Ирина Денисова
Эколого-образовательный проект «Всё начинается с семечка»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы проекта: воспитатели Денисова И. А., Ковалева Е. Э., учитель-логопед Балыбердина О. В
Участники проекта: Педагоги-родители-дети
Срок проведения проекта: 3 недели
Цель:
Формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через познавательную деятельность.
Задачи:
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- Развитие познавательных способностей;
Публикация «Эколого-образовательный проект „Всё начинается с семечка“» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Посадка и выращивание растений
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
- Развитие творческого воображения, творческого мышления, коммуникативных навыков;
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- Ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Актуальность проекта:
Проблема экологического образования одна из самых актуальных на сегодняшний день. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент экологической культуры ребенка, который ему предстоит развивать в будущем.
С помощью наблюдений, рассматривания, сравнения, бесед, познавательных и развивающих игр, мы, взрослые, стремимся помочь детям войти в реальный современный мир и познать его, приобщить к общечеловеческим ценностям, научить быть умелыми, способными войти в социум.
Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, не замечают иногда главного.
С раннего детства ребёнок видит вокруг себя разнообразие овощей и фруктов. Малышей привлекают их форма окраска, величина, вкус, запах. Постепенно дети запоминают название, начинают находить знакомые среди них.
Однако, дети, почти не имеют представления об отдельных признаках растений (каждое растение имеет семена).
Этот вопрос нас и привёл к созданию проекта «Всё начинается с семечка».
Мы выбрали тему проекта, так как она понятна по своему содержанию детям: знакомит с объектами живой и неживой природы, развивает наблюдательность, воспитывает бережное отношение к природе.
Эта тема включает в себя разнообразные виды детской деятельности: поисковую, творческую, продуктивную.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ подготовительного этапа работы
Совместная деятельность
а)Педагогов и детей
1. Модель трёх вопросов:
- Что мы знаем?
Овощи выращивают на огороде, а фрукты- в садах. В городах овощи и фрукты покупают в магазинах. Они все разные (цвет, форма, размер, вкус). Овощи и фрукты выращивают для питания. Каждое растение имеет семена.
- Что хотим узнать?
Как выглядят семена и косточки в овощах и фруктах. Хотим узнать какого они цвета, размера, формы.
- Что делать, чтобы узнать?
С помощью родителей собрать семена и косточки, найти картинки, иллюстрации. Помочь воспитателям в организации сбора экологической коллекции. В детском саду рассмотреть, сравнить семена разнообразных плодов.
2. Формирование положительной мотивации для реализации проекта через наблюдение.
3. Формирование способов систематизации наглядного материала и литературы.
б)Педагогов, детей и родителей
1. Знакомство с темой проекта.
2. Подготовка родителей к совместной работе (воспитатели-родители-дети): выполнение заданий по сбору семян и косточек, картинок, иллюстраций, загадок для экологической выставки в детском саду «Природа вокруг нас» (проект в группе «Все начинается с семечка»).
3. Продуктивная деятельность: экологическая коллекция «Всё начинается с семечка», дидактическая игра «Во саду ли, в огороде».
4. Пополнение предметно-развивающей среды для создания условий успешной реализации проекта.
в)Педагогов и родителей
1. Индивидуальные беседы с родителями на тему «Формирование у детей знаний об овощах и фруктах» - определение цели и задач.
2. Создание условий для реализации проекта.
г)Родителей и детей
1. Подбор наглядного дидактического материала и художественной литературы по теме проекта.
2. Путешествие по маршруту выходного дня в магазин «Овощи-фрукты», «Семена». Выполнение рекомендуемых заданий в рамках маршрута.
Самостоятельная деятельность
а)Организация развивающей среды
1. Игровая ситуация «С какой ветки детки?»»
2. Подбор подвижных, дидактических и пальчиковых игр.
3. Приобретение пособий, игрушек для настольного театра по сказке В. Сутеева «Мешок яблок»
4. Подбор материала для изготовления игрового пособия «Во саду ли, в огороде».
5. Подбор материала для создания экологической коллекции «Все начинается с семечка»
б)Свободная деятельность детей
1. Чтение, рассматривание книг, иллюстраций в рамках проекта.
2. Создание построек из строительного материала, из палочек Кюзенера, блоков Дьенеша.
3. Рисование, лепка, аппликация, конструктивно-модельная деятельность.
Ожидаемый результат
а)Дети
1. Расширение знаний об окружающем мире (овощи, фрукты, семена плодов); участие в сборе материала для выставки.
2. Накопление знаний произрастания плодов.
3. Становление речи ребёнка.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Экоколлекция «Всё начинается с семечка».
6. Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде».
б)Родители
1. Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.
2. Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.
3. Оптимизация внутрисемейных отношений.
в)Педагоги
1. Повышение уровня знаний и культуры у педагогических работников.
2. Поиск новых форм работы с детьми и родителями.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ основного этапа работы.
Совместная деятельность педагогов и детей
а)Социально-коммуникативное направление развития
-Игра «Чудесный мешочек».
-Игры с мелким строительным материалом «Овощехранилище».
-Игра «Вершки-корешки».
-Сюжетно-ролевая игра «Фруктовый ларёк»
-Беседа о правилах безопасного употребления овощей и фруктов в пищу
-Беседа «Правила безопасного поведения у обеденного стола»
-Игра «Съедобное- несъедобное»
б)Познавательное направление развития
-Рассматривание и сравнение «Угадайте, что в мешочке?»
-Рассматривание иллюстраций.
-Исследование материалов «Для чего нужны семена?» (рассматривание семян разных растений).
-Проращивание семян, проведение опыта, показывающего роль света, воды, тепла в развитии растений (семян).
-Беседа «Почтальон принёс посылку». Рассказать всем детям о том, что мы получили, но, не называя предмета. Уметь узнавать предмет по описанию.
-Магазин «Овощи-фрукты». Уметь сгруппировать предметы по категориям. Рассмотреть, описать и найти овощи, фрукты, семена и косточки. Сравнить.
-Пальчиковые игры «Овощи», «Урожай», «Фруктовая ладошка», «В сад за сливами», «Мы считаем».
-Обследование овощей и фруктов.
-Игра «Что в корзине?» (название, цвет, форма, размер, вкус).
-«Что сначала, что потом» (семечко-посадка-рост-цветение-плодоношение-созревание-покупка в магазине-мытьё-угощение).
в)Речевое направление развития
-Рассматривание картины «Уборка урожая» (учебно-наглядное пособие Н. В. Нищева).
-Пальчиковые игры «Урожай», «В сад за сливами»
-Беседа с детьми:«Праздник урожая» (отгадывание и загадывание загадок).
-Русская народная сказка «Вершки-корешки».
-Рассказ Л. Н. Толстой «Косточка».
-Стихотворение Ю. Тувим «Овощи».
г)Художественно-эстетическое направление развития
-Рассматривание репродукций:И. Е. Репин «Яблоки и листья»,И. И. Машков «Натюрморт. Синие сливы».
-Лепка. -Рисование. -Аппликация.
-Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством «Жостово».
-Подбор музыкальных произведений по теме проекта.
-Слушание музыкальных сказок (аудиозапись) «Мешок яблок», «Вершки-корешки».
-Разучивание песенок, потешек, скороговорок по теме.
д)Физическое направление развития
-Беседа «Еда вкусная и полезная. Что растёт на грядке?»
-Подвижные игры «Найди свой домик», «Волшебные стульчики», «Зайцы и волк», закаливающие процедуры, бодрящая гимнастика.
-Дидактические игры: «Можно – нельзя», «Полезно – вредно»
-Сюжетно-тематическое занятие «Прогулка в продуктовый магазин».
-Упражнения на релаксацию.
-Физкультурные минутки по теме.
Совместная деятельность педагогов, детей, родителей.
1. Участие в совместной выставке детского сада «Природа вокруг нас».
2. Экологическая коллекция «Всё начинается с семечка» (сбор материала, коллекция, выставка).
3. Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде».
Совместная деятельность педагогов и родителей.
1. Информация о цели, задачах проекта; методах и приёмах, форме организации проекта; ожидаемых результатах.
2. Индивидуальные консультации по домашнему чтению, по организации прогулок, экскурсий с детьми в рамках проекта.
3. Подготовка к выставке «Природа вокруг нас» (подбор семян, косточек, загадок, картинок, иллюстраций).
Совместная деятельность родителей и детей.
1. Домашнее чтение с ребёнком:
-Н. Носов «Про репку»
-Л. Н. Толстой «Косточка»
-В. Сутеев «Мешок яблок»
-Ю. Тувим «Овощи»
2. Рассматривание, сравнение овощей и фруктов, приготовление блюд.
3. Маршрут выходного дня:
магазин «Овощи-фрукты»
магазин «Семена».
4. Помощь родителей в сборе семян разных растений, употребляемых в пищу. Рассказать детям, как они используются. Принести семена, косточки в группу для экологической коллекции «Всё начинается с семечка».
Самостоятельная деятельность детей: организация предметно-развивающей среды.
Игровая ситуация: магазин «Овощи-фрукты».
Материал:
- строительно-конструктивный;
- наглядный (фотографии, иллюстрации);
- речетворчество (загадки, стихи, картинки);
1 этап – Продуктивная деятельность по теме проекта:
- Лепка «Репка»,
- Аппликация «Фрукты в вазе»,
- Рисование «Яблоки» (натюрморт).
- Конструктивно-модельная деятельность из природного материала)семена, косточки плодов).
- Комплексное занятие «Живые семена».
2 этап – «Семена плодов». Дидактический природный материал.
3 этап – Правила по ОБЖ: дидактические игры «Можно- нельзя», «Полезно-вредно».
Самостоятельная деятельность детей: свободная деятельность.
4 этап – Игры в свободной деятельности детей: в группе, на прогулке;
создание условий (игры, пособия, материалы, иллюстрации, крупный и мелкий строительный материал, наборы овощей и фруктов).