Любовь Васильевна Белокобыльская
Экологический проект «Лето, песок и вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : краткосрочный, познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта : воспитанники «Афипского ЦПД» от 3-до5 лет и дети с ОВЗ, воспитатели, родители воспитанников.
Сроки реализации проекта : три недели
Проблема: Первые социальные игры ребенка возникают в песочнице. Строя на песке, ребенок выражает мир своей души, полный фантазий и реальности. Личность каждого ребенка уникальна. Создание условий- «Песок-вода»- одна из тех техник, которая позволяет раскрыть эти способности.
Публикация «Экологический проект „Лето, песок и вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Лето
- Лето. Проекты летние
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2024
Актуальность: Игра является ведущей деятельностью ребенка на протяжении всего дошкольного детства (Л. С. Выгодский). Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, являются песок и вода. Это любимые всеми детьми объекты для игр и для исследовательской деятельности. Игры с песком и водой способствуют формированию познавательной активности, повышению жизненного тонуса, создают у детей радостное настроение, обогащают сенсорные представления детей. Особенно актуальным это является для детей с ОВЗ.
Цель: Расширение представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ о свойствах воды и песка в процессе, в разных видах деятельности, снятие внутреннего напряжения, что позволяет повысить уверенность в себе.
Задачи:
развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений;
развитие фантазии, творчества, воображения;
снятие эмоционального напряжения, состояния внутреннего дискомфорта и развитие связной речи.
Ожидаемые результаты:
развитие у ребенка фантазии, эмоциональности;
активизация словарного запаса;
расширение знаний детей о свойствах воды и песка;
накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой;
сотрудничество родителей, педагога и детей в реализации проекта;
получение удовольствия от результата работы в коллективе.
Этапы реализации проектной деятельности :
1-й этап-подготовительный;
-постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми, подбор художественной литературы.
2-й этап-основной;
-проведение игр с песком, водой.
-опытно-экспериментальная деятельность.
-чтение и рассматривание художественной литературы
-разучивание стихотворений, песен, потешек.
-консультации для родителей.
-поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
3-й этап-заключительный;
Фотоотчет проекта. Подведение итогов.
Реализация проекта :
Сроки Совместная деятельность Самостоятельная деятельность
I неделя Опыт 1: Наблюдение за свойствами песка (сухой и влажный)
Цель: знакомство со свойствами песка (сухой, сыплется, влажный-сохраняет форму).
Пение песенки: «Я пеку, пеку, пеку»,
Игры с песком и водой
«Испечем куличики»
Цель: развитие тактильно-кинестетических ощущений, мелкой и крупной моторики.
Увлажните песок при помощи лейки. Предложите ребенку вылепить из мокрого песка разную «выпечку» : пирожки, рогалики, пирожные, тортики. Выпечку можно украсить. Пусть дети угостят кукол, игрушечных зверей. Для этой игры можно использовать формочки.
Опыт2: «Тонет, не тонет» Вам потребуется таз с водой. Подайте ребенку коробку с разными предметами и предложите бросать в воду по одной. Побеседуйте, почему одни предметы тонут, а другие остаются на поверхности.
Цель: В ходе экспериментальной деятельности ребенка мы искусственно создаем ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, во время которого он учится анализировать, совершать какие-то небольшие умозаключения, чем, в свою очередь, стимулирует развитие речи.
Поливка песка из леечек
рыхление лопаткой.
Цель: освоение способов обращения с леечкой и лопаткой.
Игра: «Я рисую на песке»
Цель: развитие крупной и мелкой моторики, развитие речи.
1. Ребенок рисует пальчиками или палочкой солнышко, тучку, домик, человечка. Все рисунки можно объединить в один сюжет и придумать маленький рассказ.
2. Конкурс «Песочных картин», при этом разрешается украшать свои произведения камушками, палочками, листочками и другим бросовым материалом.
Игра: «Рыбалка»
Цель: Развитие цветовосприятия, умения действовать по просьбе взрослого.
1. Предложите детям тазик с водой, набор для ловли рыбок (удочку и рыбок) и дайте им попробовать поймать свою золотую рыбку. Можно даже на улов загадать желание.
2. Положите в таз разные легкие игрушки, чтобы они плавали на поверхности, и дайте их выловить сачком или ситечком.
3. Бросьте в воду шарики разного цвета и попросите вылавливать шарики по Вашей команде, например: «Поймай красный шарик; красный и желтый шарик; поймай 2 шарика» и т. д.
II
неделя Проговаривание потешки «Водичка»
Опыт3: «Мокрый песок» (полить сухой песок водой)
Опыт4: «Песок может двигаться»-просеивание сухого песка через сито.
Цель: знакомство с понятиями быстро – медленно, развитие сообразительности.
Для проведения этой игры Вам потребуется сухой песок.
1. Предложите ребенку насыпать в ситечко песок и дайте посмотреть, как он высыпается. Дети это могут делать бесконечно.
2. Предложите ребенку перемешать песок с игрушками, камешками, веточками, а затем достать все, что оказалось в песке при помощи ситечка. Наберите в ситечко песок с игрушками и поднимите, песочек высыплется, а игрушки останутся. На эту тему можно побеседовать (почему песочек убежал, а игрушки остались)
3. Предложите высыпать через ситечко сухой песок, а затем увлажненный. Побеседуйте о том, почему сухой песочек пробежал через ситечко, а сырой нет.
4. Подобные игры можно провести с воронкой. Можно взять 2 воронки: одну большую, другую маленькую и ставить опыты, из какой воронки песочек «выбежит» быстрее.
Дид. игра: «Тайничок».
Цель: учить закапывать в песок предметы и откапывать
их.
Опыт5: дайте ребенку 2 миски, в одну из них налейте воды, а вторую оставьте пустой. Предложите ребенку губкой «перенести» воду из одной миски в другую. Другой вариант: используйте вместо губки деревянную ложку. Проведение опытов с мокрым песком, используя различные формочки.
Опыты с сухим песком (сито для песка)
Копание песка совком «Угадай, что спрятано в песке?», «Что я закопала в песок?», «Норка для мышки»
Игра с плавающими игрушками- «Путешествие кораблика»
Цель: развитие дыхания
1. Нужен таз с водой. В качестве корабликов могут выступать скорлупки от орехов, можно даже сделать парус этому кораблю. Деткам предлагается запустить свой кораблик и дуть на него, чтобы он плыл как по морю, заодно поработаете над дыханием.
2. Пускать кораблики из разного материала: кусочки пенопласта, щепки, травинки, перышки. Можно в процессе игры дуть и делать водоворот руками.
III
неделя Чтение стихотворения М. Ершовой
«Песочница»
Цель: вызвать эмоциональный отклик от знакомой обстановки.
Игра: «А у нас сегодня праздник»
Цель: создание эмоционально положительной атмосферы, обучение построению небольшого сюжета.
Дети используют в игре кукол, фигурки животных, разную мелочь для праздника. Попробуйте поиграть с ними в такую игру: дети и животные собрались на праздник. Часть детей собирает игрушечных друзей на праздник, усаживают их в машинки и везут на праздник. Часть детей занимается подготовкой места для праздника: украшают его, пекут пироги, раскладывают по тарелочкам, потом встречают гостей и угощают «выпечкой». В это время можно петь песенки, ( например: песня «Пирожки»- Н. Кукловской, музыка А. Филиппенко.) смеяться, а если есть музыка – даже потанцевать.
Опыт6: Свойства воды (прозрачность, запах, вкус)
Цель: Показать, что вода прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличается от сока, молока и других жидкостей. Игры в песочнице с формочками и лопатками.
Игра: «Постройка из камней дорожки к домику зайчика»
Цель: Познакомить со свойствами камней: твердые, тяжелые, ими можно украсить постройку из дорожки к дому зайчика.
Игра «Напои песочек»
Цель: развитие интереса к работе с песком, опытам.
Сухой песок хорошо впитывает воду, моим ребяткам очень нравится эта игра. Мы проводим ее и на улице и в кабинете. Предложите детям отсыпать из сухого песка большую горку, сделать кулачком углубление в верхней части горки и аккуратненько вливать туда воду тонкой струйкой. В горке образуется еще одно углубление, вода в нем похожа на озерко, которое постепенно впитывается в берега.
Игра: «Завариваем чай»- изменение цвета воды-подкрасить воду акварельными красками.
Итог:
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими принята, что позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей.
В ходе реализации проекта дети приобрели интересные знания о воде и песке, начали проявлять интерес к экспериментальной деятельности.
И можно с полной уверенностью говорить о том, что игры с водой и песком оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия ребенка. Они помогают создать хорошее настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, а также помогают накапливать жизненный опыт и развивают познавательную сферу ребенка.
Консультация для родителей детей с ОВЗ: «Играем с песком дома и на улице»
Список используемой литературы:
Аромштам М. «Игры на влажном песке»/М. Аромштам/ / Дошкольное образование: издательского дома «Первое сентября».2006. Дошкольное образование – игры – психология – психотерапия-песочная психотерапия- занятия
Алябьева Е. А. Как организовать работу с детьми летом. – ТЦ Сфера, 2012г.
Бережная,Н. Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н. Ф. Бережная. / /Дошкольная педагогика. -2007.
Детская психология – дошкольники - эмоционально-волевая (коррекция)- игры с песком –песочная терапия – занятия с песком – познавательные игры – занятия.
Варыгина В. В. Горбач Т. В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем». – Курск., 2010г.
Детская психология – моторика рук (развитие) – песок (игры) Васильченко,Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л. Васильченко /Развитие и коррекция-2001.
Грабенко,Т. М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т. М. Грабенко/ /Дошкольная педагогика. -2004.
Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010г.
Соляник Е. Н. Развивающие игры для детей раннего возраста. - СПб. : Детство - Пресс, 2010г.
Интернет-ресурсы.
Жителева С. С. «Песочная терапия» /С. С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду. -2006.