Оксана Калинина
Экологический проект «Мы и деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде, развитие коммуникативных качеств и стремление проявлять заботу о сохранении природы посредством сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
• Научить детей узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам;
• Сформировать понятие об основных потребностях дерева в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития;
• Уточнить представление о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них;
Публикация «Экологический проект „Мы и деревья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2022
• Углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека;
• Вовлечь детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе;
• Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность;
• Продолжить знакомство со стихами, песнями, загадками и рассказами о природе;
• Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие;
• Способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения.
Актуальность:
В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе.
Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.
Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми. Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства. Дошкольные учреждения как раз и призваны сыграть в этом важнейшую роль, обеспечив полноценное физическое, психическое и духовное развитие, став одновременно и просветительскими центрами для родителей.
Суть моего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно – нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы – обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.
Теоретические основы экологического воспитания детей
Изучение природы на дошкольном этапе, также как и в последующем, затрагивает все области интеллектуального, духовно-нравственного развития малыша, а именно формирует сочувственное отношение к окружающему миру, то есть занимается формированием нравственных ценностей; наполняет систему экознаний и представлений, то есть развивает интеллект; учит видеть красоту мира через деятельностный подход (например, уход за растениями, домашними животными и т. д).
Для этого на каждом занятии, посвящённому изучению окружающего мира, нужно формировать простейшие представления о природе, о взаимосвязях всего живого; приобщать к труду, так как это показатель заботы об окружающем мире; воспитывать уважение и любовь к природе, а также прививать понимание важности заботы о ней. Задачи воспитания экологического самосознания должны работать на реализацию поставленных целей, то есть формировать и развивать любознательность малышей; развивать креативность; давать элементарные представления о себе, других людях, отдельных составляющих природы (цвет, размер, материал, форма, звук, темп, причины и следствия того или иного явления, а также о взаимоотношениях между ними; воспитывать уважение к общему дому — планете
Земля — и с пиететом относиться к народам её заселяющим.
Цель воспитания ребенка – всестороннее развитие его личности. Но прежде всего ребенок должен быть здоров. А о каком здоровье может идти речь в наше время – время экологических катастроф. Поэтому основной проблемой остается одна: дать возможность детям выжить, вырасти здоровыми. А это значит, мы должны учить детей экологически мыслить с дошкольного возраста.
Во-первых, детская душа чиста. Она изначально любит весь окружающий мир, всю живую и неживую природу. Бунтуют против несправедливости, особенно в отношении «братьев наших меньших». Эти чувства должны в детях культивироваться.
Во-вторых, то, что ребенок научится с младенчества жить в гармонии с природой.
В-третьих, любящие родители через своего ребенка смогут понять, что в жизни важнее оставить ему в наследство чистую воду, чистый воздух.
Человек, воспитанный в коллективе, где дается всем соответствующим поступкам экологическая оценка, не сможет в будущем отравлять, загрязнять, убивать окружающую среду, природу.
В процессе экологического воспитания дошкольников важную роль играют целенаправленность и систематичность. В любое время года, в любое время суток необходимо в детях выращивать добрые помыслы в отношении к природе.
С этой целью мы ведем экологическую работу по двум направлениям:
1) самостоятельные экологические занятия;
2) другие виды занятий, на которых решаются экологические проблемы.
Формируем экологически – грамотное отношение детей к природе через беседы, занятия экологического характера, наблюдения, опытническую, исследовательскую деятельность, творческое общение, экскурсии.
Для работы с детьми имеется уголок природы, дидактический материал, игры экологического содержания.
Продолжительность проекта
Тип проекта : Смешанный
Участники проекта : Дети-педагоги-родители
Тип проекта : Познавательно-исследовательский
Направленность проекта : Развитие детей старшего возраста
Форма проведения: групповая
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап.
1. Составление лэпбука «Домашние и дикие животные».
2. Анкетирование родителей.
3. Работа с родителями по оказанию помощи в изготовлений дидактических игр для детей
4. Изготовление картотеки дидактических игр.
Практический этап.
Вид деятельности - участники
Д/и «Береги живое»-воспитанники
Чтение художественной литературы - воспитанники
Беседа на тему «Растения-фитотерапевты»- педагоги ДОУ
Д/и «Найди, что опишу» -воспитанники
Д/и «Что будет, если…»-воспитанники
Беседа с рассматриванием камней, созданных самой природой. -педагоги ДОУ
Д/и «Город, в котором хотел бы я жить»- воспитанники
Беседа «Деревья и кустарники на участке»- воспитанники
Лото «Дары природы»- воспитанники
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛЭПБУКА «Домашние и дикие животные»-педагоги ДОУ
Д/и «Природа и человек»- воспитанники
Консультация на тему «Составление дидактических игр»- родители воспитанников
Анкетирование -родители воспитанников
Просмотр презентации «Мы – друзья природы»- педагоги ДОУ
Экспериментирование «Очистка грязной воды»-воспитанники
д/и «Домашние животные»- воспитанники
Создание поделок из природного материала- родители и воспитанники
Кормление птиц зимой- воспитанники
Игра «Лиса и зайцы»- воспитанники
Просмотр презентации «Деревья»- педагоги ДОУ
Лепка из соленого теста «Птицы»- воспитанники
Чтение рассказа «Осенние похождения крольчат»-педагоги ДОУ
Консультация «Общение с природой – один из резервов контакта с ребенком» - родители воспитанников
Выставка поделок из природного материала- воспитанники
Загадки об обитателях леса -педагоги ДОУ
Д/и «Человек – верный сын природе» - воспитанники
Экспериментирование «Почва: необходимость удобрений для роста растений» - воспитанники.
Заключительный этап.
1. Презентация проекта : «Деревья»
2. Выступление на педсовете об итогах проекта.