть!»
Содержание работы над проектом по этапам
№ п/п Содержание деятельности Сроки выполнения
1-й этап - подготовительный
1 Составление плана работы по реализации проекта «Чистая водица». Июнь-июль
2 Создание творческой группы в помощи реализации проекта : родители, сотрудники детского сада, краеведческого музея, библиотеки. август
3 Создание экологической тропы; обследование природных условий вокруг родника; организация материальной базы. сентябрь
4 Экскурсия на родник «Жихарев родник»-беседа, наблюдения. сентябрь
5 «Река ЕЯ»- познавательная беседа. сентябрь
6 Игровое занятие «Чистая вода нужна всем и всегда». сентябрь
7 Игровое занятие «Волшебница вода». октябрь
8 Познавательный час «Вода, вода – кругом вода». октябрь
9 «Поможем капельке»-экологическо - исследовательский тренинг. октябрь
10 «Ходит капелька по кругу» - игра- путешествие. октябрь
11 «Дух родника»- работа на маршруте.
2-й этап – исследовательно- экспериментальный
1 «Родники родной станицы»-экологический турнир. ноябрь
2 Наблюдения за водой (снегом) –занятие с проведением опытов. ноябрь
3 «Вода- источник жизни»-опытно-экспериментальная работа ноябрь
4 «Святые родники»-игра-путешествие ноябрь
5 Воспитание бережного отношения к воде –наблюдение, экспериментирование. декабрь
6 «Вода бывает холодной, горячей, разноцветной»-исследовательский эксперимент. декабрь
7 «Волшебница- водица» - познавательные игры, составление рассказов о воде. декабрь
8 «Родники любви» - познавательная беседа. декабрь
9 «Берегите воду»- сказочное интегрированное занятие. декабрь
10 «Праздники у родника» - познавательный час январь
11 «Кто в реке живёт?»-экскурсия (река на роднике). январь
12 «Беседа о водных растениях»-экологическая экспертиза. январь
13 «Родники- глаза родной земли»-познавательное мероприятие. февраль
14 «Знакомство с глиной, песком»-познавательная беседа. февраль
15 «Такой разный песок»- заседание клуба «Почемучек»-эксперимент «Откуда берётся песок». февраль
16 «Что человек делает из глины»-эксперимент. февраль
17 «Знакомство с камнем»-эксперимент во время экскурсии (форма, размер, цвет, где используется). март
19 «Встречи на экологической тропе» -познавательный час. март
20 «Наш общий дом» - викторина. март
21 «Созерцание чуда» - экскурсия. март
22 «Наша семья на роднике» - создание альбома (родители, дети). апрель
23 «Милый сердцу уголок» - создание альбома (родители, дети, воспитатели). апрель
24 Знакомство с растениями на роднике : дикорастущие, лекарственные. Сравнение растений и их различие, сбор лекарственных трав- изготовление гербария. май
3-й этап – заключительный
1 Открытое интегрированное занятие: «Водица- всему царица».
июнь
2 Конкурс рисунков: «Маленький уголок моей Родины». июнь
3 Экологический поход совместно с родителями: «Мы - робинзоны». июнь
4 Выпуск журнала: “Родник-частица нашей Родины». Участники-дети; материал: папка с файлами, картинки или фотографии с изображением родника. июль
5 Родительское собрание по итогам работы по проекту : «Родные истоки» - «Я, и ТЫ, ОН и ОНА-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ». июль
6 «Мы друг другу все нужны» - экологические эксперименты. июль
7 Создание папки – обобщения опытов работы с детьми на роднике. август
8 Праздник «Волшебная водица». август
Ожидаемые результаты.
1. Создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по экологическому воспитанию.
2. Становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях; сформировать мыслительно - поисковую деятельность детей.
3. Воспитание у дошкольников бережного отношения к природе, родникам - хранилицу богатства природы.
4. Развитие у детей навыков экспериментирования и исследования, систематизирование знаний детей в опытах.
5. Воспитание любви к малой Родине, разумного использования её богатств, сохранение чистоты природы; воспитание трудолюбия, любознательности; развитие речевой активности детей.
6. Создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по экологическому воспитанию.
7. Участие родителей ДОУ в организации работы по проекту, желание поделится с коллективом своими знаниями и умениями.
Уровни сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.
Оценка результатов деятельности: высокий уровень: 13-15 баллов;
средний уровень: 8-12 баллов;
уровень ниже среднего: 5-7 баллов.
Фамилия,имя ребенка. Знания о животных, птицах и насекомых. Знания о растительном мире. Знания о неживой природе. Знания о временах года. Отношение к миру природы.
Даниил П.
(всего 15 баллов) Высокий
3 балла Высокий
3 балла Высокий
3 балла Высокий
3 балла Высокий
3 балла
Аня К.
(всего 14 баллов) Высокий
3 балла Высокий
3 балла Средний
2 балла
Высокий
3 балла Средний
2 балла
Артем Б.
(всего 12 баллов) Средний
2 балла Высокий
3 балла Средний
2 балла Средний
2 балла Высокий
3 балла
Гульбахор Я.
(всего 12 баллов) Средний
2 балла Средний
2 балла Высокий
3 балла Высокий
3 балла Средний
2 балла
Список использованной литературы.
1. Журналы «Дошкольное воспитание» №7,2003г; №7 2004г; №7 2005г; №7 2006г; №10 2009г; №3 2010г; №7 2010г.
2. Журналы «Управление Дошкольным Образовательным учреждением» №1 2009г; №5 2009г; №2 «009г.
3. Приложение к журналу «Управление Дошкольным Образовательным учреждением» «Социальное развитие детей в ДОУ».
4. С. Н. Николаева «Эколог в детском саду».
5. Н. А. Рыжова «Я и природа».
6. Т. С. Ругинс «Создание экологической тропы и экологического мониторинга в детском саду».
7. Л. М. Маневцова «Мир природы и ребенок».
Результативность экологического проекта «Родные истоки»
в период 2011 – 2013 года.
Созданы необходимые условия для организации деятельности ДОУ по экологическому воспитанию.
Дети научились самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях; сформировалась мыслительно - поисковая деятельность детей.
Дошкольники стали бережно относиться к природе, родникам - хранилицу богатства природы.
Развились у детей навыки экспериментирования и исследования, систематизировались знания детей в опытах.
Привилась любовь к малой Родине, дети стали разумно относиться к использованию богатств природы, сохранять её чистоту; стали трудолюбивы, любознательны; развилась речевая активность детей.
Родители принимали активное участие в организации работы по проекту, делились с коллективом своими знаниями и умениями.
Уровни сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.
Оценка результатов деятельности: высокий уровень: 13-15 баллов;
средний уровень: 8-12 баллов;
уровень ниже среднего: 5-7 баллов.
Фамилия,имя ребенка. Знания о животных,птицах и насекомых. Знания о растительном мире. Знания о неживой природе. Знания о временах года. Отношение к миру природы.
Даниил П.
(всего 15 баллов) Высокий
3 балла Высокий
3 балла Высокий
3 балла Высокий
3 балла Высокий
3 балла
Аня К.
(всего 15 баллов) Высокий
3 балла Высокий
3 балла Высокий
3 балла Высокий
3 балла Высокий
3 балла
Артем Б.
(всего 14 баллов) Средний
2 балла Высокий
3 балла Высокий
3 балла Высокий
3 балла Высокий
3 балла
Гульбахор Я.
(всего 14 баллов) Высокий
3 балла Средний
2 балла Высокий
3 балла Высокий
3 балла Высокий
3 балла