Ирина Матюшева
Занятие «Родные истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Родные истоки.
Сценарий фольклорного праздника.
Подготовительная группа.
Цель: Формирование представлений о родном крае.
Задачи:
1. Создать условия для обобщения детского опыта по теме Карелия.
2. Познакомить детей с особенностями Карельского фольклора : (частушки, загадки, пословицы, поговорки,
обрядовые песни, игры).
3. Формировать положительное отношение, любовь к родному краю.
4. Закрепить знания особенностей карельского орнамента.
5. Создать условия для проявления творческой активности, и желания действовать в коллективе.
Темочки:
Материал, оборудование, костюмы, оформление зала:
Карельские народные костюмы для красавицы Наста, хозяйки и продавцов на ярмарке. На голове у детей полоски расписаны карельским орнаментом (изготовлены детьми заранее, у девочек длинные юбки. В зале установлены столы по типу ярмарочных палаток и украшены карельским орнаментом. На первом столе изделия мастеров народно - прикладного искусства (плетёные из бересты туески,коробы, корзинки).На втором чем богаты карельские леса (ягоды, грибы (муляжи,рыба (вяленная, или трафарет изображение). И на третьем глиняная посуда расписанная карельским орнаментом. На ковре разложены ленточки синего, зелёного цвета. В зале оборудована мастерская (бумажные трафареты посуды, кисти, краски) и комната карельской горницы (скамья,люлька с маленьким ребёнком, тканые половики, одна из стен в горнице- театральная ширма) Аудиозапись: плача ребёнка и народной- обрядовой музыки (хороводная, колыбель- ная). Маски птенчика и лягушонка красный маленький шарик (клюква)
Проведение праздника:
Звучит аудиозапись Народной обрядовой музыки. В зал входят дети. На голове у каждого полоска с карельским орнаментом-элементом карельского костюма. Встречает их Красавица Наста.
Красавица Наста: Как я рада встречи с вами "Гостю почёт, а хозяину честь"-так гласит народная карельская поговорка. Я сегодня - хозяйка праздника. А ну быстрее в хоровод вставайте, да весёлую песню запевайте. (дети исполняют хоровод"Пошла тюття на базар" с ленточками) Ай да молодцы. Посмотрите народ весь на улицу идёт. Там стоят ряды торговые. Продавцы то продавцы зазывают народ, торговля полным ходом идёт.
Красавица Наста предлагает детям подойти к 1 продавцу.
1 продавец: (показывает детям товар.) Корзинки, туески из бересты плетёные. Ложки из дерева точёные. Кому одну, кому две продам, а вам за весёлые карельские частушки ребята так отдам.
Дети исполняют карельские частушки:
1ребё нок: Все пришли, все пришли, все по лавкам сели.
Твоего да моего, наверно волки съели.
2ребё нок: Вы постойтека, подружки.
Мы сейчас споём частушки.
И расскажемка, народу, как в Карелии живём.
3 ребё нок: Ой, песня, песенка, бранят меня за песенку.
Чем больше бранят, тем больше я пою.
4 ребё нок: Недосуг мне недосуг в лесу берёзоньку рубить.
Недосуг мне недосуг с девчонками ходить.
1 продавец: Ай да молодцы. Вот вам за частушки корзинка, да непростая, а с сюрпризом. (дети и Красавица Наста благодарят продавца и идут дальше, решив, что сюрприз посмотрят потом.)
2продавец: А вот лесные дары,спелые ягоды, вкусные грибы. Озёрная рыбка, налим, плотва, судачок всё, что попало на крючок. (дети рассматривают товар)
Красавица Наста: А чем ребята ещё ловят рыбу. (ответы детей).Правильно, сеткой. По карельский сетка-"верко".Я знаю игру, которая так и называется" Верко".(предлагает поиграть)
Дети делятся на две группы. Первая группа берётся за руки и поднимает их верх, изображая плетёную сетку (верко).Второй группе каждому даётся вырезанное цветное изображение карельских рыб (налим, судак, лещ, окунь, плотва). Одному ребё нку предлагается карельской считалкой выбрать водящего:
Тара- бара домой пора
Тара - бара коров доить
Тара- бара тебе водить
Водящий в любое время голосовым сигналом - "Верко", опускает "сетку" - руки вниз. В конце игры дети рассматривают улов.
2 продавец: Ну и повеселили меня. А за это я вас карельской ягодой угощу - клюквой. А чтоб она не такая кислая была, я её сахаром присыпала.
Пока дети едят клюкву. Наста за автора а два ребёнка в маске птенчика и лягушонка инсценируют сказку "Клюква".(Шёл по болоту птенчик а навстречу лягушонок. Увидели они неизвестную ягоду. Птенчик сказал - "Клю" ,а лягушонок- "Ква".Так и появилась название у болотной ягоды -Клюква.) Дети благодарят продавца и идут дальше.
3 продавец: А у меня палатка-мастерская в ней кувшины плошки да миски глиняные, карельским орнаментом расписанные. Если вы брать ничего не хотите так быстрей проходите. Много работы у меня, мне мою посуду расписывать пора.
Красавица Наста: Не ворчите вы на нас, а в мастерскую пригласите вы нас. Мы поможем вам кувшины расписать, и вы будете торговать опять.
3 продавец: А вы ребята знаете элементы карельского орнамента? (дети называют элементы орнамента – топорики, снежинки, ладья, крестики, ягодки) Ну тогда скорее проходите в мастерской мне помогите. А чтоб работа у нас ладилась, давайте вспомним карельские пословицы про труд (дети выучили заранее)
Дети, расписывая трафареты посуды, читают пословицы:
"Начало трудным бывает, конец-работу украшает"
"Больше всего устаёшь от безделья "
"Глаза боятся, а руки делают"
"Лёжа, ягод не соберёшь, сидя на месте добра не наживёшь"
"Не торопись словами, а торопись делами"
По окончании работы продавец благодарит и хвалит детей за помощь.
Красавица Наста: (предлагает прислушаться.) - Послушайте ребята кто то плачет. (звучит плач ребёнка в музыкальной записи) .У нас праздник,а кому-то не до веселья. Наста предлагает подойти к карельской горнице, да спросить что случилось. Дети стучаться, и проходят в горницу, видят на скамье сидит хозяйка с ребёнком на руках и старается успокоить. Дети спрашивают что случилось.
Хозяйка: Злая ведьма старуха Сюятар заколдовала моего ребёночка, и теперь он плачет, не успокаивается.
Из за ширмы выскакивает старуха Сюятар (кукла бибабо)
Голос за ширмой - "Шаланды баланды по кусту,по корявому мосту. По лебяжьей траве, на чужой стороне. Там чашки,там ложки, медок, сахарок,поди вон королёк. Будет ребёнок капризничать и плакать всегда, ха, ха, ха.
Красавица Наста: Не бывать этому. Я предлагаю попробовать спеть волшебную, карельскую колыбельную. (аудиозапись- колыбельная)
Спи моя девочка, спи моя маленькая.
Спи, наша, хорошая, спи наша родная.
Закрывай свои глазоньки ясные.
Закрывай свои глазоньки прекрасные
Спи моя пригожая, спи моя дорогая.
Ребёнок засыпает, хозяйка благодарит детей за колыбельную и за смелость. Злая старуха Сюятар в гневе, ругаясь, убегает. Дети прощаются с хозяйкой, уходят.
Красавица Наста: Мы совсем забыли про сюрприз в плетёной корзинке. (предлагает детям сесть на "полянку" ковёр и отдохнуть посмотреть, что за сюрприз в корзинке.).Сверху лежит записка.
Ты в корзинку загляни и загадку отыщи,
Как загадку отгадаешь, так сюрприз ты получаешь.
Загадки:1. На лыжах в лес идёшь, за тобой два ручья бегут.
(лыжня)
2. Одно говорит – стук, стук, другое говорит - стук, стук,
третье говорит - стук, стук, четвёртое говорит - стук, стук,
а пятый сидит и говорит виу, виу. (лошадь)
3. Каждый угол оббежит, а в одном присядет.
(веник)
4. На берегу урчит, на крыльце ворчит, на окошке поёт.
(кошка)
Красавица Наста хвалит детей. Спрашивает у детей: где они сегодня побывали, что видели, что делали. Фотографируются на память.
В конце развлечения звучит песня" Моя Карелия ". Детям из корзинки Красавица Наста раздаёт сладкие призы.
Турнир "Все мы любим рисовать"
подготовительная группа
Цель: Формирование творческой активности в условиях соревнования.
Задачи: Выявление знаний и умений у детей по разделам:
1. Жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет)
2. Знание основной цветовой гаммы.
3. Умение проявлять фантазию, самостоятельность, творчество, индивидуальный почерк.
4. Общая ручная умелость.
5. Выполнять простые задания по художественному творчеству: дорисуй рисунок, сложи из бумаги оригами, составь аппликацию.
6. Умение работать в коллективе.
Материал, оборудование, костюмы, оформление зала:
Костюмы - художника Тюбика, королевы Кисточки, весёлого Карандаша, Радуги. Зал украшен детскими рисунками, разноцветными ленточками. Оборудованы места для жури - трон королеве Кисточке и её поданным - Радуге и Карандашу. Для конкурсов: Репродукции разных жанров – (живописи натюрморт, пейзаж, портрет, круги красного, зелёного, жёлтого цвета, дуги по цветам радуги-2 набора.
Аудиозапись песни "Дети любят рисовать", музыка-"Полёт шмеля", звуки фанфар. звук дождя. Клеевые карандаши, цветная бумага, чёрно-белые трафареты зонтиков. Большой разноцветный зонтик.
Играет весёлая музыка, в зал входят с двух сторон две подготовительные группы и садятся друг против друга. Художник Тюбик приветствует детей: Рад вас видеть я друзья у нас в стране Рисовандии. И позвал вас я не зря. Две команды на турнире мы собрали. Чтоб вы нам показали, как умеете дружить, думать,фантазировать, творить, рисовать, лепить и мастерить.
В зал входит со своей свитой графиней Радугой и весёлым Карандашом королева Кисточка - "Что это за праздник в моей стране и без меня, безобразие!»
Художник Тюбик: Мы с ребятами приветствуем тебя королева Кисточка. Долго мы тебя ждали, турнира не начинали. Мы предлагаем тебе и твоим поданным стать членами жури и занять почётные места. (королева со свитой занимает места жури).
Королева кисточка :Дорогие ребята я рада приветствовать вас в моей стране. Стране ярких красок, цветных карандашей, удивительных кисточек, и разных линий. Внимание, внимание только у нас и сегодня в стране "Рисовандии" встречаются на турнире две команды. Команда "Акварельки" и команда "Мастера" Мы желаем вам победы и удачи,а болельщики вас будут поддерживать,болеть и помогать. (звучит аудиозапись фанфары)
Художник Тюбик: И так, турнир считается открытым.
Команды приветствуют друг друга:
1. Команда:Акварельки просто класс,
Победить хотим мы вас
Весёлые,умелые, творческие смелые.
Ответим быстро на вопрос.
Утрём сегодня мы вам нос.
2. Команда: А мы ребята хоть куда,
Сейчас засучим рукава,
Не зря зовут нас мастера.
С любым заданием справимся всегда.
Весё лый карандаш: Внимание, внимание
1 тур. Дорисуй. Командам предлагается встать в колонну по одному друг за другом. По сигналу дети по одному должны дорисовать рисунок фломастерами, все предметы на котором нарисованы наполовину. Команды рисуют под аудиозапись песни "Дети любят рисовать".
Жури,подводит итоги 1тура.
С болельщиками проводится игра "Найди пару" (с разрезными картинками) - дети в роли реставраторов,должны сложить из отдельных фрагментов (2-3-4) единое целое.
Художник Тюбик: «Стихотворение я начну,вы продолжайте, хором дружно отвечайте. ("Песня о картинах" А. Кушиера)
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
или все предметы сразу
Знай, что это (натюрморт.)
Если видишь, что с картины
Смотрит, кто ни будь на нас
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед.
Обязательно картина называется (портрет).
Если видишь на картине, нарисована река
Или ель и белый иней,
Иль сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется (пейзаж)
Дети хором отвечают.
2 тур. Детям предлагаются каждому репродукции разных жанров живописи (портрет, натюрморт, пейзаж, по сигналу необходимо занять своё место красный обруч- портрет, зелёный-пейзаж, жёлтый- натюрморт. Жури, подводит итоги.
3 тур. Художник Тюбик: Отгадайте вы ребятки очень сложные загадки. Бал получите тогда ни один, а может даже два, три, четыре, пять. Это жури, наше будет решать.
1. Разноцветные сестрицы заскучали без водицы (краски).
2. Дядя длинный и худой носит воду бородой, а сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым (кисти и краски).
3. Я чёрный, красный, синий с начинкой твёрдой в середине, я с острым ножиком дружу и что, хочу, изображу. (карандаш)
4. Он признался ножу, без работы я лежу. Постругай меня дружок, чтобы я работать мог (карандаш).
5. Если ей работу дашь, зря трудился карандаш (резинка).
6. Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы).
7. Свою косичку без опаски, она обмакивает в краски, потом окрашенной косичкой в альбоме водит по страничке (кисточка).
8. Засевают 7 сестёр поле белого простор, чудесами, словно в сказке, а зовут волшебниц (краски)
Жури, подводит итоги.
Красавица Радуга: Я тоже хочу загадать ребятам загадку.
На минутку в землю врос
Разноцветный чудо мост.
Чудо мастер смастерил,
Мост волшебный без перил (Радуга).
Художник Тюбик: Вышла радуга- краса, разноцветная коса. Ленты пёстрые в косе, а всего их ровно (семь.)
4 тур. Командам раздают дуги 7 цветов радуги. По сигналу на листах голубого цвета с изображением солнца и дождя предлагается выложить радугу. (команды выполняют работу коллективно)
Жури,подводит итоги.
5 тур. Самолёт построим сами. Сделаем, его мы из бумаги, чей самолёт дальше улетит тот и в туре победит. Командам раздаются листы бумаги, одной розовые, другой голубые. Под музыку "полёт шмеля"дети мастерят способом складывания самолёты, а затем по сигналу выпускают, кто дальше.
Жури, подводит итоги.
Художник Тюбик: (обращается к болельщикам) На самолете лететь хорошо, а на лодочке плыть лучше. Необходимо переправить лодочку из бумаги на другой" берег" по полу, дуя на неё. Кто первым справится с заданием, принесёт команде дополнительное очко.
(звучит аудиозапись шума дождя)
Весё лый карандаш: Ой ребята кажется дождь начинается. (раскрывает зонтик). Зонтик в руки мы возьмём,и по лужам мы пойдём. Но сначала нам нужно сделать красивые, яркие зонтики,как у меня.
6. тур. Мозаика. Командам даётся чёрно-белое изображение предмета (зонтики). Необходимо составить цветное изображение-мозаику из мелких кусочков, способом обрывания. (коллективное выполнение работы)
Пока команды выполняют задание, болельщики играют в игру «Скульптура»(Делаем скульптуру раз, делаем скульптуру два, делаем скульптуру три. Внимание, скульптура на месте замри. (дети движением рук показывают изготовление скульптуры, после слов замри, выбирается лучшая скульптура)
Подводятся итоги тура и всего турнира.
Королева кисточка : Сегодня в нашей стране большой праздник. Вы ребята стали участниками турнира, и показали своё умение, выдумку и творчество. Спасибо вам. Вы молодцы. Звучит песня "Дети любят рисовать"
Вручение грамот, призов, фотография на память.