Анна Александровна Калёнова
Экологический проект «Осень золотая» в первой младшей группе
Значимую роль в экологическом образовании детей играет исследовательская и практическая деятельность в природных условиях, а это в свою очередь способствует развитию любознательности. Экологическое образование будет эффективным, если изучать природу не только по фотографиям и картинкам, но и через эмоциональное восприятие трав и деревьев, через прямой контакт ребёнка с природой.
Публикация «Экологический проект „Осень золотая“ в первой младшей группе» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2022
У детей младшей группы небольшой жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением многих процессов и явлений в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Куда прячутся насекомые?», «Куда и зачем улетают птицы?», «Зачем опадает листва?» и т. д. Ребята любознательны и хотят всё знать, поэтому я приняла решение провести углубленную работу по ознакомлению дошкольников с природой через познавательно-творческую деятельность. На сегодня всё чаще ставится вопрос об охране природы, об охране окружающей среды, которая окружает нас. Одна из серьёзных задач для общества сегодня - прививать уважение и любовь к родной природе с малых лет. Поэтому нам, взрослым, следует помочь малышам увидеть мир природы, который нас окружает в жизни, и научить их беречь его.
Методический паспорт проектной деятельности.
Название проекта: «Осень золотая».
Вид проекта: познавательно-творческий.
Длительность проекта: 2 неделя.
Участники проекта: воспитатели, дети первой младшей группы, родители.
Цель: создать условия для знакомства с характерными особенностями осенних изменений в природе.
Задачи:
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Учить дошкольников наблюдать за сезонными изменениями в природе, а также отмечать характерные особенности времени года – осени;
- Расширять знания дошкольников о влиянии различных природных факторов на изменения в живой природе;
- Активизировать и расширять словарь на основе обогащения представлений об окружающем мире;
- Учить дошкольников любоваться красотой природы.
Этапы работы над проектом.
1. Подготовительный этап. Постановка цели и задач, подбор методической литературы, подбор художественной литературы, подбор игр, изготовление атрибутов и дидактических игр, обогащение развивающей среды, разработка сценария развлечения, создание презентаций, составление картотеки художественного слова по данной тематике.
2. Основной этап.
Познавательное развитие.
- Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на участке детского сада. Загадывание загадок о фруктах.
- Рассматривание иллюстраций, обследование трафаретов и муляжей листьев, овощей, фруктов, грибов.
- Беседы на темы: «Чем полезны овощи и фрукты», «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса», «Фрукты и овощи на нашем столе», «Для чего нужно кушать фрукты?», «Где спрятались витамины?», «Как правильно одеваться осенью на прогулку?», «Что растёт в саду и на огороде?».
- Дидактические игры: «С какой ветки детки», «Что где растёт», «Собираем урожай», «Овощи и фрукты», «Чего не стало», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек», «Времена года», «Собери картинку».
- Экспериментирование «Тонет - не тонет», «Мягкое - твёрдое», «Можно ли рисовать соком».
Социально-коммуникативное развитие.
Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».
Совместное украшение группы к осеннему празднику.
Сбор природного материала на прогулке для составления гербария.
Речевое развитие.
Пальчиковая гимнастика «Компот».
Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?».
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.
Дидактические игры: «Чьи листья», «Подбери предметы к признакам», «К нам пришла осень».
Чтение художественной литературы. Чтение стихов и рассказов: Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Унылая пора», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…», В. Авдиенко «Осень», И. Соколов-Микитов «Листопадничек», «Осень в лесу», «Золотая осень». Н. Сладков «Осень на пороге», М. Лесовая «Листья солнцем налились», русская народная сказка «Вершки и корешки», М. Дружинина «Весёлый огород», В. Степанов «Был у зайца огород», В. Сутеев «Яблоко», Е. Бацева «Сказка про фрукты». Н. Егоров «Листопад», И. Соколов – Микитов «Листопадничек», В. Бианки «Прячутся», М. Садовский «Берёзы», И. Бунин «Листопад».
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование на темы: «Дубовые листья», «Кленовые листья», «Осень».
Аппликация на тему «Консервируем овощи».
Лепка из пластилина на тему «Овощи и фрукты».
Театральная постановка на тему «Репка».
Просмотр мультфильма «Мешок яблок».
Физическое развитие.
Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Найди свой домик», «Перелёт птиц», «Ветер и листья», «Перенеси овощи и фрукты из обруча в обруч».
Пальчиковые игры: «Заяц и кочан капусты», «Вышел дождик на прогулку», «Мы капусту рубим», «Дождик», «Падают осенние листья», «Это деревья в лесу».
Дыхательные упражнения: «Листопад», «Сдуй капельку», «Сдуй листочек».
Заключительный этап.
Развлечение «Путешествие в осенний лес».
Выставка поделок из природного материала «Что нам осень подарила?»