Елена Юрьевна Гребнева
Экологический проект «Наше дерево-рябина Алёнушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект "Наше дерево-рябина Алёнушка"
Подготовительная группа
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического образования дошкольников, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения к объектам природы.
Публикация «Экологический проект „Наше дерево-рябина Алёнушка“» размещена в разделах
- Дерево Рябина
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проект направлен на решение вопросов экологического воспитания (развития) детей в соответствии с базовой образовательной программой.
Существует экологическая проблема взаимоотношения человека с растительным миром. Именно поэтому я заинтересовала ребят принять участие в проекте «Наше дерево».
Срок реализации – долгосрочный.
Содержание проекта :
I этап – подготовительный;
II этап – исследовательский;
III этап – заключительный.
Цель проекта :
1. Выяснить представление детей о жизни деревьев, их отношение к ним, заинтересовать проблемой.
2. Поддержать естественный интерес ребенка к природе, его любознательность.
Задачи:
1. Выбрать дерево, которое нравится детям больше всего. Узнать, как оно называется;
2. Подумать, на что (или на кого) похоже дерево, придумать для него имя;
3. Узнать, кто посадил дерево;
4. Познакомить детей поближе с деревом – подойти к нему, шепнуть своё имя, обнять, погладить кору, послушать, что оно прошелестит в ответ;
5. Сделать кормушку и повесить на дерево. К нему будут прилетать птицы, чтобы спасать от нашествия гусениц;
6. Формировать у детей желание помогать и заботиться о деревьях как о живом существе.
В ходе проекта были использованы следующие методы и приё мы: беседа, путешествие по экологической тропе, наблюдение, игра, практический метод, художественное слово.
Ход образовательной деятельности.
I этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Для того чтобы начать проект «Наше дерево», я заинтересовала ребят предстоящей работой. Объяснила ребятам, что люди очень заняты своими делами и мало внимания обращают на деревья. Деревьям грустно, им не хватает детского внимания, заботы, тепла.
Я попросила детей подружиться с ними, выяснить, как они живут, в чём нуждаются. Если каждый человек найдет себе друга среди деревьев, то все деревья и все люди на Земле станут друзьями и будут счастливыми.
С детьми провела беседу о деревьях :
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья дети знают?
3. Деревья живые или нет? Почему дети так считают?
4. Много ил деревьев растет около нашего детского сада? Как они называются?
5. Много ли деревьев растет около дома детей?
6. Как дети думают, кто сажает деревья в нашем селе?
7. Как они считают, в нашем селе мало или много деревьев?
На подготовительном этапе дети подружились с деревьями, выяснили, как они живут, в чём нуждаются.
Совершили экскурсию по экологической тропе детского сада с целью выбрать самое красивое деревце на нашем участке. Сделали вывод, что каждое дерево прекрасно по-своему, но самое красивое, нарядное, молодое деревце – рябина.
ПОРТРЕТ НАШЕГО ДЕРЕВА :
Возраст – молодое
Его высота – 2 м
Ширина – 20 см
Растет оно у нас во фруктовом саду, окружают её подружки – молодые деревца – слива, вишня.
Ребята придумали рябине имя. Похожа она на добрую девочку «Алёнушку».
Исследовательский этап. Каждый ребенок познакомился с «Алёнушкой», тихонько шепнул свое имя, обнял, погладил кору, а в ответ услышал шелест листочков. Дети поделились своими впечатлениями, что ответило им деревце в ответ :
• Какие вы добрые, внимательные дети.
• Как мне приятно, что вы выбрали меня и умеете любить и заботиться о других деревьях.
• Я благодарна за вашу заботу, бережливость.
• Будьте всегда к нам добрее, берегите нас, ведь мы вам очень нужны.
• Все мы, деревья, приносим пользу: очищаем воздух, лечим, кормим людей и зверей.
Каждая встреча с «Нашим деревом» вызывало у детей познавательный интерес.
В течение каждого сезона ребята наблюдали за рябиной. Здоровались с деревом, рассматривали ствол, веточки, листочки, ягодки.
Сравнивали дерево с человеком : кора – это кожа дерева. В одном месте она шершавая, в другом – гладкая, теплая, мягкая. Выяснили с детьми: раз кора – это кожа дерева, значит, ему тоже бывает больно, когда на стволе «пишут» ножом или бросают в него какой-нибудь острый предмет. У дерева тоже появляются ранки-трещинки, как у нас, когда мы, например, порежем палец. Корни – это «ноги» дерева. Они держат его на земле, по ним растение получает пищу.
С детьми проводили исследование – почему дерево не падает? Почему не можем вытащить дерево из почвы?
Каждый раз обсуждали с детьми, какое настроение у дерева грустное, веселое, сердитое, хмурое, радостное. Узнавали с детьми, когда у дерева менялось настроение, от чего это зависело. Дети узнали, что в солнечную погоду у дерева одно настроение, в дождливую, ветреную – другое.
С детьми проводили акцию «Добрые дела» : «Помоги дереву», создали отряд «Юные экологи» (Защитники природы, на участке детского сада и за его пределами совершали «добрые поступки» (вешали кормушку и скворечник).
Посещали лабораторию «Любознайка» для практической деятельности (дети рассматривали веточки, листья, плоды рябины под микроскопом, в лупу) и делали выводы; эколого-оздоровительный центр «Фитобар «Рябинка» (дети узнавали о лекарственных свойствах рябины, оздоравливали организм, употребляя фиточай).
На заключительном этапе дети сочиняли рассказы о том, как менялось дерево в течение года, в каком наряде оно выглядело лучше всего, сказки, используя свои наблюдения, отображали впечатления от общения с природой в художественно-творческой деятельности (рисунки, поделки, аппликация, ручной труд (рябиновые бусы, браслеты – подарок мамам, друзьям) с использованием разнообразного материала: природный – солому, ягодки, листья; бросовый – вату, зубную пасту, нитки, карандаши, мелки, акварель, гуашь, цветную бумагу для обрывной аппликации; сыпучие – соль, макароны, пшено, горох).
С детьми отметили праздник «День рождения рябинки» с участием родителей (организация чаепития с рябиновый вареньем, пирогами) На празднике были использованы песни, танцы, игры, хоровод, стихи.
На выпускном балу всем детям была вручена похвальная грамота за активное участие в экологическом проекте «Наше дерево», за доброе, чуткое отношение к природе.
Заключение
Благодаря проекту дети узнали, что нужно деревьям для жизни. Деревья, как и люди, нуждаются в заботе и бережном отношении. Участвуя в проекте, ребенок привыкает находить выход из сложившейся ситуации, развиваются творческие способности и коммуникативные навыки.