Шинко Милана Николаевна
Экологический проект «Лесные жители»
Экологический проект
Актуальность
Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. Изучения ее нет придела. Природа многообразна, красочна, богата различными видами животных, растений. И только от человеческого отношения, уровня экологического воспитания зависит ее жизнь: численность животных, ее загрязняемость.
Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе о животных, человек получает в детстве. Во всех русских народных сказках главные герои – это лесные животные, которые учат добру, справедливости, взаимопомощи друг к другу. И, конечно же, наш ребенок, воспитывающий на этих сказках, должен иметь представление кто же такие дикие животные. Ведь это не выдуманные герои, а действительно живые существа, которые живут в наших лесах и полях. И их можно даже увидеть наяву в зоопарках и цирках.
Публикация «Экологический проект „Лесные жители“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Изучая с детьми раннего возраста диких животных и их жизнедеятельность, у детей также происходит формирование нравственных качеств посредством экологического воспитания, эмоциональной отзывчивости. Развивается речь, любознательность, обогащается словарный запас. Таким образом, формируя у детей экологическую культура, у них формируются и личностные качества, и способности. А также повышается экологическая культура ни только детей, но и родителей, приобщив их к сотрудничеству и творческой деятельности по теме проекта.
Тип проекта : познавательно – игровой.
По количеству участников: коллективный.
По контингенту участников: смешанный (дети 2-3 лет, дети подготовительной группы, воспитатель, муз. работник, родители).
По продолжительности : краткосрочный - 3 недели.
Цель: Формировать представления детей о диких животных (их жизнедеятельности, характерных признаках – размер, форма, цвете, об особенностях образа жизни) и доброжелательное отношение к лесным животным.
Задачи:
1. Сформировать у детей первоначальное представление о лесе и его обитателях - диких животных (заяц, лиса, медведь, ёжик, волк).
2. Формировать знания о характерных особенностях внешнего вида и повадок диких животных и чем питаются дикие звери.
3. Способствовать развитию познавательного интереса и любознательности.
4. Развитие речевой активности и обогащение словарного запаса детей.
7. Сформировать доброе чуткое отношение к лесным животным.
8. Обогатить предметно-развивающую среду по теме проекта.
9. Приобщить родителей к творческой деятельности.
Методы и приё мы:
• практические:
– наблюдение,
– проведение дидактических, подвижных, пальчиковых и дыхательных игр;
• наглядные:
– демонстрация иллюстраций с изображением лесных зверей и их жизни в лесу, муляжи овощей, фруктов и др. продуктов питания, фигуры лесных животных,
– показ настольного, пальчикового, кукольного театра;
– просмотр мультфильма;
• словесные:
– беседы,
– чтение воспитателем стихов, сказок,
– заучивание стихотворений детьми,
– беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Материал и оборудование: иллюстрации лесных зверей; фигуры зайца, лисы, волка, ёжика, медведя; муляжи овощей, фруктов и других продуктов питания; «волшебный» мешочек; пластилин, досточки для лепки, краски медовые, кисточки, стаканчики, кирпичики для конструирования; настольный, кукольный, пальчиковый театр; маски – ободки, эмблемы диких животных; картотека загадок, дыхательной и пальчиковой гимнастики и диких животных, авторские планы-конспекты «Путешествие с Колобком» и развлекательного (итогового) мероприятия по сказке «Смоляной бычок».
Форма организации детей: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.
Этапы реализации
I этап – Подготовительный
(2 недели)
Изучение и подбор методической литературы по теме проекта;
подбор художественной литературы по теме «Дикие животные»;
подбор пальчиковых, дидактических, подвижны и дыхательных игр для детей;
изготовление макета «Лесной уголок»;
изготовление настольного театра «Лисенок и его друзья».
рекомендация для родителей на тему «Изучаем диких животных всей семьей»;
изготовление пальчикового театра родителями;
разработка планов-конспектов занятия «Путешествие с колобком» и итогового мероприятия по сказке «Смоляной бычок».
разработка плана реализации проекта.
II этап – Деятельный
(2 недели)
1-й день
1. Презентация на тему «Кто такие дикие животные и где они живут».
2. Д/и с волшебным мешочком «Угадай что за животное».
3. Чтение сказки «Рукавичка» и беседа по сказке.
4. Пальчиковая игра «Зайчики».
5. П/и «У медведя во бору».
Задачи:
1. Дать первоначальные представления о дик. животных.
2. Формировать умение определять животное и его называть.
3. Формировать знания детей о дик. животных через чтение худ. литературы.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Учить действовать согласно правилам игры.
2-й день
1. Рассматривание макета «Лесной уголок».
2. Настольный театр «Лисенок и его друзья»
3. Д/игра «Собери зверя» (пазлы, «Кого не стало».
4. Лепка «Яблочки для ежика».
5. Пальчик. гимнастика «Ежик».
6. Дыхат. гимнастика «Сердитый ежик»
7. П/и «У медведя во бору», «Веселые зайчата».
Задачи:
1. Формирование знаний названия частей тела зверей.
2. Сформировать интерес к настольному театру, формировать доброе чуткое отношение к лесным животным.
3. Развивать умение собирать целую картинку из частей, развитие внимательности и мышления.
4. Сформировать умение выкатывать шарики из пластилина, закреплять умение различать красный цвет.
5. Развитие мелкой моторики и памяти.
6. Способствовать развитию несовершенную дыхательную систему ребенка.
7. Приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал воспитателя.
3-й день
1. Беседа по иллюстрациям с домашними животными на тему «Чем питаются лесные животные?».
2. Чтение и проговаривание стихов А. Барто «Уронили мишку на пол», «Зайку бросила хозяйка».
3. Д/игра «Покорми зверят», «Собери животное» (пазлы).
4. Дых. Гимнастика «Миша и мышка».
5. П/игра «У медведя во бору», «Зайцы и волк».
Задачи:
1. Формировать знания о питании диких животных.
2. Развить память и умение громко рассказывать стихотворение.
3. Формировать и закреплять знания о питании дом. животных и названиях их частей тела.
4. Способствовать развитию несовершенную дыхательную систему ребенка.
5. Формировать у детей потребность в двигательной активности через подвижные игры.
4-й день
1. Рассматривание книг о лесных животных.
2. Беседа по картинкам «Назовем детеныша».
3. Чтение сказки «Три медведя» и беседа по сказке.
4. Отгадывание
загадок.
5. Дыхательная гимнастика «Мишка и мышка».
6. П/игра «Заинька», «Зайцы и волк».
Задачи:
1. Развивать умение находить книги о лесных жителях по обложке и иллюстрации.
2. Формировать знания о названиях детенышей дик. животных
3. Формировать доброе чуткое отношение к лесным животным через чтение детской литературы.
4. Развитие внимания, логики.
5. Восстанавливать организм после эмоционального возбуждения.
6. Формировать умение детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.
5-й день
1. Кукольный театр по сказке «Теремок».
2. Ролевая игра по сказке теремок
Р/игра «О ком я говорю».
3. Рисование красками «Грибочки для ежика» (дети дорисовывают ножки грибов).
4. Пал. гимнастика «Ехал ежик по дорожке».
5 П/и «Веселые зайчата», «У медведя во бору».
Задачи:
1. Приобщить детей к театрализованному творчеству.
2. Формировать умения проявлять активность, развитие диалоговой речи.
3. Сформировать умения рисовать красками палочки, формировать умение правильно держать кисть.
4. Развитие мелкой моторики и памяти.
5. Формировать у детей потребность в двигательной активности через подвижные игры.
6-й день
1. Рассматривание сюжетных картинок «Что умеют делать дикие животные».
2. Д/игра «Чей детеныш», «Собери животное» (пазлы).
3. Просмотр мультфильма «Смоляной бычок»
4. Дыхательная гимнастика «Миша и мышка».
5. П/игра «Заинька», «У медведя во бору».
Задачи:
1. Сформировать знания детей о повадках дик. животных (что они умеют делать).
2. Развивать умение собирать целую картинку из частей; развитие мышления и памяти.
3. Формировать доброе чуткое отношение к лесным животным через просмотр мультфильма.
4. Укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути детей.
5. Учить детей действовать согласно правилам игры.
7-й день
1. Занятия «Путешествие с колобком».
2. Д/игра «Волшебный мешочек».
3. Конструирование из кирпичиков «Заборчик для колобка».
4. Игры с пальчиковым театром
5. П/игра «Зайцы и волк», «Заинька».
Задачи:
1. Активизировать речь детей, обогащение словарного запаса.
Развитие диалогической речи.
2. Формировать умение наощупь определять животного. 3. Формировать умение строить по образцу.
4. Формировать умение детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.
5. Развивать умение выполнять имитационные движения, подражать движениям животных.
8-й день
1. Д/и «Найди маму для детеныша», «Кто лишний из зверей».
2. Загадывание загадок
3. Чтение сказки «Семеро козлят».
4. Беседа по сказке «Семеро козлят»
5. П/и «Зайцы и волк», «Путешествие в лес».
Задачи:
1. Закреплять знания детей о дик. животных.
2. Учить детей отгадывать загадки.
3. Формировать любовь к худ. литературе.
4. Активизировать речь детей.
5. Учить детей бегать не сталкиваясь друг с другом.
9-й день
1. Д/и «Покорми зверят», «О ком я говорю».
2. Пальчиковый театр «Теремок».
3. Групповое рисование «Орешки для белочки».
4. Пальчиковая гимнастика «Белочка».
Задачи:
1. Закреплять знания детей о том, что любят есть дик. животные и умения определять животного по описанию.
2. Развитие диалогической речи.
3. Учить детей работать совместно
и правильно держать карандаш.
4. Формировать умение произносить стихотворение и выполнять движения согласно тексту.
III этап – Заключительный
10-й день
1. Развлекательное мероприятие по сказке «Смоляной бычок».
1. Повысить эмоциональный настрой детей.
Итог проекта :
• Подобрана картотека пальчиковых, дидактических, подвижны и дыхательных игр для детей;
• изготовлен макета «Лесной уголок»;
• изготовлен настольный театра «Лисенок и его друзья»;
• папка передвижка - рекомендация для родителей на тему «Изучаем диких животных всей семьей»;
• разработан планы – конспекты: занятия «Путешествие с колобком» и итогового мероприятия по сказке «Смоляной бычок».
Планируемый результат по работе с детьми
• Сформируется первоначальное представление о лесе и его обитателях - диких животных (заяц, лиса, медведь, ёжик, волк).
• Сформируются знания о характерных особенностях внешнего вида и повадок диких животных и чем питаются дикие звери.
• Повысится познавательный интерес;
• У детей обогатиться словарный запас.
• У детей наблюдается развитие речевой активности и обогащение словарного запаса.
• Сформируется доброе чуткое отношение к лесным животным.
Планируемый результат по работе с родителями
• Изготовление пальчикового театра.
Планируемый результат по работе с педагогами
• Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства.
Литература
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Мо- заика-Синтез, 2007.
2. Воспитание и обучение детей в младшей группе детского сада / под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
3. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.
4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
5. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М. : Просвещение, 1982.
6. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаи- ка-Синтез, 2006.
7. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в младшей группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
8. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
9. Лиштван З. В. Конструирование. - М. : Просвещение, 1981.
10. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. А., Белова И. К. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. - М. : Баласс, 2001.
11. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И. Е. Аверина. – 4-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 144 с.
12. Авторы-составители Лёвина С. А., Тукачёва С. И. Физкультминутки. Вып. 2 – Волгоград: Учитель, 2009. – 76 с.
13. Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Составитель В. В. Гербова и др. – М. : Оникс, 2011 – 272 с.
Приложение
Развлекательное – досуговое мероприятие по сказке «Смоляной бычок»
Цель: закрепить название диких животных и умение оказывать помощь, создать позитивное настроение.
Материалы, оборудование: ленточки, музыкальное сопровождение; зал оформлен виде полянки, с краю стоит избушка, корзина с конфетами.
Участники: дети подготовительной или старшей группы в костюмах героев сказки, муз. работник, воспитатель.
Ход мероприятия
Дети сидят на стульчиках, дед, бабка и внучка Танюшка сидят возле избушки. Воспитатель читает сказку.
Воспитатель: - Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Танюшка. Сидели они один раз у своего дома, а мимо пастух стадо коров гонит. Коровы всякие: и рыжие, и пёстрые, и чёрные, и белые. А с одной коровой рядом бежал бычок — чёрненький, маленький. Где припрыгнет, где прискачет. Очень хороший бычок.
- Вот бы нам такого телёночка, — говорит Танюшка.
Дедушка думал-думал и придумал: достану для Танюшки телёночка. А где достанет — не сказал. Встали утром Танюшка с бабушкой, вышли во двор, а по двору гуляет смоляной бычок, чёрный бочок.
Выходит смоляной бычок.
Внучка: - Спасибо, тебе дедушка за бычка, теперь я пойду его накормлю травкой.
Внучка берет бычка за веревочку и ведет на полянку.
Воспитатель: - Повела Танюшка бычка пастись. Пригнала на крутой бережок, на зелёный лужок, за верёвочку привязала
Внучка:
- Ты, бычок, не убегай. А если кто сюда придёт вы, ребята, меня зовите.
Воспитатель:- Пошла Танюшка домой. А бычок траву ест, хвостиком размахивает. Вот выходит из лесу Мишка-медведь. (Выходит медведь перекачивается). Постоял, постоял, туда-сюда поглядел — увидел бычка. Стоит бычок к лесу задком, не шелохнется, только шкурка на солнышке блестит.
Медведь: -Ишь, жирный какой, сейчас съем бычка».
Воспитатель: - Вот медведь бочком, бочком бычку подобрался, схватил бычка… да и прилип. - Ребята, давайте позовем Танюшку.
Дети зовут внучку Танюшку. Выбегает внучка, дедка и бабка.
Внучка: - Что случилось, кто пришел?
Дети: - Медведь.
Дед: - Вот так бычок! Смотри, какого здоровенного медведя привел. Сошью теперь себе медвежью шубу.
Медведь: -Дедушка, бабушка, внучка Танюшка, не губите меня, отпустите меня, я больше так не буду.
Дед: - А ты с детишками нашими поиграешь, тогда отпустим. (Проводится игра «У медведя во бору»). - Дети, понравилось вам играть с медведем, отпустим его?
Дети:- да!
Медведь уходит, внучка ведет бычка на полянку.
Воспитатель: - Вот на другой день Танюшка опять погнала бычка пастись. Бычок траву ест, хвостиком помахивает. Вот выходит из лесу волчище — серый хвостище. Кругом осмотрелся — увидал бычка. Подкрался волк, зубами щелк, да и вцепился бычку в бок, вцепился да и прилип. Волк туда, волк сюда, волк и так и этак. Не вырваться серому. Вот и стал он просить бычка:
Волк: - Быченька-бычок, смоляной бочок! Отпусти меня в лес!
Дети зовут внучку Танюшку. Выбегает внучка, дедка и бабка.
Внучка: - Что случилось, кто пришел?
Дети: - Волк.
Дед: - Эй! Вот кого сегодня бычок привел! Будет у меня волчья шуба.
Волк: - Ой, старичок, отпусти меня в лес, я больше так не буду делать. Я буду добрым волком.
Дед: - А ты с детишками нашими поиграешь, тогда отпустим. (Под разную музыку дети с волком имитируют движения животных – прыгают как зайчики, перекачиваются как мишки, ходят как хитрые лисички, садятся на корточки, имитируя колючего ежика). - Дети, понравилось вам играть с волком, отпустим его?
Дети:-да!
Волок уходит, внучка ведет бычка на полянку, дед и бабка тоже уходят.
Воспитатель: - И на завтра бычок пошел пастись. Ходит по лужку, травку ест, хвостиком мух отгоняет. Вдруг выскочил из лесу зайчик-побегайчик. Смотрит на бычка — удивляется: что это за бычок здесь гуляет? Подбежал к нему, тронул лапкой — и прилип.
Зайчик: -Ай, ай, ай! — заплакал зайчик-побегайчик.
Дети зовут внучку Танюшку. Выбегает внучка, дедка и бабка.
Внучка: - Что случилось, кто пришел?
Дети: - Зайчик.
Дед: - Вот молодцы, ребятки, что позвали нас! — говорит дедушка. — Сошью теперь Танюшке рукавчики заячьи.
Заяц: - Отпустите меня, я больше так не буду делать.
Дед: - А ты с детишками нашими попляшешь, тогда отпустим. (Под веселую музыку зайчик танцует танец с ленточками.). - Дети, понравилось вам плясать с зайчиком, отпустим его?
Дети:- да!
Воспитатель: - Вот под вечер сели дедушка, да бабушка, да внучка Танюшка на крылечке — глядят: бежит к ним на двор мишка косолапый, волчок – серый бочок и зайчик - побегайчик и гостинцев несут целую корзину.
Медведь, волк, заяц: - Спасибо вам, что пожалели нас (кланяются дедушке, бабушке и внучке Танюшке) – Спасибо и вам, ребята, что пожали нас. (кланяются детям и протягивают корзинку с гостинцами).
Воспитатель: - спасибо вам, зверята, ребята с удовольствием отведают ваши гостинцы. (Дети благодарят зверят. Зверята прощаются с ребятами и под музыку все герои сказки уходят).