Лучший педагог года

Экологический проект «Лето, песок и вода»

Любовь Васильевна Белокобыльская
Экологический проект «Лето, песок и вода»

Тип проекта: краткосрочный, познавательно-творческий, групповой.

Участники проекта: воспитанники «Афипского ЦПД» от 3-до5 лет и дети с ОВЗ, воспитатели, родители воспитанников.

Сроки реализации проекта: три недели

Проблема: Первые социальные игры ребенка возникают в песочнице. Строя на песке, ребенок выражает мир своей души, полный фантазий и реальности. Личность каждого ребенка уникальна. Создание условий- «Песок-вода»- одна из тех техник, которая позволяет раскрыть эти способности.

Актуальность: Игра является ведущей деятельностью ребенка на протяжении всего дошкольного детства (Л. С. Выгодский). Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, являются песок и вода. Это любимые всеми детьми объекты для игр и для исследовательской деятельности. Игры с песком и водой способствуют формированию познавательной активности, повышению жизненного тонуса, создают у детей радостное настроение, обогащают сенсорные представления детей. Особенно актуальным это является для детей с ОВЗ.

Цель: Расширение представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ о свойствах воды и песка в процессе, в разных видах деятельности, снятие внутреннего напряжения, что позволяет повысить уверенность в себе.

Задачи:

развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений;

развитие фантазии, творчества, воображения;

снятие эмоционального напряжения, состояния внутреннего дискомфорта и развитие связной речи.

Ожидаемые результаты:

развитие у ребенка фантазии, эмоциональности;

активизация словарного запаса;

расширение знаний детей о свойствах воды и песка;

накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой;

сотрудничество родителей, педагога и детей в реализации проекта;

получение удовольствия от результата работы в коллективе.

Этапы реализации проектной деятельности:

1-й этап-подготовительный;

-постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми, подбор художественной литературы.

2-й этап-основной;

-проведение игр с песком, водой.

-опытно-экспериментальная деятельность.

-чтение и рассматривание художественной литературы

-разучивание стихотворений, песен, потешек.

-консультации для родителей.

-поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

3-й этап-заключительный;

Фотоотчет проекта. Подведение итогов.

Реализация проекта:

Сроки Совместная деятельность Самостоятельная деятельность

I неделя Опыт 1: Наблюдение за свойствами песка (сухой и влажный)

Цель: знакомство со свойствами песка (сухой, сыплется, влажный-сохраняет форму).

Пение песенки: «Я пеку, пеку, пеку»,

Игры с песком и водой

«Испечем куличики»

Цель: развитие тактильно-кинестетических ощущений, мелкой и крупной моторики.

Увлажните песок при помощи лейки. Предложите ребенку вылепить из мокрого песка разную «выпечку»: пирожки, рогалики, пирожные, тортики. Выпечку можно украсить. Пусть дети угостят кукол, игрушечных зверей. Для этой игры можно использовать формочки.

Опыт2: «Тонет, не тонет» Вам потребуется таз с водой. Подайте ребенку коробку с разными предметами и предложите бросать в воду по одной. Побеседуйте, почему одни предметы тонут, а другие остаются на поверхности.

Цель: В ходе экспериментальной деятельности ребенка мы искусственно создаем ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, во время которого он учится анализировать, совершать какие-то небольшие умозаключения, чем, в свою очередь, стимулирует развитие речи.

Поливка песка из леечек

рыхление лопаткой.

Цель: освоение способов обращения с леечкой и лопаткой.

Игра: «Я рисую на песке»

Цель: развитие крупной и мелкой моторики, развитие речи.

1. Ребенок рисует пальчиками или палочкой солнышко, тучку, домик, человечка. Все рисунки можно объединить в один сюжет и придумать маленький рассказ.

2. Конкурс «Песочных картин», при этом разрешается украшать свои произведения камушками, палочками, листочками и другим бросовым материалом.

Игра: «Рыбалка»

Цель: Развитие цветовосприятия, умения действовать по просьбе взрослого.

1. Предложите детям тазик с водой, набор для ловли рыбок (удочку и рыбок) и дайте им попробовать поймать свою золотую рыбку. Можно даже на улов загадать желание.

2. Положите в таз разные легкие игрушки, чтобы они плавали на поверхности, и дайте их выловить сачком или ситечком.

3. Бросьте в воду шарики разного цвета и попросите вылавливать шарики по Вашей команде, например: «Поймай красный шарик; красный и желтый шарик; поймай 2 шарика» и т. д.

II

неделя Проговаривание потешки «Водичка»

Опыт3: «Мокрый песок» (полить сухой песок водой)

Опыт4: «Песок может двигаться»-просеивание сухого песка через сито.

Цель: знакомство с понятиями быстро – медленно, развитие сообразительности.

Для проведения этой игры Вам потребуется сухой песок.

1. Предложите ребенку насыпать в ситечко песок и дайте посмотреть, как он высыпается. Дети это могут делать бесконечно.

2. Предложите ребенку перемешать песок с игрушками, камешками, веточками, а затем достать все, что оказалось в песке при помощи ситечка. Наберите в ситечко песок с игрушками и поднимите, песочек высыплется, а игрушки останутся. На эту тему можно побеседовать (почему песочек убежал, а игрушки остались)

3. Предложите высыпать через ситечко сухой песок, а затем увлажненный. Побеседуйте о том, почему сухой песочек пробежал через ситечко, а сырой нет.

4. Подобные игры можно провести с воронкой. Можно взять 2 воронки: одну большую, другую маленькую и ставить опыты, из какой воронки песочек «выбежит» быстрее.

Дид. игра: «Тайничок».

Цель: учить закапывать в песок предметы и откапывать

их.

Опыт5: дайте ребенку 2 миски, в одну из них налейте воды, а вторую оставьте пустой. Предложите ребенку губкой «перенести» воду из одной миски в другую. Другой вариант: используйте вместо губки деревянную ложку. Проведение опытов с мокрым песком, используя различные формочки.

Опыты с сухим песком (сито для песка)

Копание песка совком «Угадай, что спрятано в песке?», «Что я закопала в песок?», «Норка для мышки»

Игра с плавающими игрушками- «Путешествие кораблика»

Цель: развитие дыхания

1. Нужен таз с водой. В качестве корабликов могут выступать скорлупки от орехов, можно даже сделать парус этому кораблю. Деткам предлагается запустить свой кораблик и дуть на него, чтобы он плыл как по морю, заодно поработаете над дыханием.

2. Пускать кораблики из разного материала: кусочки пенопласта, щепки, травинки, перышки. Можно в процессе игры дуть и делать водоворот руками.

III

неделя Чтение стихотворения М. Ершовой

«Песочница»

Цель: вызвать эмоциональный отклик от знакомой обстановки.

Игра: «А у нас сегодня праздник»

Цель: создание эмоционально положительной атмосферы, обучение построению небольшого сюжета.

Дети используют в игре кукол, фигурки животных, разную мелочь для праздника. Попробуйте поиграть с ними в такую игру: дети и животные собрались на праздник. Часть детей собирает игрушечных друзей на праздник, усаживают их в машинки и везут на праздник. Часть детей занимается подготовкой места для праздника: украшают его, пекут пироги, раскладывают по тарелочкам, потом встречают гостей и угощают «выпечкой». В это время можно петь песенки, (например: песня «Пирожки»- Н. Кукловской, музыка А. Филиппенко.) смеяться, а если есть музыка – даже потанцевать.

Опыт6: Свойства воды (прозрачность, запах, вкус)

Цель: Показать, что вода прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличается от сока, молока и других жидкостей. Игры в песочнице с формочками и лопатками.

Игра: «Постройка из камней дорожки к домику зайчика»

Цель: Познакомить со свойствами камней: твердые, тяжелые, ими можно украсить постройку из дорожки к дому зайчика.

Игра «Напои песочек»

Цель: развитие интереса к работе с песком, опытам.

Сухой песок хорошо впитывает воду, моим ребяткам очень нравится эта игра. Мы проводим ее и на улице и в кабинете. Предложите детям отсыпать из сухого песка большую горку, сделать кулачком углубление в верхней части горки и аккуратненько вливать туда воду тонкой струйкой. В горке образуется еще одно углубление, вода в нем похожа на озерко, которое постепенно впитывается в берега.

Игра: «Завариваем чай»- изменение цвета воды-подкрасить воду акварельными красками.

Итог:

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими принята, что позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей.

В ходе реализации проекта дети приобрели интересные знания о воде и песке, начали проявлять интерес к экспериментальной деятельности.

И можно с полной уверенностью говорить о том, что игры с водой и песком оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия ребенка. Они помогают создать хорошее настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, а также помогают накапливать жизненный опыт и развивают познавательную сферу ребенка.

Консультация для родителей детей с ОВЗ: «Играем с песком дома и на улице»

Список используемой литературы:

Аромштам М. «Игры на влажном песке»/М. Аромштам/ /Дошкольное образование: издательского дома «Первое сентября».2006. Дошкольное образование – игры – психология – психотерапия-песочная психотерапия- занятия

Алябьева Е. А. Как организовать работу с детьми летом. – ТЦ Сфера, 2012г.

Бережная,Н. Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н. Ф. Бережная. / /Дошкольная педагогика. -2007.

Детская психология – дошкольники - эмоционально-волевая (коррекция)- игры с песком –песочная терапия – занятия с песком – познавательные игры – занятия.

Варыгина В. В. Горбач Т. В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем». – Курск., 2010г.

Детская психология – моторика рук (развитие) – песок (игры) Васильченко,Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л. Васильченко /Развитие и коррекция-2001.

Грабенко,Т. М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т. М. Грабенко/ /Дошкольная педагогика. -2004.

Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010г.

Соляник Е. Н. Развивающие игры для детей раннего возраста. - СПб. : Детство - Пресс, 2010г.

Интернет-ресурсы.

Жителева С. С. «Песочная терапия» /С. С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду. -2006.

Публикации по теме:

Исследовательский проект для второй младшей группы «Вода, вода, кругом вода»Исследовательский проект для второй младшей группы «Вода, вода, кругом вода» Участники проекта: дети 2 младшей группа «А» комбинированной направленности, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Конспект ОД по познавательному развитию «Вода, песок, глина, камни на службе у человека» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Краткосрочный проект «Сказочный песок» Проект «Сказочный песок» В одном мгновении видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка, единой горсти – бесконечность И небо - в чашечке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Лето, песок и вода»
Опубликовано: 5 августа 2024 в 11:11
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологический проект «Лето, песок и вода»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Васильевна Белокобыльская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 августа. День арбуза. Передвижка «Арбуз»

 3 августа свой праздник отмечает арбуз. Этого зелено-полосатого именинника любят взрослые и дети, без него невозможно представить лето.

29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД