Олеся Гашилова
Краткосрочный проект «Сказочный песок»
Проект «Сказочный песок»
В одном мгновении видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка, единой горсти – бесконечность
И небо - в чашечке цветка.
Уильям Блейк
Рисование песком – это занятие не только творческое и увлекательное, но и полезное. Как и любое рисование, рисование развивает фантазию, внимание, моторику пальцев и пространственное восприятие. По утверждению специалистов парапсихологов песок забирает негативную психическую энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное состояние.
Публикация «Краткосрочный проект „Сказочный песок“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, олицетворяет Волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения дискомфортной для него ситуации, или состояния. Преобразуя ситуацию в песке, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей, как внутреннего, так и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальность. Иными словами, использование песка в педагогической практике дает комплексный образовательно - терапевтический эффект.
Тип проекта : проектно - исследовательский
Характер проекта : творческо - исследовательский.
По характеру контактов: дети, педагог-психолог.
По количеству участников: индивидуальный
По продолжительности: краткосрочный (01.04.21 -16.04.21).
Предмет исследования: песок
Цель проекта :
- Раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
- Формировать состояние психологического комфорта у воспитанников детского дома через арттерапевтическую технику игры с песком
- Способствовать развитию у детей устойчивого интереса к играм с песком и укреплению доверительных отношений с педагогом.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить, может менять цвет от воды.); обучать приемам работы с сыпучем материалом, уточнение и активизация словаря, совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы, формирование связной речи;
- Познакомить детей с тематикой и действиями с песком в специально организованных условиях;
- Формировать у детей предпосылки опытно - исследовательской деятельности, умения реализовывать свои интересы;
Развивающие:
-развивать коммуникативные навыки;
-развивать познавательные способности, творческое мышление;
-развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы;
-развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения;
-развивать фантазию, творчество, воображение;
- развивать умственные операции сравнения и обобщения;
- развивать познавательный интерес к неживой природе, желание получать новые знания; любознательность, наблюдательность.
Воспитательные:
- Воспитывать умение понимать и выполнять поставленную задачу, а также чувство взаимопомощи;
- Воспитывать аккуратность в обращении с песком, эстетические взгляды. Знакомить с правилами игры в песочнице;
- Способствовать положительному влиянию игр с песком на развитие психики ребенка;
- Способствовать установлению тесных контактов, доброжелательных отношений между детьми и педагогам детского дома;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, заниматься сообща;
- Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
Ожидаемые результаты:
- развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей;
- формирование осознанно - правильного отношения к объектам неживой природы, экологического мышления;
- развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- появление желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
«Подзадачи»
1. Учить детей рисовать песком отдельные образы и сюжеты, трансформировать образы, смену сюжетов;
2. Учить детей рисовать фантазийные образы (выбор технологии и способов рисования песком за детьми);
3. Инициировать самостоятельный поиск оригинального и соответствующих изобразительно-выразительных средств;
4. Раскрепостить руки.
(рисование пальцем, рисование всеми пальцами руки, синхронное, одновременное рисование пальцами обеих рук, рисование ладонью, песочной струёй.
5. Развивать творчество, воображение;
6. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность;
7. Учить приемам коммуникации (обсуждать тему, договариваться, рисовать по очереди, в парах);
8. Создание эмоциональной сферы (эмоционального отклика со стороны детей и взрослых);
ПРИЕМЫ РИСОВАНИЯ ПЕСКОМ.
Создание фона (собрать песок в кулак и равномерно рассыпать его по стеклу) :
-насыпание;
-наброс.
1. Щепотка (насыпание песочной струёй : песок зажат в кулаке, слегка разжав кулак, высыпаем песок тонкой струйкой на поверхность стекла).
2. Песочная струя :
- песчинки попадают в одну точку - круг;
- песочная струя рассыпается зигзагом - волны, чайки…;
- песочная струя рассыпается дугой - холмы, горы…;
- песочная струя рассыпается линией - дороги, дома…;
- песочная струя рассыпается замкнутой линией – воздушные шары, облака…;
- песочная струя рассыпается спиралью - порыв ветра, снежные бури…;
3. Рисование пальцами - песок раздвигается пальцами по фону;
4. Рисование тыльной стороной ладони одной руки и обеих рук одновременно
(крылья птиц, бабочки);
5. Рисование подушечками пальцев (вода, дождь, звезды);
6. Линейный наброс песка (лучи солнца);
7. Вырезание картин из фона (лишний фон вокруг центрального образа отсекается);
8. Частичное сохранение элементов картины (данные элементы переходят в другую картину)
9. Нанесение нового рисунка на предыдущую картину (насыпается новая порция песка прямо поверх старого рисунка для создания нового сюжета, старый рисунок является фоном и просматривается словно в тумане).
Список используемой литературы:
1. Дыбина О. В «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. - М. : ТЦ «Сфера», 2005.
2. Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду: детская энциклопедия». А. И. Иванова - М. : ТЦ «Сфера», 2004.
3. Маханаева М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». М., Сфера, 2010.
4.«Первые шаги. Модель воспитания детей раннего возраста». Материалы Московского городского конкурса 2001-2002.
5. Поддьяков А. Н. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком». Вопросы психологии, 1990.
6. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников». Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
7. Рыжова П. «Игры с водой и песком». Обруч, 1997, № 2.
8. Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной». Обруч, 1998, № 2.
9. Рыжова Н. А. «Волшебница – вода». - М. : Линка-Пресс, 1997 .
10. Саморукова П. Г. «Методика ознакомления с природой в детском саду». - М. : Просвещение, 1991.
11. Соляник Е. Н. «Развивающие игры для детей раннего возраста». СПб, Детство-Пресс, 2010.
12. Тихеева Е. И. «Ребенок - дошкольник и воспитывающая его среда».
13. Флерина Е. А. «Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия». Сост. Гребеншикова Е. А., и др. - М. : Просвещение, 1980.
14. Штейнхардт Л. «Юнгианская песочная психотерапия». - СПб. : Питер, 2001.
15. Чулицкая Л. И. «Гигиена ребенка и учет его физического развития». Москва 1980.
16. Интернет ресурсы.