ольга абрамова
Экологический проект «Полезные растения вокруг нас» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Полезные растения вокруг нас
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 58 «Белочка»
Абрамова О. В., Воронова Н. В.
г. о. Мытищи 2016
Экологический проект «Полезные растения вокруг нас» для детей подготовительной группы
Публикация «Экологический проект „Полезные растения вокруг нас“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Тип проекта : информационно – познавательный.
Вид проекта : творческий, исследовательский, групповой.
Срок: июнь – июль (с 1.06.2016 по 31.07.2016).
Участники: дети, родители, педагоги.
Проблема: узнать, какие лекарственные растения находятся на территории детского сада, какую пользу они приносят людям и можно ли вырастить их самим?
Актуальность: проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Экологическая проблема вырастает в проблему преобразования стихийного воздействия людей на природу в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо, если у человека достаточный уровень экологического сознания, экологической культуры. Недостаточные знания детей и их родителей о лекарственных свойствах растений, о важности охраны и восстановления природы приводят к неправильному взаимодействию и воздействию людей на природу. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они наблюдают, сопереживают, понимают, что без растений жизни на Земле не будет. Растения также помогают людям и животным вылечиться от многих болезней. Их можно выращивать и пользоваться во время болезни. Недостаточные знания детей и их родителей о лекарственных свойствах растений подтолкнули нас, педагогов, к проведению проекта «Лекарственные растения».
Цель проекта : создать условия для разностороннего развития ребёнка через приобщение к ценностям природы, стремление детей и их родителей проявлять заботу о сохранении и приумножении природы.
Задачи:
- формирование знаний детей о лекарственных дикорастущих растениях, их строении, внешнем виде, пользе для здоровья, правилах пользования;
- развитие внимания, памяти, речи, мышления, познавательного интереса, любознательности;
- воспитание у детей бережного отношения к растениям, желания заботиться о них, выращивать их;
- установление детско – родительских отношений в процессе воспитательно – образовательного процесса.
Ожидаемые результаты:
Для детей :
- знание детей разных видов лекарственных растений, способов их сбора и применения;
- понимание значения лекарственных растений в жизни человека;
- выращивание лекарственных растений на территории детского сада;
- соблюдение правил поведения в природе в повседневной жизни и совершение разумных действий в непредвиденных ситуациях;
- проявление любознательности, стремления узнавать как можно больше о целебном мире растений.
Для родителей:
- тесное сотрудничество родителей с детьми и педагогами ДОУ;
- повышение заинтересованности родителей и желания помогать детям выращивать лекарственные растения;
- участие родителей в природоохранных акциях.
Формы и методы работы:
- Беседы;
- НОД;
- экспериментирование;
- продуктивная деятельность;
- чтение художественной литературы;
- разучивание стихов, загадок, пословиц, народных примет;
- ручной труд;
- труд в природе;
- театрализованная деятельность, досуги, праздники;
- наблюдения в уголке природы и на прогулке;
- игры;
- работа с календарём природы, дневником наблюдения;
- рассматривание фотографий, альбомов, иллюстраций.
- взаимодействие с родителями.
Этапы реализации проекта :
I этап: подготовительный.
- Создание необходимых условий для реализации проекта;
- информация для родителей о предстоящем проекте, привлечение их к участию в проекте;
- подбор художественной литературы для чтения, презентации, конспектов НОД, бесед, консультаций для родителей;
- подбор наглядно – информационного материала для просмотра;
- подбор сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций и музыкальных произведений;
- работа с методическим материалом, литературе на данную тему;
- разработка плана мероприятий по теме проекта.
II этап: практический.
Беседы:
• «Лекарственные растения»
• «Жалобная книга природы»
• «Здравствуй, маленький цветок»
• «Жила – была мать – и - мачеха»
• «Целебные свойства мяты»
• «Волшебный листок - подорожник»
• «Календула»
• «Могучий доктор - девясил»
• «Лекарственная ромашка»
Цель: выявить уровень знаний детей о лекарственных растениях; дать знания о целебных свойствах растений, их пользе для человека.
• НОД «Лекарственные растения»
• Игра – викторина «Что? Где? Когда?». Цель: Приобщать детей к здоровому образу жизни, использовать природные ресурсы для укрепления здоровья.
Дидактические игры:
• «Съедобное - несъедобное» Цель: закрепить знания детей о ядовитых лекарственных растениях.
• «Определи по запаху». Цель: научить детей определять растения по запаху.
• «Узнай по описанию». Цель: уточнить знания детей о растениях по их характерным признакам.
• «Узнай и назови», «Четвёртый лишний», «Какого растения не стало» Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях.
• «Две корзины» Цель: научить детей отличать и классифицировать растения.
• «Вершки - корешки» Цель: закрепить знания детей о том, какие части растения используются для лечения.
Сюжетно – ролевые игры:
• «Аптека»
• «Лесная аптека»
• «Поликлиника»
• «Фитобар»
• «Магазин лекарственных растений»
Рисование:
• «Одуванчик»
• «Мать – и - мачеха»
• «Календула»
• «Подорожник»
• «Расцвела в саду ромашка»
Аппликация:
• «Наши помощники»
• «Первоцветы»
• «Расцвела в саду ромашка»
Чтение художественной литературы:
• И. Токмакова «Одуванчик»
• К. Паустовский «Заботливый цветок»
• Г. Новицкая «Разместились белые ромашки»
• Л. Некрасова «Расцвела в саду ромашка»
• Т. Голикова «Пусть пижма скромна, да лечебная все же»
• Е. Серова «Их видимо-невидимо не сосчитаешь их»
• Т. Тарасова «Золотое море-спеют колоски»
• Разучивание загадок, стихов, народных примет.
Познавательно-исследовательская деятельность:
• Целевая экскурсия по территории детского сада.
• Экскурсия по экологической тропе детского сада.
• Ознакомление со строением и свойствами растений.
• Рассматривание растений с помощью опытно-экспериментального оборудования.
• Выращивание рассады лекарственных растений.
• Наблюдение за ростом и развитием лекарственных растений.
Труд в природе:
• Выращивание рассады лекарственных растений.
• Выращивание лекарственных растений на огороде, уход за ними и сбор растений.
Двигательная деятельность:
• Пальчиковая гимнастика: «Цветы».
• Физминутки: «Дождик, дождик», «Цветы».
• Дыхательные упражнения: «Василек», «Аромат цветов».
• Подвижная игра: «Цветы и дождик».
Музыкально-художественная деятельность:
П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов», В. Моцарт «Цветы», «Ю. Антонов «Не рвите цветы».
Продукты проектной деятельности :
• Изготовление альбома «Лекарственные растения».
• Картотека загадок и стихотворений на тему «Лекарственные растения».
• Составление гербария «Лекарственные растения».
Взаимодействие с родителями:
• Сбор информации о лекарственных растениях вместе с детьми.
• Изготовление альбома «Лекарственные растения» и гербария.
• Консультация на тему: «Народная медицина у нас под ногами».
• Памятка «Правила сбора лекарственных растений».
III этап: заключительный.
- Обобщение результатов работы, их анализ;
- закрепление полученных знаний;
- проведение НОД «Лекарственные растения, игры - викторины «Что? Где? Когда?»;
- презентация.
Реализовывая данный проект, мы пришли к выводу, что полученные ребёнком знания помогли им и их родителям использовать их в жизни. Итог проекта НОД «Лекарственные растения». Уровень участия родителей в проекте «Лекарственные растения» был высокий. Родители помогли нам сделать альбом «Наши помощники», собрали много информации о растениях, их полезных свойствах. На огороде мы вырастили лекарственные растения, собрали их и пили чай с мятой, ромашкой.
Активность родителей, их заинтересованность в проекте отразились на знаниях детей по этой теме. По ожидаемым результатам дети на итоговом занятии «Лекарственные растения» показали знания на высоком уровне, научились узнавать растения по их характерным признакам, как их можно применять при лечении разных болезней. Дети используют природоохранные умения в повседневной жизни, соблюдают правила поведения в природе. Родители стали меньше использовать таблетки, а больше стараются применять лекарственные растения при лечении, что очень важно для здоровья ребёнка.
Таким образом, задачи, поставленные в проекте «Лекарственные растения», были успешно реализованы благодаря тесному сотрудничеству детей, родителей и педагогов.