Елена Поварова
Проект по краеведению «Родные просторы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Родные просторы»
Выполнила: Старший воспитатель МКДОУ “Детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Поварова Елена Васильевна
Пояснительная записка
В связи с вступлением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования стала необходимость внести изменения в образовательную программу дошкольного образования. С требованиями стандарта образовательная программа дошкольного образования должна состоять из двух частей: образовательной части и части формируемой участниками образовательных отношений. В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы.
Публикация «Проект по краеведению „Родные просторы“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Проекты, проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
В связи с этим в мае 2015 г. на педагогическом совете педагогам нашего дошкольного учреждения было предложено ввести в образовательную деятельность проект по краеведению, который будет включен в образовательную программу дошкольного образования, в часть формируемую участниками образовательных отношений.
Педагоги решили, что проект актуален на сегодняшний день и может внедриться в образовательную деятельность дошкольного учреждения.
Актуальность проекта
Воспитание чувств патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, родному поселку и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источников обогащения знаний дошкольников о родном крае, формирования у них нравственных качеств является краеведение, которое помогает раскрыть связь родного поселка с Родиной в целом.
Проблема патриотического воспитания сегодня одна из самых актуальных. Патриотическое воспитание – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символики, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны. От решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, детскому саду, родному краю.
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре, природе, родном крае.
Внедрить проект по краеведению в образовательную деятельность дошкольного учреждения без согласия родителей было бы не правильно.
С родителями воспитанников всех возрастных групп был проведен опрос о роли внедрения в образовательный процесс краеведческого компонента. Приложение 1
В ходе индивидуальных бесед воспитатели групп предоставили информацию: большинство родителей согласны, что у детей дошкольного возраста, необходимо прививать любовь к своей малой Родине, к своей семье, к старшему поколению. Воспитывать у детей любви к природе, желания беречь и защищать ее.
В связи с этим был разработан проект «Родные просторы»
Цель проекта :
Создание условий для развития личности ребенка в процессе общения с разнообразными объектами окружающей его материальной среды в их многообразных связях. Обеспечение широкой направленности содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историй и культурой родного края, природным, социальными рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, гражданские и многокультурные черты.
Задачи:
1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание любви и уважения к своей Родине - России, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
3. Воспитание уважительного отношения к человеку-труженику результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
4. Формирование представления о Земле и о жизни людей на Земле.
5. Воспитание у детей любви к природе, желания беречь и защищать ее.
6. Создание условий для формирования и развития общественно-значимых знаний, навыков, умений, качеств, потребностей, мотивов и норм поведения.
7. Осуществление тесной связи с жизнью семьи, коллектива ДОУ.
В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем были положены следующие принципы:
• Доступности предлагаемого материала.
• Соответствие возрастным особенностям.
• Систематичности и последовательности приобретения знаний и умений.
• Личностно-ориентированного подхода.
• Интегративности (установление соотношения между информацией естественно-научного характера и сведений о человеческой деятельности).
• Культурологический – приобщение детей к истокам культуры.
• Тематический – деление материала на основные темы.
• Наглядности, практического участия.
Особые образовательные технологии, приемы и методы программы позволяют педагогам моделировать специфическое образовательное пространство – развивающую среду, в сфере которой оказываются дом ребенка, детский сад и его ближайшее окружение, музеи и архитектурные памятники города, воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем.
Предполагаемый результат
В каждой возрастной группе предусмотрено формирование представлений, умений и навыков на занятиях, их закрепление и совершенствование вне занятий.
К 6-7 годам воспитанники должны знать:
• домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
• место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду нести ответственность за их выполнение);
• место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
• свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);
• представителей других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
• природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
• название планеты, на которой мы живем;
• пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия некоторых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.
Проект разработан на три года с сентября 2015 года по май 2018 года.
Для успешной реализации проекта было разработано тематическое планирование, которое делилось на три блока, блоки в свою очередь содержали несколько тем.
1 Блок «Я в мире человек»
Моя семья
Мой детский сад
Улица детского сада
Улица, на которой та живешь
2 Блок «Мои Варгаши»
Центральные улицы нашего поселка
Достопримечательности поселка
Варгаши спортивный поселок
Предприятия нашего поселка
Культура и образование поселка
Символика поселка Варгаши. История возникновения поселка.
3 Блок «Богатства нашей местности»
Природа Варгашинского района
Животные и птицы родного края
Дары Варгашинских лесов
Богатство озер и рек Варгашинского района
Шестиногие малыши
Цветы в подарок маме
Домашние питомцы
Охраняй и береги природу
4 Блок «Мы - Россияне»
Областной центр- город Курган
Наша Родина Россия
Российские праздники
День Победы
В соответствии с возрастом воспитанников содержание тематических недель усложнялось. Приложение 2
Участниками проекта стали воспитанники детского сада, сотрудники и родители.
Со всеми участниками образовательных отношений были намечены мероприятия.
Мероприятия с детьми
Создание предметно - пространственной среды в группах по патриотическому воспитанию
Проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми
Проведение тематических бесед
Создание проблемно-поисковых ситуаций
Мероприятия с детьми в свободной деятельности
Проведение экскурсий, походов, целевых прогулок
Проведение досугов, праздников и развлечений
Мероприятия по проекту проводятся с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Для успешного усвоения информации по проекты были внесены изменения в учебный план, сетку занятий и циклограмму деятельности детей.
В течение недели в совместной деятельности педагогов с детьми запланированы мероприятия по проекту «Мое родное Зауралье», «Мой край родной». В ходе бесед, рассматриваний альбомов, презентаций по краеведенью дети закрепляют знания, полученные на занятии. Непосредственно – образовательная деятельность по проекту проводится 1 раз в неделю. Длительность занятия соответствует санитарным нормам.
Мероприятия с родителями
Родители являются активными участниками реализации проекта.
Цель взаимодействия с родителями.
Привлечение родителей воспитанников к участию в совместных с педагогами и детьми мероприятиях, проводимых в ДОУ и организуемых в поселке и районе;
Родители являются помощниками и союзниками для реализации проекта.
Мероприятия, проводимые с родителями
Информационные консультации и папки - раскладушки
Родительские собрания
Участие родителей в праздниках
Мероприятия с педагогами
Прежде чем говорить о работе с педагогами, нужно вспомнить высказывание К. Д. Ушинского «Педагог должен знать необходимую информацию и уметь представить ее ребенку в доступной форме».
Исходя из этого высказывания, с педагогами нашего учреждения были запланированы мероприятия.
Педагогические советы
Семинары
Семинары - практикумы
Консультации
Проект реализуется с помощью различных средств обучения
мультимедийные презентации,
чтение художественной литературы,
коллективная творческая деятельность (коллаж, аппликации, лепка из соленого теста и др. ,
экскурсии,
игры сюжетные и с правилами,
проблемные образовательные ситуации,
центры детской активности.
При подборе информации по краеведению помощь оказывали различные интернет ресурсы
ped-kopilka.ru
doshvozrast.ru
maam.ru
vospitatel.cоm.ua
doshcolonoc.ru