Галина Тазиева
Экологический творческий проект «Человек! Будь природе другом!»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический творческий проект
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка — детский сад № 69 «Золотой ключик»
Экологически-творческий проект на тему : «Человек! Будь природе другом!»
Составлен:
Воспитателем
МБДОУ № 69 «Золотой ключик»
Тазиевой Г. А.
городской округ Мытищи 2016 год
Содержание:
1. Введение.
2. Актуальность проекта.
Публикация «Экологический творческий проект „Человек! Будь природе другом!“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
3. Объект проекта.
4. Цель проекта.
5. Задачи проекта.
6. Ожидаемые результаты.
7. Термин выполнения.
8. Участники проекта.
9. Предполагаемый продукт проекта.
10. Список литературы.
11. Содержания проекта.
1. Введение.
Известный педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что человек был и всегда остается сыном природы. Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. Познание природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и поэтому в нашем ДОУ для успешной работы с детьми созданы определенные условия. Внутренняя природная зона : уголок природы в каждой группе, "Живой уголок", «Огород на окне», уголок экспериментирования. Внешняя природная зона : огород, цветник, фруктово-ягодный сад, экологическая тропа. На территории детского сада создана экологическая тропа. Её цель - просвещение, обучение и воспитание детей в духе нежного отношения к природе.
Есть на территории детского сада огород. Ухаживая за растениями, дети приобретают опыт ухода за растениями, наблюдают за их ростом и развитием. Большую роль в осуществлении экологического воспитания дошкольников играют специалисты детского сада. Воспитатель - главное действующее лицо в осуществлении экологического воспитания. Он является носителем экологической культуры и является образцом поведения в повседневном педагогическом процессе. Интересными формами работы являются составление экологических проектов для детей. Огромную роль в экологическом воспитании детей и формировании представлений о временах года, о сезонных изменениях в природе имеет, на наш взгляд, работа с календарём природы. Регулярные наблюдения детьми сезонных изменений в природе несут огромную смысловую нагрузку, учат сравнивать, сопоставлять различные природные явления, устанавливать их причину. Игра наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, она обучает и развивает личность. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют и расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, о правилах поведения в ней, природных взаимосвязях. Это, например, дидактические игры «О чём говорят экологические знаки», «Что опасно для природы», «Кто кем будет», «Кто кем был», «Угадай-ка?». В группах имеется достаточное количество настольно – печатных игр, в которые дети играют с удовольствием. Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с работой по формированию социально – экологических представлений в семье. Проводятся родительские собрания на темы: «Природа и мы», «Мы твои друзья природа», «Не просто сказка», «Добро пожаловать в экологию», «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к природе», консультации: «Экология здоровья», «Не рвите цветы, не рвите!» и др. Эффективное средство работы с родителями - размещение информации в «Уголках для пап и мам» на тему: «Не навреди мне, я есть природа, я есть жизнь».
В детском саду проводятся конкурсы и выставки детских работ, в которых участвуют родители, дети и педагоги: «Осенние фантазии», «Пёстрый мир бабочек», «Они занесены в красную книгу», «Любимые животные». Большая работа проводиться по воспитанию любви к природе родного города. Педагоги стремятся воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Безусловно, процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки.
Не обязательно давать детям рецепты поведения в природе, необходимо посредством заданий и вопросов подводить ребёнка к собственным выводам. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
2. Актуальность проекта.
1. Нехватка знаний, низкий уровень экологической культуры необходимых для улучшения качества жизни, пассивность и потребительское сознание по отношению к окружающей среде приводит к нарушению баланса экологического, социального и культурного развития.
2. Высокая концентрация населения, интенсивная миграция, высокий уровень развития производства относит Московскую область к регионам с кризисной и социокультурной ситуацией.
3. Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть физически здоровыми, интеллектуально развитыми, свободными людьми, которые обладают чувством собственного достоинства и с уважением относится к своей Родине.
4. Необходимость модернизации дошкольного образования и переход от понятий «подготовительность», «воспитательность» к формированию ключевых компетенций- комплексу знаний, умений ценностных ориентаций и опыта практической деятельности, необходимых привзаимодействий с окружающем миром. Непреходящие общечеловеческие ценности являются основной культуры, усваиваются и становятся личностью-значимыми в процессе воспитания и обучения.
3. Объект проекта : живая и неживая природа.
4. Цель проекта : Формирование человека нового типа с новыми экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонией с природой
5. Задачи проекта :
1) Расширять знания детей о представление растительном и животном мире.
2) Сформировать у детей представления взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире.
3) Развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки природы.
4) Воспитывать любовь к окружающему миру и умению вести себя на природе.
5) Формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) .
6) развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
7) Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
6. Ожидаемые результаты:
1. Заботлевое отношение детей к природе, развитое чувство сопереживания природе ощущение себя, как часть природы.
2. Сформировать умение разнообразной деятельности в природе и становление экологически-ориентированного взаимодействия
с её объектами.
3. «Умный физический труд» ребёнка на преобразование и сохранение природы, в процессе которого ребёнок убеждается, что природа не терпит невежества.
4. Вырабатывать умение сравнивать и выявлять простейшие причинно-следственные связи, находить оптимальное решение различных по степени сложности экологических ситуаций.
5. Раскрытие детьми новых тайн природы, развитие у детей культуры ощущения и восприятия.
6. Вовличения детей в разнообразные виды творческой деятельности и осознание её необходимости.
7. Развития эстетических и духовно-нравственных чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту окружающего мира).
8. Профессиональный рост педагогов, развитие педагогических инициатив.
7. Термины выполнения: долгосрочный
Сентябрь 2016г. - май 2017г.
8. Участники проекта : дети (5-6лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
9. Предпологаемый продукт проекта : выставка творческих работ детей («Экотеремок», рисунки); ведение блокнота за наблюдениями роста растений; мероприятия (экологический утренник, экологическая сказка, конкурс чтецов); систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Живая и неживая природа»; разработанные рекомендации (консультации) для родителей, подготовленные беседы для детей.
10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основная литература:
1. Веракса Н. Е. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией. М. : Мозаика-синтез, 2013.
2. Воронкевич О. А, ВоронкевичО. А. «Добро пожаловать в экологию».
Кнушевицкая Н. А. Картотека стихов по лексическим темам «Наш мир». СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
3. Лопатина А., Скребцова М. Сказки для малышей.
4. Молодова Л. П. Экологические занятия с детьми. Минск «Асар», 1996.
5. Нищева Н. В. система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
6. Родничок. Книга для чтения детям 4 – 5 лет. «АРКТОУС», 1994.
7. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук. В нетрадиционной изобразительной деятельности. СПб. : КАРО, 2007.
8. Скоролупова О. А. Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Вода». М. : 2005.
9. Шорыгина Т. А. «Зелёные сказки» (экология для малышей) М. : ТЦ Сфера, 2008.
10. Шорыгина Т. А. «О воде в природе». Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2008.
11. Содержания проекта :
1. Подготовительный этап:
В сегодняшней жизни, когда вся биосфера пронизана активностью человека, важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения с самого раннего детства. В дошкольном детстве, сказка – лучший друг воспитателя. Рассказывая сказку можно показать все стороны живой природы, рассказать какую пользу приносит человеку окружающий мир.
На I этапе запланировано:
-Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта, подбор методической литературы для реализации проекта.
-Подбор наглядно дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.
Составить анкеты по теме проекта. Провести анкетирование среди родителей воспитанников;
Провести родительское собрание. Познакомить с темой проекта. Рассказать о важности и необходимости формирования экологического воспитания уже в дошкольном детстве;
Приобщить родителей к сбору природного материала, для пополнения развивающей среды;
Составление плана работ;
Обсуждение тем, проведение консультаций среди специалистов ДОУ;
Анализ анкетирования родителей;
2. Основной этап:
-Чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки)- рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки, картинки из жизни диких животных, художников И. И. Левитана, А. К. Саврасова И. И. Шишкина и др. -в течении года.
-Осенняя выставка «Поделки из природного материала»-октябрь 2016г.
-Провести беседы с детьми на тему: «Человек и природа», «День Земли», «Кругом вода», «Правила поведения человека на отдыхе в лоне природы –в течении года.
-Выставка поделок «Творим для детей из ненужных вещей»- март.
-Выставка совместного детско-родительского творчества поделок из вторичного сырья «Мусор смело пустим в дело!»-апрель.
-Коллаж «Мир воды».
-Фотоальбом «Я и природа»
-Участие в проведение конкурса чтецов на экологическую тему :-март.
-Театрализованная деятельность детей. Постановка экологической сказки «Всем на свете нужен дом» и показ ее малышам -апрель.
-Провести мастер-класс с родителями на тему: «Нет на свете ненужных вещей» – апрель.
-Разработка рекомендаций для родителей на тему экологического воспитания дошкольника. - в течении года.
3. Заключительный этап:
Подведение итогов работы, фотовыставка, выставка детских работ. Рефлексивная деятельность участников. Создание книги энциклопедии – «Правила поведения на природе. Запрещающие знаки».
12. Информационное обеспечения проекта :
13. Методическое обеспечение проекта :
-Материалы для проведения бесед.
-Воспитательное мероприятие
-Рекомендации воспитателям и родителям.
-Анкеты для родителей.
-Стихи, сказки, книги детям.
-Изобразительные произведения для рассматривания и обсуждения с детьми.
14. Выводы:
В результате реализации проекта у детей пополнился запас знаний об экологии и сформированы начала экологической культуры, осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы. Дети признают ценность жизни, видят связи живого с условиями среды и другими живыми существами, а также имеют представление о правилах поведения в природе, применяют их в конкретных жизненных ситуациях.