светлана рулёва
Экологический проект «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБУ ССОН «Автозаводский дом для детей «НАДЕЖДА»»
Нижний Новгород
Разработала:
Воспитатель
Рулева Светлана Владиславовна
г. Нижний Новгород – 2023 год
Публикация «Экологический проект „Огород на окне“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ОГОРОД НА ОКНЕ»
Тип проекта : познавательно - исследовательский, творческий;
Участники: дети коррекционного отделения, воспитатель
Продолжительность - краткосрочный
Дата проведения: с 01 марта по 03 апреля 2023 г.
Актуальность темы
Детский возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира. Мы взрослые на этом этапе главные помощники. Ведь именно от нашего одобрительного слова, помощи и поддержки во многом зависит, разгорится или нет «искорка интереса» в «пламя открытий».
Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т. к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Для понимания объекта наблюдения большое значение имеют знания ребенка и его опыт. В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой.
Наблюдение приучает детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.
Участие детей с ОВЗ в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включенного наблюдения. Логично выстроенная деятельность по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.
Создание огорода на окне способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях, как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.
Проблема: дети в недостаточной степени имеют представления о необходимых условиях роста овощных культур; о пользе овощных культур для здоровья человека; недостаточно развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности; не сформированы практические навыки ухода за выращиваемыми овощными культурами.
Предмет исследования: огурец, помидор, лук.
Цель: вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных растений из семян, развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности.
Задачи:
1. формировать интерес к познавательной деятельности;
2. расширять знания об условиях роста растений (свет, тепло, влага, почва);
3. расширять и систематизировать знания детей об овощных культура: строение, польза, уход за ними;
4. учить наблюдать изменения в развитии и роста растений;
5. формировать умение выращивать рассаду из семян;
6. развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности;
7. развивать речь детей, активизировать словарь (семена, рассада, корень, посадить, углубление, условия);
8. разъяснять значимость труда.
Материалы и ингредиенты для проведения эксперимента:
Семена овощных культур, пластиковые стаканчики, горшочки и земля для посадки, лейка, грабли, лопатки, рыхлители.
Предполагаемый результат:
1. Формирование у детей экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивание растений из семян.
2. Развитие познавательных и творческих способностей.
3. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
4. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
5. Формирование у детей трудолюбия и бережного отношения к природе.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный: (1 неделя)
- определение цели и задач проекта,
- сбор информационного материала,
- подбор художественной литературы: поговорки, потешки, стихи, загадки, сказки. рассказы об овощах,
- создание условий для организации работы «Маленькие садоводы»,
- составление плана мероприятий по организации детской деятельности
2. Основной (или этап реализации проекта) : (2-5 недели)
Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта :
- посадка семян, ухаживание за ростками;
- беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
3. Заключительный: (6 неделя)
- подводятся итоги, итоговая беседа;
- фотоотчет о проделанной работе.
Продукты проекта : дневник наблюдений, картотека загадок, выставка поделок «Наш огород», фотоальбом «Веселые грядки», презентация проекта «Огород на окне».
План мероприятий
по реализации экологического проекта «Огород на окне»
№ Мероприятия Цели Сроки
1 этап – Подготовительный
1 Беседа с детьми «Можно ли вырастить овощи на окне?»
Вызвать у детей желание создать «Огород на окне» 1 неделя
2 Подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной и научной литературы. Подобрать информационный материал 1 неделя
3 Приобретение необходимого оборудования и материала для посадки семян. Создать условия для реализации проекта «Огород на окне» 1 неделя
2 этап – Основной
реализация проекта
1 Беседа с детьми «Необходимые условия для роста растений»
Познакомить детей с условиями и ростом овощных культур в домашних условиях
2 неделя
2 Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций об овощных культурах. Углублять и расширять представления о разных видах растений 2-4 недели
3 Д / игра «Что растет на огороде?». Закрепить знания детей об овощных и цветочных растениях, какие растут на огородах
2 неделя
4 Практическая деятельность «Посадка семян (лук, помидор, огурец)» Вызвать интерес к выращиванию огородных культур 2 неделя
5 Наблюдение
за ростом лука, салата Учить детей замечать изменения, которые происходят в росте растений. 3 неделя
6 Опытническая и экспериментальная деятельность детей «Что нужно для роста растений?» Учить делать самостоятельные выводы об условиях, необходимых для благоприятного роста растений. 3 неделя
7 С/р игры «Огородники», «Супермаркет», «Овощная база»
Расширять знания детей о профессиях, дать понятие, чем занимаются «огородники» 3-4 недели
8 Труд «Маленьких садоводов» Продолжать учить детей правильно ухаживать за растениями. 3-5 недели
9 Наблюдение за всходами семян помидор, огурцов Учить детей замечать изменения, которые происходят в росте растений 4 неделя
10 1. Беседа с детьми
«Витамины с грядки»
2. Срезка зелёного лука, употребление его во время обеда с основным блюдом Закрепить знания детей о том, что в овощах содержится большое количество витаминов и они очень полезны для людей. 4 неделя
11 Художественное творчество: рисование «Загадки с грядки» Расширять знание об овощах, вызвать интерес
к загадкам 4 недели
12 Наблюдение за ростом растений «Как развиваются растения» Отражение наблюдений за развитием растений в «Дневниках наблюдений» 3-5 недели
13 Д / игры: «Узнай на вкус»,
«Что сначала, что потом?»
Расширять знание детей об овощных культурах 5 неделя
14 Игры-эстафеты:
«Посади картошку», «Сварим борщ»
Развивать двигательную активность, вызвать интерес к играм-эстафетам 4-5 недели
15 Хороводные игры:
«Кабачок», «Огородная - хороводная», «Баба сеяла горох» Расширять знание об овощах, вызвать интерес играть в знакомые игры 4-5 недели
16 Творческие работы «Наш огород» Организовать тематическую выставку детских работ 5 неделя
3 этап – Заключительный
1 Составление фото отчёта по проекту.
Подведение итогов работы по проекту 6 неделя
Художественная литература
для чтения детям по теме проекта
№ Автор Название
1 Е. Алябина «Овощи»
2 Т. Шорыгина «Не сажайте огород возле дорог!»
3 А. Максакова «Посадили огород»
4 Г. Козырина «А у нас в саду порядок»
5 О. Емельянова «Что растет в огороде?»
6 В. Корнин «Что растет на нашей грядке»
7 А. Кочергина «Что растет у Натки на зеленой грядке?»
8 Рус. нар. сказка «Мужик и медведь»
9 Дж. Родари «Чиполлино»
По реализации проекта «Огород на окне»
были получены следующие результаты:
1. В ходе работы по проекту у детей сформировалось экологическое представление об овощных культурах.
2. Выращивая и ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития растений.
3. В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.
4. У детей сформировались знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.
Фотоотчет по проекту «Огород на окне»
Практическая деятельность с детьми «Посадка семян (лук, помидор, огурец)»
Труд «Маленьких садоводов»
Наблюдение за ростом растений «Как развиваются растения»