надежда видякина
Экологический проект «От семечка к семечку» с детьми средней группы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «От семечка к семечку» с детьми средней группы ДОУ.
Воспитатель Видякина Надежда Ивановна.
Тема проекта «От семечка к семечку».
Цель проекта : формирование у детей экологической культуры.
Задачи:
Публикация «Экологический проект „От семечка к семечку“ с детьми средней группы ДОУ» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Посадка и выращивание растений
- Проекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Развитие интереса к исследовательско - творческой деятельности у детей в процессе выращивания растений в огороде на подоконнике и высадке цветов в клумбы.
- Углублять и расширять знания детей о цветах и их разнообразии.
- Обобщить и расширить знания дошкольников о том, что растение – живое; об условиях, необходимых для его жизнедеятельности; об изменениях во внешнем виде растения, происходящих в процессе его роста и созревания (появляются и растут корни, листья, плоды и т. п.).
- Стимулировать познавательную активность.
- Развивать аналитическое мышление, умение находить причинно-следственные связи.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
- Закреплять трудовые умения и навыки в уходе за растениями.
Участники: воспитатели и дети средней группы «Почемучки», родители.
Тип проекта : исследовательско-творческий.
Вид проекта : групповой.
Этап проектной деятельности : подражательно-исполнительский.
Продолжительность проекта : долгосрочный (март – октябрь).
Ожидаемые результаты:
1. Дети научатся сажать и ухаживать за растениями, растущими в помещении и на клумбах, познакомятся с условиями их содержания.
2. Появятся знания и представления о росте растений в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.
3. Обогатится словарный запас по теме проекта, появится опыт коммуникативного общения при партнерских взаимоотношениях, появится навык свободного общения с людьми.
Презентация проекта родителям группы : форма проведения – родительское собрание.
Актуальность.
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для исследовательско-творческой деятельности детей.
В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение и самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении природы. И кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен осознавать последствия своих действий, иметь свои представления о законах природы. Поэтому важно с раннего возраста научить ребенка трудиться в природе, беречь ее, а взрослые должны поддержать и развивать интерес к открытиям и создать необходимые условия.
Предмет исследования: Огород на подоконнике.
Объект исследования: Растения: лук, саженец томата, петуньи, бархатцы.
Этапы реализации проекта :
организационный - февраль
основной – февраль- сентябрь
итоговый – первая неделя октября
План реализации проекта.
Организационный этап.
-Подбор художественной литературы: стихи и загадки, пословицы и поговорки, рассказы и сказки об овощах, экологические сказки. Подбор раскрасок на тему: «Что растет на грядке». Подбор картин и иллюстраций о растениях, растущих в огороде, о труде взрослых по уходу за ними.
-Беседа с родителями «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике»».
-Консультация для родителей «Учимся проектировать вместе».
-Выбор растений, для выращивания в группе на подоконнике.
-Приобретение посадочного материала: лук, семена бархатцев, петуньи. Приготовление емкостей для посадки, земли.
-Подбор орудий труда, необходимых в процессе работы на огороде, в клумбах.
Исследовательский этап:
-Мультимедийный просмотр «Виды бархатцев, петуньи».
-Рассматривание лука и семян бархатцев, петуньи.
-Посадка лука в землю, в стаканчик с водой.
-Посадка семян бархатцев, петуньи.
-Цикл наблюдений за посадками (сравнение, анализ).
-Наблюдение за ростом саженца томата.
-Регулярный уход за посадками (обеспечение светового и теплового режима, полив, рыхление почвы).
-Рассматривание натуральных образцов овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).
-Проведение дидактических игр: «В лесу, в поле, в огороде?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть?», «Разложи семена», «Вершки и корешки», «Найди по описанию».
-Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях.
-Беседы о том, как выращивают растения в теплице и оранжереях.
-Проведение с детьми подвижных игр : «Танец растений», «Цепочка», игра – хоровод «Цветы».
Заключительный этап.
Сбор семян бархатцев, плодов помидора. Беседа с детьми о достигнутых результатах. Выставка рисунков.
Описание проекта.
Работа по усвоению первоначальных представлений социальных отношений осуществляется в повседневной жизни путем участия в коллективных мероприятиях. На основе взаимодействия со сверстниками и взрослыми развиваются собственные позиции, оценки.
Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности, в нашем случае проект на тему «От семечка к семечку». Наш проект, основываясь на лично – ориентированный подход к обучению и воспитанию, развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки хозяйственно-бытового труда в природе, формирует навыки сотрудничества и повышает уровень речевой активности через взаимодействия с воспитателями, родителями, детьми.
В основе проекта «От семечка к семечку» лежит исследовательский поиск в различных направлениях (способность к началам анализа, синтеза, самооценки, наблюдениям, а также стремление к совместной творческо-исследовательской деятельности детей, педагогов, родителей. Участвовать в проекте приглашались и родители. Многие из них по собственной инициативе подключились к работе: приобретали необходимый материал, вместе с детьми ставили эксперименты дома (выращивали лук в контейнере и в воде, принесли саженец томата для наблюдения за его ростом, смастерили клумбы для цветов на участке нашей группы.
Работа в рамках проекта способствовала формированию коммуникативных навыков, умению сотрудничать детей и взрослых при достижении единых задач в уходе за огородом на подоконнике и в цветниках. Возникающие спорные вопросы по ходу эксперимента дети задавали своим родителям, воспитателям, а затем высказывали свои мнения в группе.
В качестве объекта исследований были выбраны растения: лук, томат, бархатцы, петуньи.
В проекте были соблюдены правила этапности создания проекта.
Первоначально подобрали материал, информацию в книгах, журналах, интернете, а также оповестили родителей о начале реализации нашего проекта.
Освежили в памяти полученные знания об овощных культурах и навыках ухода за ними. Вспомнили и условия выращивания овощных культур, продолжили знакомиться с трудом взрослых, которые работают на земле, выращивая продукты питания. Мы очень дружно с ребятами включились в работу по выращиванию культур: сеяли семена, пикировали рассаду, поливали, рыхлили землю, высаживали рассаду в клумбы, наблюдали, убирали сорняки, общались.
Дети активно делились информацией и новыми знаниями между собой. В ходе проекта проводили ряд исследований, как в группе, так и дома. У лука, который рос в воде, хорошо были видны корни и можно было наблюдать за ростом не только зеленых перышков растения, но и корней.
Дети узнали много нового о растениях и осознали, что их объекты исследования - живые, что они не могут жить сами по себе, они обитают в определенной среде и их жизнь зависит от многих факторов.
Для успешной реализации проекта потребовалось оснащение экологической зоны группы. Были приобретены и изготовлены дидактические игры: «В лесу, в поле, в огороде?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть?», «Разложи семена», «Вершки и корешки», «Найди по описанию», а также материал и оборудование для опытов и занятий по данной теме.
В ходе проекта мы добились развития у детей элементов экологического сознания. Это, во-первых, потребность в общении с природой, которая является отправной точкой формирования экологической культуры ребенка, как правило, не отделяющего себя от природы, воспринимая себя частью этой природы; во-вторых, эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные. Так, например, при положительных - формируется осознание ценности природы, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности. Еще одним условием воспитания экокультуры является необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески и самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир.
Заключительное мероприятие проекта - просмотр детьми и родителями презентации «От семечка к семечку», беседа с детьми о полученных результатах и выставка рисунков по данной теме. Мы надеемся, что дети нашей группы никогда не станут рвать и топтать цветы в природе и клумбах, ценя красоту природы и труд людей.